Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная парадигма воспитания; ее прогрессивные идеи






Особенностью, знамением времени и всех изменений, происходящих в современной школе, является смена парадигмы воспитания, которая повлекла за собой появление целого ряда новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания. Сутью смены парадигмы воспитания является переход от идеи командно-административного влияния педагогического процесса на формирование личности ребенка (подростка) согласно эталону, заданному обществом, к гуманистической идее создания в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития ребенка (подростка), его самоактуализации в статусе полезного члена общества на основе потребностей и потенциальных возможностей.

Теоретическое обоснование новой парадигмы воспитания происходит на стыке современного знания из областей многих наук: философии воспитания, педагогической культурологии, акмеологии, аксиологии, синергетики, антропологии, психологии, педагогики, методики воспитания, современных педагогических технологий... Содержательные аспекты воспитания уходят корнями своими в смежные науки – этику, эстетику, экономику, экологию, политологию, культурологию, медицину, валеологию, сексологию и многие-многие другие.

Сформулированные идеи прорабатываются в опытно-эксперимен-тальной работе ученых и практиков.

Таким образом, уже сегодня можно сформулировать целый ряд прогрессивных идей, на которых должен быть построен современный процесс воспитания.

1. Ребенок (дети) в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. Он обладает большими потенциальными возможностями саморазвития, условия для которого создаются в процессе воспитания. При этом одним из основных принципов является принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть, с целью стимулирования его дальнейшего позитивного разностороннего развития, макаренковский принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться», принцип опоры на положительное в личности воспитанника, мажорного стиля и тона в отношениях с ним.

2. Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности. На этом основании строится система воспитания.

· Внутренняя свобода педагога и воспитанника выступает как стержень культуры воспитания, основанного на свободном творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взрослого и ребенка (подростка).

· «Педагогика свободы» (О. С. Газман) приводит к тому, что ребенок (подросток) в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в позитивных формах поведения: он вступает в более высокую стадию культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми.

3. Суть воспитания – развитие отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому... То есть формирование жизненной позиции – своего места в системе ценностных отношений к миру. При этом отношение – категория избирательная, поэтому в процессе воспитания ребенок (детский коллектив) ставится в ситуацию выбора ценностей – политических, экономических, нравственных, эстетических и т. д., в позицию активного субъекта воспитывающей деятельности и саморазвития.

4. Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитывающей деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, общественной, трудовой, художественной, физкультурной, деятельности свободного общения. Все эти виды деятельности пронизывает деятельность игровая, облегчающая процесс передачи социально ценных отношений: делает его эмоциональным, допускает избирательность, имеет высокие нравственные принципы и правила, чаще всего возникает непроизвольно в детской среде, позволяет научиться «проигрывать» сложные жизненные коллизии...

Смысл, основная идея образования (воспитания) – не «человек образованный», впитавший в себя «последнее слово современной науки», а «человек культуры», сопрягающий в своем мышлении и деятельности различные культуры, формы деятельности и нравственные ценности...

5. Вся система образования (обучения и воспитания) в современной школе ориентирована на личностный подход – «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия».

Вот почему основой методики воспитания следует считать инструментовку управления воспитанием детей как самопознание и самовоспитание их, организацию деятельности как самодеятельности, управление детским коллективом как самоуправление. И в такой заданности воспитательного процесса позиция педагога иная, чем это имеет место в массовой школьной практике: он становится естественным, принимаемым и желанным СОучастником детской жизни.

6. В таком понимании воспитания и позиции педагога в воспитательном процессе продуктивной является идея педагогической поддержки как особого подхода в воспитании, определяемого как «превентивная (предупреждающая, предохранительная) и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением».

7. Продуктивное обучение и воспитание строится в режиме диалогового общения педагога и воспитанника. М. М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения». Вот почему в практику воспитания входят: «диалог культур», диалоговое общение «воспитатель воспитанник», диалоговые формы отношений в организованной детской (подростковой) среде и т. д. Сюда же можно отнести идею мультикультурного воспитания[19].

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ГЛАВЕ 1

 

1. Постарайтесь на основе материала прочитанных в главе 1 текстов, раскрывающих сущность и отличительные черты разных видов) типов) воспитания, сформулировать набор наиболее существенных признаков, характеризующих:

а) авторитарное воспитание;

б) свободное воспитание;

в) технократическое воспитание;

г) гуманистическое воспитание;

д) воспитание, которое еще не получило определения, но которое вы считаете по совокупности отличающих его признаков оптимальным (наилучшим из возможных).

2. В ходе учебной дискуссии попробуйте найти негативные последствия реализации признаков каждого из типов воспитания (например, некий признак:

«обеспечивает безусловное выполнение порученного дела» – «сковывает (подавляет) инициативу»;

«способствует установлению комфортных партнерских отношений в коллективе, группе» – «нивелирует человеческую личность»…)

3. Попытайтесь построить систему отношений воспитателей и воспитуемых, опираясь на принцип А. С. Макаренко: «Как можно больше требовательности к человеку – как можно больше уважения к нему».

4. Выступите с позиций сторонника «свободного воспитания» с критикой высказывания А. С. Макаренко: «сторонник специальной воспитательной дисциплины, которая еще не создана, но которую именно у нас… создадут. Основные принципы этого воспитания:
1) уважение и требование; 2) искренность и открытость; 3) принципиальность; 4) забота и внимание, знание; 5) упражнение; 6) закалка;
7) труд; 8) коллектив; 9) семья, первое детство, количество любви и мера суровости; детская радость, игра; 11) наказание и награда[20].

Сопоставьте ваши суждения с размышлениями В. А. Караковского, воспроизведенной в § 4 настоящей главы[21].

5. Сформулируйте в группах по 2–3 человека и защитите на практическом занятии свод признаков приемлемого для вас типа воспитания…

6. Прокомментируйте высказывание автора одного из учебников педагогики В.С. Безруковой: «Индивидуально–ориентированная педагогика признает внутреннюю сложность и автономию человеческой личности и противостоит коллективизму, где главная роль отводится влиянию на человека социальной группы...» [22]. Противоречия, порожденные, по мнению В. С. Безруковой, внедрением теории коллективного воспитания, обнаруживаются в нивелировке личности, ее пассивности и конформизме (подчинении мнению большинства), утрате индивидуальности, неповторимости…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.