Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гражданская культура личности
Внедрение правовых норм в реальную практику общественных отношений достигается развитием правового сознания, сознательности граждан, авторитетом общественного мнения и принудительной силой закона с помощью государственных правоохранительных органов. Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социальных функций. Основным источникомправа является конституция. Когда прекращается нравственное отношение к жизни, возникает поведение, отклоняющееся от правовых норм, нарушающее их. Оно порождает преступное сознание и извращенную антиобщественную мораль. Гражданская культура и гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Это качество формируется гражданским воспитанием. Гражданское воспитание – процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, интернационализма и национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои убеждения. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения воспитанников в активный созидательный труд на благо Родины, формирования бережного отношения к истории отечества, его культурному наследию, обычаям и традициям народа; воспитания готовности к защите родины, изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов: герба, флага, гимна. Интернационализм – взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремление к объединению разных государств, этносов или их представителей. Объективной основой интернационализма является процесс интеграции производства, информационного обмена, научно-технического и культурного развития. Составными компонентами гражданского воспитания являются политическое и правовое воспитание. Политическое воспитание – формирование политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных позиций. Оно осуществляется н принципах: объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей. Формами политического воспитания могут быть политические информации – обзорные или тематические, информирующие о наиболее значимых политических событиях у нас и за рубежом, отвечающие на возникающие у школьников вопросы, но не навязывающие жестких оценок и суждений; политбои, «открытые трибуны», проведение фестивалей, международных обменов, встреч и т. п. Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, развитии правового сознания и законопослушного поведения, преодолении правового нигилизма. Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения – органическая составная часть гражданского воспитания. Государство и общественность придают большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, высокой гражданской активности и ответственности. Задачи правовою воспитания: довести до сознания воспитанников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении. Важнейший элемент правового сознания – нравственно-правовые и политические чувства. Нравственно-правовым чувством является глубокое уважение к закону как проявлению воли народов. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет гражданская совесть: она является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона. Элементом структуры правового сознания является также правовое мышление. Оно основывается на правовых знаниях и представляет собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. В процессе изучения дисциплин общественного блока, в специально организованной внеклассной и внешкольной деятельности учащиеся постепенно овладевают элементарной юридической грамотностью, осознают права, обязанности и правовую ответственность. Воспитаннику, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. «Дефективность сознания – это, конечно, не техническая дефективность личности, это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений – одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества», – считал А. С. Макаренко. Культура межнационального общения (отношений) Вопрос о формировании культуры межнациональных отношений становится одним из острейших не только на всем постсоветском пространстве, но и в целом мире. Национальная и расовая терпимость и уважение к другим народам при развитом патриотическом чувстве – противоядие фашизму, национальным раздорам и войнам. В статье 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами... Культура межнационального общения (отношений) – совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей, и позволяющих достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. Составными компонентами культуры межнациональных отношений выступают патриотизм и интернационализм, но доведенные до крайности, они превращаются в свои противоположности – шовинизм (моя нация превыше всех!) и космополитизм (отказ от патриотизма, национальной культуры и традиций). Важной стороной развития культуры межнационального общения является формирование этнической толерантности, что означает признание самоценности любого человека, независимо от его расы, национальности, вероисповедания, и терпимое отношение к иному мировоззрению, ценностным ориентациям, стереотипам поведения. Это признание права человека быть непохожим, иным, принятие его таким, какой он есть. В. А. Сухомлинский считал, что межнациональная терпимость является важнейшим элементом духовной культуры личности, показателем ее нравственной воспитанности, позволяющим ориентироваться в сложном мире человеческих страстей и характеров. Результат формирования культуры межнациональных отношений – сформированная этнокультурная компетентность личности, понимаемая как совокупность знаний и представлений о других народах, реализующихся через навыки, установки, модели поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с представителями других культур. Высокая культура межнационального общения предполагает: · признание приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизацию общечеловеческих и национальных интересов; · нераздельное чувство национальной и общенародной гордости, принадлежности к роду человеческому; · дружбу между народами страны проживания; · заботу о судьбах малой и большой Родины, всей планеты; · понимание необходимости трудиться на благо своей нации, во имя сохранения человечества; · стремление и содействие расширению взаимосвязей с другими народами и нациями; · неразрывный и постоянный интерес к культуре своего и других народов; · знание родного языка и языков других народов; · национальная скромность; · глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей и других стран. Эффективность формирования культуры межнациональных отношений зависит от того, в какой степени учащиеся вовлечены в совместную деятельность, способствующую развитию гуманных взаимоотношений, сплочению многонационального коллектива. Условия формирование культуры межнационального общения: · развитие способности ценить свободу; · развитие умения общаться, сотрудничать с «другими», открытость; · развитие навыков ненасильственного урегулирования конфликтов, выработка терпимости, сострадания, отзывчивости и сопереживания; · выработка гармоничного сочетания индивидуальных и коллективных ценностей; · формирование понимания необходимости уважать мировое культурное наследие.
|