Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И смысложизненных ориентации






Культура жизненного самоопределения – осознание себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки.

Готовность к самоопределению предполагает готовность личности к выбору своего трудового, профессионального пути, осознания собственных интересов, индивидуальных психологических особенностей своей личности. Она складывается из системы усвоенных личностью ценностей, формирующегося мировоззрения.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Его структуру составляют знания, взгляды и убеждения. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний о мире и его понимание. Определяющее условие формирования мировоззрения – перевод знаний в стойкие убеждения.

Убеждения – прочно сложившиеся взгляды, основанные на глубоком признании их верности и неопровержимости, ставшие принципами и мотивами поведения. Мировоззрение формируется в результате овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями и методами познания. Одновременно в этом процессе формируются воля и чувства. Переход знаний в стойкие убеждения осуществляется более интенсивно, когда учащиеся вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся применять знания на практике.

Существуют следующие критерии оценки уровня сформированности мировоззрения:

· оптимальное усвоение важнейших понятий, законов, теорий, имеющих определяющее значение для понимания сущности процессов развития природы, общества, мышления;

· устойчивое, осознанное, личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию;

· стремление и умение отстаивать свои взгляды и убеждения;

· проявление убежденности в повседневной деятельности и поведении.

Одним из стержневых мировоззренческих компонентов выступает понимание смысла жизни человека вообще и жизни каждого конкретного человека в частности.

Смысл личностный – понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить», – так считал Л. Н. Толстой. Смысл жизни осознается как «значениедля-меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценности и идеалы.

Определение личностного смысла выступает содержательным, элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование которой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания. Каждый человек, чтобы чувствовать себя уверенно в этом мире, должен понять, зачем он живет, каков личностный и общественный смысл его существования и деятельности.

Обретение смысла собственной жизни складывается в процессе понимания ценности жизни всего живого и каждого человека, освоения знаний, которые выработало человечество, развития своих способностей и склонностей, развития потребности в самореализации, самоактуализации, обретения профессии, отвечающей способностям и интересам личности.

Этапы формирования смысложизненных ориентаций у воспитанников:

· познание и интериоризация материальных и духовных ценностей общества, нации, цивилизации (жизнь, здоровье, добро, истина, красота);

· сознание ведущего значения ценностей в собственной жизни, жизни семьи и общества как культурно-нравственных ориентиров;

· остановка целей саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самоопределения, самоосуществления;

· оформление и реализация Я-концептов (Я-дочь, Я-подруга,
Я-гражданин и т. д.), которые складываются в положительную
Я-концепцию.

Культура жизненного самоопределения и смысложизненных ориентаций формируется в процессе духовного воспитания – формирования ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Обретение жизненного самоопределения возможно, если человек способен к самопознанию – пониманию себя как целостной личности. Оно включает самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Н. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу.

Отдельно необходимо сказать о религии в системе формирования мировоззрения. Государственные образовательные учреждения любого уровня являются светскими. Ребенок в семье, в общении с другими детьми, в школе из курса истории, мировой художественной культуры, истории религий, из книг и СМИ узнает о Боге, о разных конфессиях. Целенаправленное религиозное воспитание он может получать в семье или в религиозных учебных заведениях. Во всех других случаях ребенок по мере освоения мировоззренческих идей сам должен определить свое отношение к религии и выбору своего «пути к храму», если это станет для него необходимым.

Ведущие методы целенаправленного формирования мировоззрения: беседы о смысле жизни, о мечтах и планах, об ответственности, справедливости и несправедливости; дискуссии и диспуты по художественным фильмам и произведениям, спектаклям; анализ поступков и результатов деятельности; лекции философского содержания и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.