Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество Шварца






Шварц в литературу вошел не сразу. Первая отдельная книга-сборник стихов «Рассказ старой балалайки»-появилась лишь в 1925 году. Вдохновленный этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра «Ундервуд», пьесу «Клад». Жанр театральной сказки стал определяющим в драматургическом творчестве. В пьесах для детей и взрослых он свободно использовал известные сюжеты народных сказок, сказок Андерсена для созд собствен, неповтор достоверного художе мира и живых оригинальных характеров: пьесы " Голый король", " Красная шапочка", " Снежная королева", " Тень". Под пером герои не просто становятся более живыми. Они сочетаются с реальным миром. Автор совмеща сказоч поэтику с бытовыми деталям. В 1934 году попроб свои силы в комедийной драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса " Похождения Гогенштауфена" -сатирич произведение со сказоч элементами, в кот борьба добр и злых сил происходила в реалистически описанном советском учреждении. Приход фашизма к власти подвиг на создание замечательной трилогии («Голый король», «Тень», «Дракон»). С началом ВОВ стал активным борцом против фашизма (пьеса «Под липами Берлина»). Он вел радиохроники, для которых писал статьи, рассказы, песни, фельетоны, стихи. Уже в дни войны пишет пьесу " Одна ночь" -о людях ленинградской блокады, их мужестве и подлинно героической дружбе, выдержавшей с честью самое суровое испытание, какое когда-либо выпадало на долю людей. В 44 году начинается работа над самым личным, исповедальным произвед «Обыкновенное чудо». В послевоенные годы в драматургии усилилось внимание к психологич и бытовым подробностям жизни современного человека-пьесы " Обыкновенное чудо", " Повесть о молодых супругах". В пьесе " Повесть о молодых супругах" он обстоятельно и по-отечески сочувственно рассказывал о трудностях совместной жизни горячо любящих друг друга молодоженов. Счастье не захотело войти в жизнь двух молодых людей само, а потребовало от них больших душевных усилий, умения, мудрой уступчивости и цельности. Мысль эта воплощалась писателем в правдивой и психологически реальной жизненной ситуации. Однако и сюда врывается озорная и звонкая фантазия сказочника. Трогательными, дальновидными и проницательными комментаторами беспричинных супружеских размолвок выступают в пьесе уютно расположившиеся на комоде плюшевый медвежонок и нарядная голубоглазая кукла. В каждой из его сказок происходит становление характеров, люди подвергаются суровым испытаниям, и в результате торжествует добро. Но добро добытое, воеванное, выстраданное умеющими бороться людьми. За основу сюжета пьесы «Дракон» взят распространенный в мифологиях многих стран мотив уничтожения дракона главным героем во имя спасения людей. Сказочная форма, олицетворение фашизма в отвратительном образе дракона, принимавшего разные обличья, неопределенность национальности города, подавленного двухсотлетним владычеством Дракона давали возможность выступить против коричневой чумы. Построение пьесы напоминает спираль. Когда страшное чудовище наконец повержено, свобода и справедливость должны восторжествовать, а сказка завершиться. Но пьеса на этом не заканчивается. На смену дракону приходят другие (не менее страшные) правители-бургомистр и его сын Генрих. И спасшемуся после убийства дракона Ланцелоту приходится доказать, что это именно он совершил подвиг, вновь освободить Эльзу и дать надежду на исцеление всем людям. Соединяя разнообразные стилевые пласты подчеркивает условность речи, комедийность ситуации. Неожиданность переходов, резкая смена интонаций помогают выразить идеологию и психологию героев в их бытовой речи. Драматург соединяет: пошловатый уличный жаргон и детскую речь; вульгаризмы, угловатость бытового языка и высокую книжную лексику. Особенность сказок в том, что они добрые и открытые людям, как и сам писатель. В них всегда побеждает Любовь, Справедливость, Честь. В пьесах переплетены философская аллегория, сатира, фантастика, миф. Он сохранил удивительное свойство видеть мир чистыми глазами ребёнка и так же по-детски называть все своими именами: правду-правдой, ложь-ложью. Секрет успеха в том, что, рассказ о волшебниках, принцессах, говорящих котах, он выражает мысли о справедливости, представление о счастье, взгляды на добро и зло.


Литература послевоенного десятилетия (1945-1955)

Литературно-поэтический процесс послевоенных лет развивался сложным, драматическим путём. Его содержание, темы и мотивы были связаны с прошедшей войной и переходом от войны к миру. Эти темы преломлялись через внутренний мир человека, раскрываясь в неоднозначности его чувств. В стихах 1945 г. звучали радость и счастье завоёванной победы, но она неотделима от ощущения огромных жертв, трагических бедствий и утрат. 2-я мировая заканчивается, но начинается холодная война. Вновь опускается железный занавес. Литературные деятели оказываются в ситуации культурной изоляции. Уходят из жизни Горький, Булгаков, Толстой, Мандельштам, Цветаева, Мережковский и др. Многие находятся в заключении (Заболоцкий, Андреев). Зощенко и Ахматову исключают из союза писателей. Выходят всевозможные постановления о лит, театре, кино. Суть постановлений: творческая интеллигенция должна создавать высокоидейные произведения, которые отражают трудовые подвиги советского народа. Время позднего сталинизма, ознаменованы предельным, максимальным падением уровня литературы. А смерть Бунина в 1953 году была воспринята в качестве символического конца старой литературы зарубежья. Пик развития тоталитаризма. Страх сковывает талант писателей. Отсутствие свободы творчества приводит к нарушению естественного развития литературы. Крайняя художественная бедность. Бывшие военоплен отправлялись в сибирские лагеря. Намеренно создается образ процветающей державы, которая не имеет ничего общего с реальностью. Проза. Начинают преобладать романы. Война становится основой для изображения («Повесть о настоящем человеке» Полевой). Важна тема того, что происходит в послевоенной действительности («Возвращение» Платонов). Популярна и историческая тема («Степан Разин» Чепыгин). Очень широко распространяется мемуарно-биографическая проза («Кощеева цепь» Пришвин). Основная черта-создание произведений, мифологизирующих действительность по установке властей («Кавалер золотой звезды» Бабаевский). Сохраняют актуальность и произведения на производственную тему («Стахановцы»). Особое внимание приобрела повесть Некрасова «В окопах Ленинграда» посвящ героической обороне города. Сразу было запрещено, так как в нем показывалось автором действительное лицо войны со всеми поражениями и неудачами. Рассказ, какой ценой русский народ добился долгожданной Победы. Гл гер-лейтенант Керженцев-сам автор, благородно защищавший Сталинград. Это фронтовой дневник автора, в котором от начала до конца он описывает тяжелые бои, трудности, с которыми сталкивались солдаты во время войны. Значит событием стал роман Леонова «Русский лес». Осмысление национальной истории, характеров, постановка важной проблемы сохранения русского леса. Это итог глубочайших размышлений писателя не только о сохранении природы, о судьбах народа и Родины, но и о жизни человечества. Главная тема романа-тема родины и ее природы, а основная сюжетная линия-спор ученых-лесоводов Вихрова (настоящий) и Грацианского (псевдоученый) о судьбе русского леса. Лес это страна. Поэтизация человека-воина, романтическая окрашенность повествования о подвигах-характерные особенности повестей и романов тех лет. В этих произведениях закладывался фундамент послевоенной документально-художественной прозы о войне. Поэзия. Входит новое поколение поэтов: Друнина, Самойлов, Слуцкий. Появл трагический пафос. Написаны стихи, где запечатлелось предчувствие больших перемен, тревога за них, стремление к какой-то ещё небывалой, лучшей жизни, чувство неотступного ещё соседства прошедшей войны. Обратилась к труднейшим проблемам послевоенного времени: ликование победы и жестокая память войны; благо возвращения к простым человеческим радостям и трудности самоопределения личности в новых жизненных условиях; нетерпеливое стремление скорее воочию увидеть коммунизм и тяжёлая реальность искалеченной войною страны. Об этих и многих других мучительных контрастах переходного времени поэты сразу заговорили серьёзно. Драматургия. Война закончилась, люди устали. Зрители в театре искали отдыха, праздника. Яркие спектакли по западным пьесам: «Учитель танцев», «Собака на сене», «Мадмуазель де Туш». Постановление о театрах, усиление агитационной составляющей.


Литература периода оттепели

Смерть Сталина и наступившая за ней либерализация, съезды КПСС, осудившие «культ личности», смягчение цензурных и идеологических ограничений–эти события сказались на литературной жизни общества.

Годы с 1953 по 1964, именуют периодом оттепели–по названию одноименной повести Эренбурга. Этот период явился для писателей долгожданным глотком свободы, освобождения от догм, от диктата разрешенной полуправды. «Оттепель» имела свои этапы.

Первый отрезок «оттепели» связан с освобождением от предписаний нормативной эстетики. Статья «Об искренности в литературе», в которой автор указывал на весьма частое расхождение между лично увиденным писателем и тем, что ему же предписывалось изображать, что официально считалось правдой, призывал писателей доверять своей биографии, своему выстраданному опыту, быть искренними, а не отбирать, подгонять материал под заданную схему.

Второй этап оттепели–это уже серия художественных произведений, утверждавших право писателей видеть мир таким, каков он есть. Наиболее яркие произведения этого периода были ориентированы на участие в решении злободневных для страны общественно-политических вопросов, о пересмотре роли личности в государстве. В обществе шел процесс освоения пространства открывшейся свободы. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, «офицерская проза», несла важное понимание правды о прошедшей войне. Некрасов повесть «В окопах Сталинграда». Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии «Живые и мертвые», Воробьев «Убиты под Москвой». Без прикрас описания военной жизни впервые прозвучала тема осознанного личного выбора в ситуации между жизнью и смертью. Знание фронтовой жизни и опыт выживания в лагерях легли в основу творчества Солженицына.

Большую роль в процессе «потепления» играли выпуски литературных альманахов и периодических изданий.

Наибольшую популярность в период поэтического бума снискали поэты яркого публицистического темперамента-Рождественский, Евтушенко. Их гражданская лирика была проникнута пафосом осмысления места своей страны в масштабе мировых свершений. Не менее популярный Вознесенский был больше ориентирован на эстетику новой современности-аэропортов, неона, новых марок машин и т.д. Со временем в творчестве Вознесенского стала звучать тема поиска подлинных ценностей бытия. Камерные, интимные мотивы Беллы Ахмадулиной, ее своеобразная, певучая авторская манера исполнения неуловимо напоминали поэтесс Серебряного века, привлекая к ней немало поклонников.

В кон 50-х-нач 60-х популярным становится жанр авторской песни. Наиболее ярким представителем и зачинателем этого направления стал Булат Окуджава. Вместе с Рождественским, Евтушенко, Вознесенским и Ахмадулиной он выступал в Политехническом музее на шумных поэтических вечерах.

Третий и последний отрезок оттепели–связан с романом в защиту пленных советских солдат «Пропавшие без вести» Злобина, ранними повестями и романами Аксенова, поэзией Евтушенко и с первым достоверным описанием лагеря рассказом «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

После прихода к власти Брежнева считается, что «оттепель» закончилась. Критика была дозволена в рамках, не подрывающих существующий строй. Шло переосмысление роли Ленина-Сталина в истории-предлагались разные интерпретации. Критика Сталина шла на убыль.


35. Литературный процесс второй половины 60-х – первой половины 80-х гг

Период с 1964 по 1985 гг. называют обычно «годами застоя». Это совпало с отстранением Хрущева от руководства и приходом к власти Брежнева. Застой - это период в истории СССР отмеченный отсутствием каких-либо важных реформ или изменений в политической и экономической жизни страны, а также социальной стабильностью и достаточно высоким (по сравнению с предыдущими десятилетиями) уровнем жизни. Вместе с тем движение литературы, которая развивалась в противостоянии «застою», шло по трем линиям: официальной, неофициальной и зарубежной. Основные черты литературного процесса 70-х обозначились как продолжение и развитие главных тенденций, проявившихся уже в 50-60, и в то же время они приобрели новое качество, как в художественной прозе, так и в поэзии.

Прежде всего в 70-ые годы продолжают активно развиваться такие значительные явления или проблемно-стилевые течения, как военная и деревенская проза. (Распутин «Живи и помни», Носов «Усвятские шлемоносцы»). Углубление нравственно-гуманистической и философской проблематики в прозе и поэзии о войне (у Астафьева, Быкова, Самойлова и др). Как продолжение на новом этапе линии социально-философских и художественных поисков, усиливается внимание к теме человек и природа, к проблемам экологии («Царь-рыба» Астафьева). Наряду с «деревенской» и как бы в параллель с ней получает интенсивное развитие городская проза («Московские повести» Трифонова («Обмен», «Предварительные итоги»), расск Нагибина, Семенова и др). По аналогии с прозой возникает, городская поэзия («Голос города» Рождественского, «Городские стихи» Соколова). Приоритет был за прозой. Широко и разнообразно разрабатывались жанры исторической повести и романа (Давыдов, Окуджава, Шукшин). Ярким явлением бремени стала проза «сорокалетних» (Маканин, Киреев, Ким и др). Заметно проявили себя уже в начале периода явления постмодернизма (Битов «Пушкинский дом», Ерофеева «Москва-Петушки»). С конца 60-ых гг. и на протяжении последующего 15-летия не прекращались и все усиливались гонения на писателей. Был выслан Солженицын, вынужден эмигрировать Галич, Бродский. С нач 70-х до сер 80-х страну покинули по своей воле или под давлением властей многие видные писатели (Аксенов, Владимов, Войнович, Довлатов и др). Эти писатели образовали третью волну русского зарубежья. Это период ужесточения цензуры. Под цензурным запретом оказалась антисталинская тема; писатели, которые стремились продолжать это течение, вынуждены были эмигрировать. Развивается творчество писателей диссидентов- антитоталитарная проза (Солженицын «Один день», «Раковый корпус», Шаламов «Колымские рассказы», Владимов «Верный Руслан»). Популярными становятся «датские» произведения-приуроченные какой-либо дате значимой для гос-ва. В 70-ые годы новые черты приобрела поэзия. Еще полноценно работали поэты военного поколения Самойлов, Винокуров и др.; при этом военная тема оттеснялась на второй план вечными темами смысла и цели жизни, смерти, любви и одиночества, воспоминаний, творчества, истории. Поэзия становилась все более пессимистичной, потому что реакция в застой 70-х пришли в резкое противоречие с идеалами, за которые они воевали, ради которых шли на смерть в годы ВОВ. Поэты нового авангарда Вознесенский, Евтушенко политические и общественные темы заменили нравственной проблематикой, напряженными поисками новых путей в области языка, стиля, стиха. На первый план выдвинулись создатели «тихой поэзии»-Бродский, Кушнер, Рубцов. Развивалась романтическая ветвь-Окуджава, Ахмадулина.

Весь период литературы застоя отличается прежде всего общим поворотом от социальной проблематики к нравственной: к вопросам добра и зла, достойного бытия, к духовным ценностям. Цензура не позволяла прямо писать о Боге, о вере, о церкви, но и проза и поэзия по возможности приближались к этой теме: писали о христианской доброте, о христианской любви, о бескорыстии, и хотя само слово «христианская» не произносилось, христианская мысль, христианское чувство в литературу проникали. Многие писатели, поэты и их произведения наполнены религиозным мироощущением.


36. Литература 2-ой половины 80-х – начала 90-х

С 1985 года, с приходом к власти Горбачёва, в СССР начинается вторая оттепель, получившая название перестройки.Предполагалось радикальным образом реформировать существующую систему и создать гуманное, не на словах, а реально, цивилизованное общество, которое взяло бы всё лучшее у социализма и капитализма. Главным достижение перестройки стала атмосфера гласности, которая способствовала формированию нового социально-исторического мышления. Гласность–это открытость, прозрачность общественно-политической жизни, гарантированная законом возможность свободного публичного обсуждения всех общественных и государственных дел, это право на информацию и на инакомыслие, рассматриваемое как одна из движущих сил общественно-исторического прогресса. Это оказало большое стимулирующее воздействие на активизацию литературной жизни. Отменяются ранние постановления, запрещённые книги переводятся из спецхрана в общие фонды. Появляется значительный пласт «возвращённой литературы», которая печатается в 90. Период легализации постмодернизма, соедин лит метрополии и рус зарубежья. Осуществл пересмотр вечных тем, разруш мног стереотип.

Проза. Тон задают критический реализм и постмодернизм. Писатели-реалисты первостепенное значение придают воспитанию правдой. Очень популярны произведения художественно-публицистического характера (Астафьев «Печальный детектив»). Автор обращ в произведении к худож исслед феномена преступности, однако это не самоцель, ибо преступность оказывается призмой для выявления состояния позднесоветского общества. Параллельно в лит утвержд феномен жестокого реализма. Для него характерно безыллюзорное изображение грубого, жестокого, тяжёлого, которое представлено в концентрированном виде (Каледин «Сельское кладбище»). Герои-отбросы общества, о кот ранее официальная литература не писала: алкоголики, бомжи, проститутки. Наряду с изображением жизни в формах самой жизни, создаются тексты, в которых авторы прибегают к условно-фантастическим формам. Как правило, писатели моделируют гротескно-фантастическую реальность, которая отражает определённые тенденции социально-политического развития (Зиновьев «Катастройка»). окказионализма «перестройка»+«катастрофа». В лит появл мотивы тупика, распада и гибели. Очень явственно ощущаются они в антиутопиях: «Записки экстремиста» Курчаткина, «Невозвращенец» Кабакова. Драматургия. Активно разрабатывается запрещённая в предшествующие годы антитоталитарная тема-обличение тоталитаризма и его наследия в душах людей («Великий Будда, помоги им» Казанцев): дать художественную модель казарменного социализма. Пьеса напоминает о простой истине: благо конкретного человека-путь ко благу всего общества. Авторы повествуют о тех явлениях, которые порождены тоталитарной психологией и по инерции продолжают проявлять себя в жизни общества. Отсюда появление пьес «жестокого реализма» (Коляда «Барак»): художественному исследованию дедовщины. В драматургии укореняются новые проблемы и новые способы художественного изображения. Поэзия. Она очень политизирована. Это качество присуще прежде всего поэзии бывших шестидесятников. Автор стремятся пробудить гражданскую активность, преодолеть апатию, привлечь людей на сторону перестройки (Евтушенко «Личное письмо генералиссимуса», «Прелестный сон»). Попытку создать образ новой действительности предпринимает Вознесенский в поэме «Ров», где даёт развёрнутый перечень преступлений человека перед обществом. Прозвучала романтическая нота в творчестве Окуджавы. Для его текстов характерен образ надежды: автор надеется, что трагический опыт, который пережили советские люди, побудит их одуматься. Тот «поворот руля», который наблюдает Окуджава в годы перестройки, вызывает у него чувство ликования и вместе с тем страха перед неведомым. Как бы ни сомневался поэт в перспективах развития общества, веры в конечную победу добра над злом не утрачивает (стих «В земные страсти вовлечённый»).

Период гласности завершает целый этап развития русской литературы-литературу, создававшуюся в советскую эпоху, и непосредственно подготавливает её постсоветский статус.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.