Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема ВОВ в литературе 1940-1990 годов




ВОВ-очень важный этап в истории. События военных лет зафиксир в гос печатн докум, в видеосъём, в личн письм участн сражений. Наиболее полно, в различных жанрах, под разным углом зрения тема отраз в худож лит. В воен прозе можно выдел два периода: 1) проза воен лет: рас, очерки, повес, напис во время воен действ 2) послевоен проза, в кот происход осмысл мног больных вопросов. ВОВ отражена в рус лит глубоко и всесторонне, во всех своих проявлен: армия и тыл, партиз движ и подполье, трагич нач войны, отдельн битвы, героизм и предател, велич и драматизм Победы. Авторы воен прозы, как правило, фронтовики, в своих произвед они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. С каждым годом менялись хар персонажей, раскрыв новые подробности, появилось критич отнош к правител. Но всё же гл мысль остаётся неизмен-только кровь советского солдата вернула мирное небо над головой. В перв дни войны пис откликн на тра­гич событ. Внач война отраж в малых жанрах-очерке и рассказе, запе­чатл отдельн факты, случаи, отдельн уча­стники боев. Затем пришло более глубокое поним событий и стало возможным их полнее изображать. Это обусловило появление повестей. Перв пов («Непокоренные» Гор­батов) строились на контрасте: советская Родина-фашистская Германия, справедлив, гуманн сов чел-убийца, захватчик фашист. Образ сов народ представал как собират, в единстве лучших нар качеств. Сов чел, сражающийся за свободу Родины, рисовался в романтич свете как возвышен героич личность, без пороков и недостатков. Несмотря на страшн реальн войны, уже пер­в пов были наполнены уверенностью в победе, опти­мизмом (Фадеев «Мо­лодая гвардия»). Постепенно углубляется представление о войне, о ее быте, о не всегда героич повед чел в трудных воен ус­лов. Это позволило более объективно и реалистич отраз воен время (Некрасова «В окопах Сталинграда»), война предстает во всем своем трагич величии и грязных кровавых буднях, показывает чел во всех его проявлен-в величии подвига и низменности жела­ний, в самопожертвован и малодушн предательстве. В 60-е г в лит пришли пис так наз «лейтенантского» призыва, создавшие большой пласт воен прозы. В их произвед война изображ изнутри, виде­лась глазами рядового воина. Проза о войне 60-70-х г впервые поставила в центр произвед пробл выбора. Помещая сво­его героя в экстремальные обстоятельства, писатели заставили его делать моральный выбор (повести «Горячий снег», «Берег», «Выбор» Бондарев, «Сашка» Кондратьев). В пов изображ не крупномасштаб, панорамн событ войны, а локальн слу­ч, котор не могут коренным образ повл на исход войны. Но именно из таких частных случ скла­д общая картина воен времени, именно трагизм от­дельн ситу дает представление о тех немыслимых испытаниях, кот выпали на долю народа в целом. Лит 60-70-х г о войне раздвигала представле­ние о героич. Подвиг мог соверш не только в бою (Быков «Сотников). Тенденц к масштабн изображ войны выpаж в трилогии Симонова «Живые и мертвые». В расск Носова " Красное вино победы" герой встретил День Победы на казенной койке в госпитале и получил, вместе со всеми страдающими ранеными, стакан красного вина в честь этого долгожд праздн. В воен прозе 70-х г углуб психологич анализ хар, поставл в экстремальные услов, обост­рился интерес к нравств пробл. Реализм и романтика тесно переплелись («А зори здесь тихие» Васильева, «Пастух и пастушка» Ас­тафьев). Еще одна тенденция в изображ ВОВ-худож-документ прозой, кот основ на магнитоф записях и рас оче­видцев («Я из огненной дерев­ни» Адамовича, воссозд тра­гедию Хатыни). Страшн годы ленинград блокады во всей жестокости и натурализме, позвол понять, как это было, что чувствовал, когда еще мог чувствовать, голодн чел, встали на страницах «Блокадной книги» Адамови­ча. Война, прошедш через судьбу страны, не поща­дила ни мужчин, ни женщин. О женск судьбах-книга Алек­сиевич «У войны не женское лицо». В 1992 году Астафьев опублик роман " Прокляты и убиты", где передает войну не в " правильном, красивом и блестящем строе, а в " ее настоящем выражении-в крови, в страданиях, в смерти". Лит о ВОВ-самая мощная и крупная тематическая ветвь русской и советской литературы. От внешнего изображения войны она пришла к постижению глу­боких внутренних процессов, происходивших в сознании и пси­хологии человека, поставленного в экстремальные военные об­стоятельства.



Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.