Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 5. Христианская философия средневековья






Цель:

• Дать общую характеристику средневековой философии;

• Показать роль религии в становлении и развитии средневековой философии;

• Ознакомить слушателей с выдающими деятелями средневековой культуры.

Структура лекции:

  1. История становления средневековой христианской философии

2. Патристика. Апологетика

3. Схоластика

4. Философская концепция Пьера Абеляра

5. Философия Фомы Аквинского

6. Николай Кузанский – последний философ средневекового христианства

Содержание лекции:

  1. История становления средневековой христианской философии

Средневековая философия представляет собой длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Христианство возникло, как известно, в I-II столетиях нашей эры в восточных провинциях Римской империи и распространилось на Средиземном побережье. Время его возникновения характеризуется глубоким спадом производства, кризисом рабовладельческого строя со всеми вытекающими последствиями. Основным источником христианства была иудейская религия, самая монотеистская из всех религий античности (культ бога Яхве). Христиане полностью переняли Старый Завет.

  1. Патристика. Апологетика

Первая фаза формирования христианской философии относится еще к древним векам, к периоду, когда становящееся христианское вероучение сталкивается и переплетается с философскими системами периода распада античного мира и называется периодом Патристики. В борьбе против языческой религии и философии выступают христианские писатели, названные апологетами (греч. Защита). Они были первыми христианскими философами, которые хотели приспособить греческое философское учение к потребностям собственных концепций. Их деятельность приходится на II столетие, названное столетием апологетов – единственно правоверных философов. Представители апологетики – Юстин Мартир (мученик), так называемый Христос в философской ризе (ок. 100-166), который отстаивал истинность провозглашенного учения и почитал платонизм, ибо он «направлен к Христу»; Квинт Септимий Тертуллиан (160-230), активно поддерживавший тезис о несоединимости философии и религиозной веры, утверждавший, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. Его основной принцип: «Верю потому, что нелепо». Философии противопоставлял религию, языческой науке – христианскую веру, против разума ставил божественное откровение; Тит Флавий Климент (Климент Александрийский) (150-219), который основал в Александрии христианскую богословскую школу. Стремился к синтезу эллинской культуры и христианской веры, не ощущая глубоких противоречий между идейными мирами, к которым принадлежал; Ориген (185-253), философия которого была ярко окрашенным платонизмом, чтобы согласовать его с верой в авторитет Библии, разработал доктрину о трех смыслах Библии – «телесном» (буквальном), «душевном» (моральном) и «духовном» (философско-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение.








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.