Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегия профессионального развития






Организация субъектного обучения в высшей педагогической школе предполагает разработку учебных программ, цель которых не передача информационной системы знаний для последующего заучивания и воспроизведения, а развитие механизма самореализации, самоосуществления личности каждого студента как будущего профессионала. Важно, чтобы этой цели соответствовали программы всех вузовских учебных дисциплин. При этом основная доля ответственности ложится на психолого-педагогические науки как личностно развивающие, актуализирующие проявление таких качеств, как самостоятельность, избирательность, инициатива, эмпатийность и рефлексивность, адекватная самооценка своих возможностей, самоанализ, ответственность и др. Следовательно, для развития студента требуются особые обучающие программы, инициирующие его личностную и учебно-профессиональную активность. На наш взгляд, разнообразные психолого-педагогические тренинги, сюжетно-ролевые, имитационные и организационно-деятельностные игры, субъектные практикумы должны стать при этом основными средствами обучения. Подобные средства – каркас субъектного обучения, внутри которого последовательно организуются и развертываются процессы самопознания, самопроектирования жизненных и профессиональных стратегий, апробация последних в реальной учебно-воспитательной среде, анализ, оценка и коррекция программ личностно-профессионального саморазвития и авторских моделей профессиональной деятельности.
Процесс профессионального становления учителя может быть интегрирован как некая педагогическая стратегия, отвечающая следующим принципам: ориентация на творческость, личностную и профессиональную индивидуальность каждого студента, обеспечение дифференцированного и индивидуально-творческого подхода к его подготовке; открытость, вариативность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки учителя; полисубъектность педагогического образования, предполагающая развитие активности, ответственности участников педагогического процесса; фундаментализация педагогического образования в сочетании с углубленной профессионализацией; диалогизация учебно-воспитательного процесса и его проблематизация.
Личностно-профессиональное развитие студента будет в определенной степени эффективным, если сможет соответствовать ряду специально организованных условий: преемственность всех этапов многоуровневого педагогического образования; переориентация вузовского обучения с моносубъектной на полисубъектную парадигму, на обобщенную модель субъектной подготовки учителя; психолого-педагогическая диагностика уровней субъектности педагога; развитие у студентов мотивационно-ценностного отношения к учебно-профессиональной деятельности, к личности ребенка, к другим людям, к себе самому; становление и развитие у них регулятивных компонентов субъектности; взаимосвязь методологической, специальной, психологической и общепедагогической подготовки учителя; осуществление межцикловых и междисциплинарных взаимодействий, интеграция знаний в русле проблем становления субъектности учителя; развитие у студентов культуры самопознания, саморазвития, самообразования, самовоспитания, самосовершенствования; субъект-субъектный характер отношений в системах “студент–преподаватель” и “студент–учебная группа”; утверждение принципов плюралистической культуры, инакомыслия в образовательном процессе; обеспечение этапной логики развития субъектности студента–педагога, изучение и критериальная оценка динамики ее становления.
Общими основаниями проектируемого дидактического процесса являются его уровневые сущностные характеристики и ориентация на развитие личности студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.

21 В настоящее время сложилась система непрерывного образования учителя:

· довузовский (допрофессиональный) этап. У отдельных учащихся уже в школьном возрасте проявляются склонности и способности к педагогической работе: они общительны, испытывают привязанность к детям, обладают эмпатией, гуманностью, терпимы по отношению к другим и т.п. Степень проявления этих качеств можно диагностирировать с помощью методов психолого-педагогической диагностики. На формирование у школьников интереса к педагогической профессии влияют опытные и авторитетные учителя, родители, учебные предмет. Бывают и случайные факторы (близость учебного заведения, настояние родителей, влияние друзей и т.п.). В школе существуют факультативные курсы по введению в психологию и педагогику, создаются специализированные классы по педагогике. Их задача – выявить учащихся, имеющих склонность к профессии учителя, формировать мотивы выбора профессии; познакомить с особенностями профессионально-педагогической деятельности.

· вузовский (профессиональный) этап. На этом этапе студенты - будущие педагоги получают систематическую общеобразовательную и профессиональную подготовку в средней специальной или (и) высшей школе. Учебный процесс в вузе предлагает студентам различные формы обучения (лекционные, семинарские, лабораторные занятия, учебную и производственную практику). Уже в вузе студенты могут анализировать ход учебного процесса с профессиональных позиций. Важно также заниматься самообразованием (изучение литературы, влияние средств массовой информации, участие в различных конференциях, выставках, занятия исследовательской деятельности, обучение на разных курсах, занятие педагогической деятельностью, общение с преподавателями и т.п.). В настоящее время разрабатывается и внедряется многоуровневая система подготовки учителей в высшей школе (бакалавриат, магистратура). По завершении обучения, сдав государственные экзамены, выпускник вуза получает диплом (учителя) преподавателя и имеет право работать профессиональным педагогом.



· послевузовский этап (последипломное образование). Основная функция этого этапа – постоянное совершенствование профессионального мастерства. Первый год работы – это период адаптации к новому положению, привыкание к педагогическому коллективу, учащимся, их родителям, к ответственности за детей и т.п. Это период вхождения в профессию. К стажеру официально прикрепляется наставник из числа опытных учителей. Учитель со стажем работы до пяти лет имеет статус молодого учителя. Обычно после 3-5 лет работы, учитель начинает изучать и осмысливать свой опыт, опыт коллег, обобщает его. На этой основе он готовит доклады, выступает на педагогических советах школы, педагогических чтениях, на научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях разного уровня и т.п. Он может публиковать статьи в периодической печати, педагогических изданиях и т.п.

Совершенствуя свое мастерство, учитель занимается на курсах, в институте повышения квалификации, в магистратуре, аспирантуре, становится соискателем на педагогических и других кафедрах вузов или НИИ, разрабатывает методические рекомендации и пособия, защищает диссертации.

В Беларуси сложилась практика официальной аттестации учителей в зависимости от уровня профессионального мастерства. После ступеней «учитель-стажер», молодой учитель, идут такие ступени: учитель второй, первой и высшей категории, которые присваиваются после аттестации. Лучшим мастерам педагогической профессии присваиваются звания «Отличник просвещения». «Заслуженный учитель», «Заслуженный работник образования» и др.

У учителя есть путь служебного роста, профессионального продвижения. Активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни принято называть карьерой. Точнее - это последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека. Соответственно педагогическая карьера – активное продвижение педагога в совершенствовании своего профессионализма и самореализации в своей профессии. Карьера учителя зависит не только от уровня его профессионального мастерства, но и от его организаторских способностей. Учителя могут назначить руководителем методической секции в школе (по предмету), заместителем директора, директором, инспектором и руководителем органов образования в районе, городе, области, выдвинуть сотрудником министерства образования, руководителем учреждений дополнительного образования, подразделений ИПК и т.д.

В структуре карьеры человека значимую роль играет его имидж.Имидж – эмоционально окрашенный стереотип восприятия человека коллегами, социальным окружением, массовым сознанием. Имидж составляют природные качества, социальные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие); образованность, профессиональная компетентность, нравственные ценности, владение технологиями принятия решений, а также ориентация на достижения, ответственность, обязательность и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.