Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные подходы и концепции воспитания






Конец XX века ознаменован новым направлением мировой, в том числе и российской, педагогической мысли по отношению к образованию:

– меняется взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, в основе которого проявляются гуманистические и творческие способы взаимодействия его участников;

– меняется представление о личности и ее роли в педагогическом процессе;

– подвергается пересмотру отношение к обучаемому как объекту педагогических воздействий. Закрепляется новое положение субъекта образования и собственной жизни, обладающих уникальной индивидуальностью. Педагогическая поддержка юношеской индивидуальности рассматривается как одна из главных целей образования.

Существующие на сегодняшний день подходы и концепции воспитания направлены на наполнение воспитательной системы новым содержанием, в соответствии с существующей личностно ориентированной парадигмой образования и теми его особенностями, которые уже перечислены. Многовариантность появившихся подходов и концепций открывает новые возможности для развития педагогического творчества преподавателей в реализации целей воспитания будущих профессионалов.

Подход является комплексным педагогическим средством и включает три компонента:

– основные понятия, используемые в процессе изучения и преобразования воспитательной практики;

– принципы как исходные положения, главные правила осуществления воспитательной деятельности;

– приемы и методы построения воспитательного процесса.

Раскроем основные подходы к воспитанию.

Комплексный подход предполагает, что все компоненты воспитания: цели, задачи, содержание воспитательных влияний; деятельность воспитуемых; формы и методы воспитания и самовоспитания; контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ полученных результатов, позволяют наметить новые цели с учетом достигнутого и появившихся проблем.

Ценностный (аксиологический) подход. У мира педагогических ценностей две составляющие – ценности воспитателя и ценности воспитанника. Выделяют еще несколько разновидностей педагогических ценностей: личностные, групповые, социальные, общественно-политические, профессионально-групповые, индивидуально-лич-ностные.

В системе отношений наставников и воспитанников проявляется система ценностных ориентации, субъективированных личностью. Эффективность системы педагогического воздействия зависит от того, насколько личностные представления человека о его назначении, достоинстве, духовной свободе соответствуют нормативным, пропагандируемым ценностям.

Синергетический подход занимает все болееважное место в современном воспитании.

В последние годы возникла необходимость обращения к идеям теории самоорганизации, широко известной как наука синергетика. Это кооперативная наука, изучающая системы с самоорганизацией,
т. е. внутренней способностью выращивать в себе, надстраивать из себя новые качества, необходимые для выживания.

Предметом исследований синергетики являются законы самоорганизации и эволюции неравновесных открытых систем, пребывающих в состоянии неустойчивости. Это системы любой природы, обменивающиеся энергией с окружающей средой через все свои точки.

Основные разработки синергетики связаны с вероятностным прогнозированием развития веера возможностей, который возникает при кризисных состояниях и разрушении старых структур, что обеспечивает переход системы в более высокое качество. Особое внимание уделяется способам заимствования возникающей системой энергии из окружающей, как правило хаотичной, среды, а также разработке методологии, обеспечивающей основу для существования и развития системы в режиме жизнеспособного компромисса. Синергетика дает научный анализ понятию «хаос», рассматривая его как источник развития.

Теория самоорганизации строится на утверждении, что существование в системе нестабильных, неустойчивых состояний является условием ее стабильного и динамического развития. Характерным качеством любой социальной системы является противоречие между хаосом и упорядоченностью в развитии. С одной стороны, налицо развитие системы по направлению к целостности, упорядоченности, а с другой – целостность системы есть остановка в ее развитии.

Потенциал самоорганизации свойственен личностной характеристике россиянина как естественная потребность в нонконформистской, неадаптивной активности. Как возможность преодоления кризиса он присутствует в деятельности личностных структур сознания в виде генетической, национально сообразной потребности осмысливать ситуацию посредством специфически российской способности переживать, принимать близко к сердцу происходящее. Можно с уверенностью полагать естественное наличие задатков особой культуры переживания, которая проявляется в деятельности личностных структур сознания как основа его самоорганизации для мобилизации сил личности на преодоление кризиса. Главным условием, определяющим на сегодняшний день возможность обращения к педагогическому потенциалу синергетики, является перманентный кризис, в котором находятся все сферы российской жизни, в том числе и система образования, которая в целом подпадает под действие законов самоорганизации и эволюции неравновесных открытых систем, пребывающих в постоянном состоянии неустойчивости.

Педагогическая перспектива синергетики в том, что в гуманистических образовательных системах она играет роль развивающего, ненасильственно «помогающего» фактора.

Синергетический подход рассматривается как осознание субъектом потребности в изменении существующего или ожидаемого положения вещей в материальной либо в идеальной сфере и определение цели своей деятельности.

Следует отметить, что развитие личности как самоорганизующейся системы происходит посредством овладения социальными ролями, обеспечивающими социализацию, а затем и персонализацию человека. Личность одновременно и присваивает внешнее, и творит внутреннее, а по мере накопления опыта и развития творческих способностей преобразует внешнее и создает новое для себя и для других.

Синергетический подход позволяет характеризовать воспитательные системы, с одной стороны, как системы неупорядоченные, неравномерные и нестабильные, а с другой – как системы самоорганизующиеся.

Философско-антропологический подход – согласно данному подходу цель, предмет и ценность воспитания – Человек и его бытие в мире.

В связи с этим оно направлено на постижение духовной жизни воспитанника и осуществляется благодаря диалогическому взаимодействию воспитателя и воспитанника. Основная задача воспитателя – понять, принять еще не осознанные цель, смысл жизни, поступок воспитанника как единство действия, переживания, убеждения, мысли и чувства.

Центральным принципом этого подхода является антропологический принцип. Суть его в том, что понятие «человек» рассматривается как исходная, базовая категория; выбор человека в качестве исходной ценности определяет методы, средства и формы воспитания, которые позволяют акцентировать внимание и взаимные усилия воспитателя и воспитанников на актуализации, воспроизведении человеческого в человеке.

Полисубъектный подход – как условиегуманизации учебно-воспитательного процесса. Полисубъектный подход предполагает, что учитель не учит, а активизирует, стимулирует стремление учеников к саморазвитию, создает условия для творческой самореализации.

Помимо перечисленных в воспитательном процессе действуют подходы: системный, деятельностный, личностно ориентированный, культурологический.

К началу XXI века сложилась система современных концепций воспитания, позволяющая ориентировать учебно-воспитательный процесс на реализацию личностно ориентированной парадигмы воспитания. Дадим краткую характеристику некоторым из них. Обратим внимание на тот факт, что данные концепции носят универсальный характер и могут быть использованы не только при построении воспитательной системы общеобразовательной школы, на которую они ориентированы, но и в воспитательном процессе любого иного учебного заведения.

Педагогика свободы (О. С. Газман). Воспитание понимается как деятельность, основанная на свободном саморазвитии личности и ее педагогической поддержке.

Цель воспитания – помощь воспитаннику как субъекту свободного сознания (осознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения); ориентация воспитателя на воспитанника как на уникальную духовную «самость», как на индивидуальную действительность.

Главная ценность образования, и в том числе воспитания, – сознание. Сознание творит деятельность, а значит, и самого человека. Сознание личности как целостная категория включает в себя три взаимосвязанных компонента: «образ мира», «образ мыслей», «образ Я».

Свободаспособность к автономному существованию, способность самостоятельно реализовать свое предназначение, осуществлять собственный индивидуальный выбор.

Индивидуализация рассматривается О. С. Газманом как поддержка того единого, особого, своеобразного, что заложено в человеке от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. В индивидуализации первичен индивид, вторично общество: человек – цель, общество – средство.

В соответствии с «педагогической свободой» провозглашена «педагогическая поддержка» – она состоит в том, что педагог совместно с воспитанником определяет его интересы, цели, возможности, пути преодоления препятствий или проблем, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка – это взаимоотношения равноправия, равноценности, уважения и доверия.

Педагогика ненасилия (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов). Цель педагогики ненасилия – воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе и в духе ненасилия, миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения к природе, всему живому, решение конфликтов без использования открытых и скрытых форм принуждения.

Обозначенная цель реализуется посредством решения двух групп задач.

1. Воспитание у подрастающего поколения миролюбия, духа ненасилия:

– формирование негативного отношения к войне; миролюбия как способности к международному и межнациональному взаимопониманию; отрицание насильственных методов разрешения социальных конфликтов;

– ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;

– гуманное отношение к другим людям и к самому себе, умение ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека.

2. Гуманизация процесса образования, взаимодействия педагогов и воспитанников:

– гуманизация существующих методов и форм работы в учебных заведениях разного типа, системы взаимодействия субъектов педагогического процесса;

– разработка и внедрение новых методов и форм педагогической деятельности, построенных на идеях ненасилия;

– реформирование подготовки будущих педагогов, развитие у них личностных свойств и специальных умений, позволяющих в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения.

Ненасилие определяется как:

а) универсальный принцип, регулирующий отношение человека к миру и другим людям;

б) форма общественно-политической борьбы;

в) отношение человека к природе и всему живому;

г) способ решения глобальных проблем человечества;

д) общечеловеческая ценность. Это положение является основополагающим в педагогике ненасилия, поэтому обозначим основные положения, позволяющие утверждать данный тезис.

Ненасилие – это жизнеутверждение как альтернатива закону «уравновешивания», который построен на непротивлении злу насилием. Жизнеутверждение – это активная позиция человека, когда он берет на себя всю полноту ответственности, демонстрируя особую силу духа и разума.

Ненасилие – это преодоление эгоцентризма и выражение любви. Эгоцентричный человек принимает за исходную точку восприятия мира собственную личность, а преодолеть эгоцентричность – значит сориентироваться на другого человека и его позицию. Любовь – высшее проявление духовности человека, как усиление существования другого человека.

Ненасилие – это независимость, которая появляется в результате предоставления личности свободы выбора, но при возложении на себя определенных обязательств. Независимость порождает сорадость, сочувствие, сострадание другому человеку, поэтому появляется позитивное взаимодействие с другими людьми.

Ненасилие – это позитивное взаимодействие субъектов без использования открытых и скрытых форм принуждения, демонстрации способности к согласованию действий в достижении позитивного результата, сохранение независимости сторон.

Парадигма ненасилия имеет опору на положительную эмоцию и выражается в позиции ненасилия, которая выступает основой для осуществления ненасильственного взаимодействия и общественно одобряемого поведения человека в целом.

Структура позиции ненасилия:

мотивационно-ценностный компонент, определяющий смысловую составляющую позиции ненасилия;

когнитивный компонент, имеющий две стороны: с одной стороны, отказ от намерения совершить принуждающие действия; с другой – формирование намерения, собственные ненасильственные действия, выраженные в стремлении поддержать или усилить личность другого человека;

эмоциональный компонент, выражающий способность человека преодолевать свою раздражительность, обиду по отношению к другому человеку. Работа над собой позволяет этим эмоциям перерасти в уверенность и эмоциональную устойчивость, а их отсутствие или неблагоприятные условия приводят к подозрительности, враждебности, агрессии;

поведенческий компонент, основу которого составляет инициативное ненасильственное действие. Ненасильственное действие – форма деятельности в сотрудничестве.

Сотрудничество представляет собой разделение деятельности при наличии общей цели и форму взаимодействия, когда на фоне позитивного восприятия, эмоционального отношения, взаимопонимания субъекты занимают особое положение.

Позиция ненасилия характеризуется:

–умением не раздражаться и не обижаться;

–эмоциональной устойчивостью;

–уверенностью в себе;

–позитивной открытостью;

–способностью к социальной децентрации;

–терпимостью к чужому мнению, другим людям;

–расширением границ субъективной свободы;

–приоритетом организационных воздействий над дисциплинарными;

–преобладанием активных форм реагирования над реактивными;

–приоритетом позитивных форм оценивания;

–способностью педагога подключить воспитанников к целям воспитателя и, наоборот, умением его подключиться к целям воспитанника;

–наличием умений конструктивной критики.

Для реализации цели и задач педагогики ненасилия необходимо соблюсти ряд условий. К ним относятся:

а) ориентированность педагогов на личностную модель взаимодействия с учениками;

б) создание серии специфических предпосылок для организации жизнедеятельности воспитанников на ненасильственной основе и формирование у них на разных этапах онтологического развития позиции ненасилия.

Данные условия выполнимы, если воспитанникам предоставляется свобода выбора, когда все виды деятельности имеют ненасильственное содержание, отдается приоритет позитивной оценочной доминанте, если родители воспитанников активно привлекаются к проблемам развития у студентов способности к ненасильственному взаимодействию.

Концепция системного построения процесса воспитания
(В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова).

Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности.

Цель воспитания – всестороннее гармоничное развитие личности. Цель осуществляется путем решения следующих задач воспитания:

1) формирование у воспитанников целостной и научно обоснованной картины мира;

2) формирование гражданского самосознания личности;

3) приобщение студентов к общечеловеческим ценностям;

4) развитие у воспитанника креативности;

5) формирование самосознания и осознание личностью собственного «Я», помощь воспитаннику в самореализации.

Реализация обозначенных целей и задач требует создания гуманистической системы воспитания, содержанием которой становятся общечеловеческие ценности, такие, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Системно-ролевая теория формирования личности (Н. М. Таланчук). Воспитание – это процесс человековедения, протекающий как регулирование освоения личностью системы социальных ролей.

Человековедение – это вед е ние к человеческому идеалу.

Цель воспитания – формирование гармонично развитой личности, готовой и способной полноценно осваивать систему социальных ролей.

Социальные роли человек осваивает при вхождении в состав определенного сообщества людей, когда ему приходится проявлять активность при наследовании и приумножении социальных ценностей.

Осваивая эту роль, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Так, человек объективно становится семьянином и выполняет свой супружеский, сыновне-дочерний долг или профессионалом, способным мастерски выполнять свою работу; гражданином страны, обладающим высокой нравственной, эстетической, правовой культерой и т. д.

Для процесса воспитания главным является создание педагогически целесообразных условий для усвоения растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения, отношений между людьми в различных сферах жизнедеятельности. Образовательные учреждения и другие социальные институты должны целенаправленно готовить своих воспитанников к выполнению различных социальных ролей.

Воспитание как педагогический компонент социализации (М.И. Рожков). Воспитание понимается как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека.

Цели воспитания разделены на две группы: идеальная – идеал гармонично развитого человека; реальная, конкретизируемая в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития.

Результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивное изменение в его взглядах, мотивах, реальных действиях. Воспитание должно обеспечить усвоение воспитанниками системы гуманистических ценностей, развитие всех существующих сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, предметно-практической, экзистенциональной, волевой, сферы саморегуляции.

Воспитание ребенка как человека культуры (Е. В.Бондаревская). Воспитание понимается как процесс педагогической помощи воспитаннику в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Цель воспитания – это целостный человек культуры.

Человек культуры – это:

а) личность гуманная, духовная, творческая и адаптивная;

б) гражданин;

в) нравственный человек;

г) человек с развитой потребностью поиска смысла жизни, с выраженной направленностью на созидательную деятельность.

Исходное положение этой концепциивоспитание выполняет в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции:

– сохранения, воспроизводства и развития культуры;

– обслуживания исторического процесса смены поколений;

– свободного развития личности как субъекта культуры, его собственного развития и жизнетворчества.

Идеология воспитания представлена в виде совокупности положений, выражающих интересы детей, молодежи, нуждающихся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина на образование и приобщение к ценностям человеческой культуры, на творческое развитие и самоопределение.

Воспитание осуществляется в рамках личностно ориентированного образования, представляющего собой часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой – влияет на ее сохранение и развитие через человека. Восхождению человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры способствуют культурные функции образования.

Гуманитарная функция – важнейшая из них. Ее суть – сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности.

Для этого нужно показать личности механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества, диалога, а также осуществить защиту и педагогическую поддержку индивидуальности воспитанника, выявляя совместно с воспитанником его жизненные проблемы. Общая педагогическая поддержка всех воспитанников создает эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, а индивидуально-личностная обеспечивает диагностику развития, обучения, воспитанности каждого из них.

Культуросозидательная, или культурообразующая, функция способствует сохранению, воспроизводству и развитию культуры средствами образования.

Для реализации данной функции необходимо осуществить отбор культуросообразного содержания и воссоздать в образовательных структурах культурные образцы и нормы, проектирующие зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры – в образование.

Функция социализации проявляет себя в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальную позицию, самосознание, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта и сколько берет и как ее психика эти приобретения качественно перерабатывает, какое придает им значение. Чтобы социализация совершалась без значительных потерь для личности, образование должно заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности.

Концепция формирования образа жизни, достойного Человека (Н. Е. Щуркова). Воспитание понимается как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества как развитие способности жить в нем и созидательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитанияличность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Воспитание рассматривается как фактор вхождения российского общества в контекст мировой культуры. В связи с этим:

–воспитание необходимо рассматривать с позиций культуры;

–слагаемыми воспитания являются освоение, усвоение и присвоение мира ребенком на уровне современной культуры;

–содержание воспитания рассматривается как система отношений к ценностям достойной жизни достойного Человека, а знаний и умений – как средства проживания ценностных отношений человека к миру и с миром;

– поле воспитательного процесса распространяется на всю жизнедеятельность воспитанника;

– представление о содержании жизни достойного Человека предстает как бесконечная цепь вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, а ставит ряд новых, из того следует, что воспитание есть приручение к самостоятельному выбору жизненного пути, образа жизни и ответственности за свой выбор.

Воспитание направлено на приобщение к ценностям культуры в следующей последовательности: жизнь Природы, жизнь Человека, жизнь Общества, образ жизни, достойной Человека, внутренний мир человека.

Воспитание в контексте культуры – это апелляция к аккумуляторам культуры: науке, искусству, морали, персоналиям, материальным предметам, – выбор которых определяется трехсторонним подходом: «ЗНАЮ, УМЕЮ, ЛЮБЛЮ».

Воспитательный процесс – это целенаправленный, двусторонний, информационно-деятельностный, коллективно-творческий, коммуникативный, управляемый процесс, обращенный к духовному миру личности.

Основу концепции составляет личностно ориентированный подход.

Обозначим сложности в реализации концепций воспитания и их разработки:

–отсутствие общетеоретического подхода к воспитанию как к непрерывному процессу от дошкольника до студента профессиональной школы;

–многообразие трактовок самого понятия «воспитание»;

–разброс мнений в определении предмета воспитания: это и чувства, и система социальных ролей, и духовность, и направленность на успех;

–отсутствие общероссийских, общенародных совокупностей жизненных ценностей, формулируемых на пересечении трех основных осей: индивидуализм – коллективизм; прагматизм – духовность; атеизм – вера;

–налицо социальная стратификация российского общества. На современном этапе есть опасность заметного его расслоения по категории доходов, которая сейчас существует лишь в крупных мегаполисах. Данная тенденция создает реальную угрозу созданию единой стратегии воспитания;

–иерархизация ценностей общественного сознания.

При разработке стратегии воспитания в образовательной системе следует учесть, что процесс реализации складывается из таких стратегий:

1) стратегии сохранения (того, что актуально существует);

2) стратегии изменения (того, что изменяется или должно быть изменено);

3) стратегии развития (того, что развивается);

4) стратегии предотвращения.

При разработке конкретной концепции нужно определить доминанту одной из них.

Таким образом, все существующие на сегодняшний день подходы и концепции отражают три направления воспитательного взаимодействия всех его участников:

–в воспитательной системе образовательного учреждения, где в совокупности функционируют все системы и направлены они на развитие каждого воспитанника;

– воспитательной системе учебной группы (класса), где реализуется вся активная деятельность и взаимодействие воспитанников;

– системе индивидуального развития и поддержки каждого воспитанника.

Все они ориентируют воспитание на формирование целостной личности, ядром которой являются Человек, Культура, Мир, Природа, Отечество, – личности человека, транслирующей культурные ценности[15].

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.