Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект и предмет эмпирического исследования.






Объект, предмет и цели исследования. Проблема, сформулированная социологом, предполагает своего носителя, который служит объектом исследования и представляет собой реальные социальные явления и процессы — людей, группы людей, их организации, их деятельность и т.д. Таким образом, проблема как бы фокусируется на объективном, конкретном явлении и процессе. Это предполагает, что объект не зависит от исследователя, следовательно, он изначально не может обладать заранее сконструированными характеристиками. Именно поэтому те или иные идеологические и прочие предпочтения (а они обычно присутствуют) не должны довлеть над исследователем, в противном случае вся работа окажется некорректной, а иногда и бесполезной.

Предмет социологического исследования (наиболее значимые свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному и первоочередному изучению) обычно содержит центральный пункт проблемы, нахождение которого ведет к появлению научных предположений. Остальные свойства объекта могут непосредственно не исследоваться, но должны постоянно оставаться всфсрс внимания социолога, поскольку при определенных условиях они сами могут оказаться предметом исследования, а их влияние может оказаться значительным и даже решающим.

Здесь многое зависит от цели исследования, которая ориентирует социолога на тот или иной результат. Работа может быть направлена на анализ проблемы как в теоретическом аспекте, так и в практическом, а иногда в обоих одновременно. Эмпирические исследования чаще всего преследуют практическую цель, поскольку они предназначены для получения новой информации, которая позволяет выработать новые рекомендации и проч.

4. Структурирование, интерпретация и операционализация понятий обязательны при реализации цели, поставленной исследователем. Социологу необходимо расшифровать («приземлить») основные понятия, отсечь все то, что прямо не связано с основными задачами работы, для чего рекомендуется структурировать основные понятия, содержащиеся в определении предмета исследования, в соответствии с требованиями логики. Это означает точное объяснение их структуры, что позволяет выяснить соотношение отдельных свойств, установить очередность их изучения.

Интерпретация этих понятий предусматривает как установление признаков, выражающих их содержание, так и поиск логических связей уже установленных эмпирических признаков. Здесь исследователя подстерегают ошибки, избежать которые помогут лишь его высокая квалификация и эрудиция. Например, у такого сложного понятия, как «девиация» (отклоняющееся поведение), довольно много трактовок в специальных работах, а в некоторых энциклопедических словарях оно вообще не упоминается. К тому же стойкие стереотипы обыденного сознания, относящиеся ко многим понятиям социологии, мешают их научному восприятию. В частности, представление людей о таком явлении, как убийство животных, является крайне негативным. Однако если понятие «убийство животных» задаст единственный ориентир научного исследования, то ошибки не избежать, поскольку реально все основные группы людей, за редким исключением, в той или иной форме если не практикуют этот вид деятельности, то поощряют его. Следовательно, неадекватная реальности интерпретации этого понятия может привести к непреодолимым трудностям.

Социолог, как и любой другой аналитик, обычно знает, что сложное понятие включает в себя другие понятия, более «простые», которые имеют меньший уровень абстракции, а интерпретация «сложного» понятия предполагает поиск и вычленение из него более частных (простых).

Уточнение и детализация понятия называется операционализацией. Она позволяет преобразовывать абстрактные теоретические категории в конкретные и понятные термины и соответственно перейти от обдумывания проблемы к разработке конкретных путей ее разрешения.

Рассмотрим такое понятие, как «доступность окружающей среды для инвалидов» (рис. 1.2). Его можно раскрыть через более конкретные понятия «доступность элементов среды», «доступность вспомогательных средств», «освоение окружающей среды», а каждое из них определить через более точные переменные, поддающиеся социологическому измерению. Итак, понятие «доступность элементов среды» подразумевает комфортабельность жилья, удобство транспорта, приспособленность мест работы и учебы, доступность поликлиник и магазинов. О степени комфортабельности жилья можно узнать при опросе инвалидов, о наличии специального транспорта — в транспортных организациях, из наблюдений и т. д. Та к сложное концептуальное понятие «доступность окружающей среды для инвалидов» становится вполне измеряемым эмпирически.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.