Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовное бытие лирической героини Цветаевой, своеобразие поэтического языка






Поэзия Цветаевой уникальна: она не вписывается ни в какое стилевое течение ни в русской, ни в мировой литературе. Вместе с тем ее поэзия укоренена в традициях-от русского фольклора до немецких романтиков. Первый сборник «Вечерний альбом», изданный еще гимназисткой, состоял из трех разделов-«Детство», «Любовь», «Только тени». Стихи были посвящены камерному миру семьи, собственным, порой наивным, романтическим переживаниям. Но в этих ранних стихах прорезывалась будущая манера, проявляющаяся в выразительных интонациях, разорванной, взволнованной, эмоционально насыщенной речи. Стихи были светлыми, искренними, но даже в этих полудетских по смыслу стихах уже тихонько звучала трагическая нотка. О «Ве­чернем альбоме» отозвались М. Волошин, Н. Гумилев, В. Брю­сов, отметившие талантливость юной поэтессы. Затем в 1912 году вышли еще два сборника-«Волшебный фонарь» и «Из двух книг», в которых оттачивалась своеобразная поэтическая система. В стихах проявлялась та черта характера поэтессы, которую она определила, как «судорожную, лихорадочную жадность жить». Тема любви идет параллельно с темой разрыва, клятвы верности соседствуют с упреками ревности. В ее стихах чувства выплескиваются наружу в разорванной строке, оборванной, незаконченной фразе. Спокойный мир-не для неё. Ее стихия-борение страстей, увлечение и разочаро­вание, муки непонятости и жажда неизведанного. В 1915 г заканчивает цикл «Юношеские стихи». Они стоят в творчестве поэта особняком. Лирическая героиня-это уже не девушка с романтическим взглядом. Отныне она ощу­щает себя свободной от условностей мира, преступает границы общепринятого: веры, семьи, быта. Героиня пытается найти себя среди отверженных. Она предстает то цыганкой, бродяжкой, то чернокнижницей, колдуньей, то каторжницей. Цветаева приме­ряет разные маски. Воспринимая мир как театр, она проигрыва­ет разные роли, пытаясь понять глубины человека. В ее стихах начинает звучать тема богоотступничества, греховности. В стихах, собранных в книгу «Версты», появляется не бутафорская, а подлинная жизнь. Необыкновенно важной становится тема поэта, творчества. Она посвящает циклы стихов трем, по ее мнению, великим поэтам-современникам: Блоку, Мандельштаму, Ахматовой. Блоковский цикл состоит из пятнадцати созданных в разное время стихотворений. Он отражает восхищенное, молитвенное отношение к поэту, имя которого-«птица в руке», «льдинка на языке». Восторженны стихи, посвящен­ные Ахматовой, которую Цветаева называла «Музой плача», «златоустой Анной всея Руси». Первая мировая война, канун революции вводят в стихи тему Родины, России. В стихах этого периода проходят бесконечные русские пейзажи-деревни, церковки, поля, до­роги. Поэзия по напевности, мелодике становится близка народной песне. В 1916-20 гг. создает цикл «Стихи о Москве». Москва для поэта-средоточие духовности всей России, «огромный, гостеприимный город», нерукотворный, созданный Богом. Годы революции и гражданской войны были очень тяжелыми в жизни Цветаевой. Войну воспринимала не с политической, а с гуманистической точки зрения, видя в ней общенародное горе. «Белым был-красным стал, Кровь обагрила. Красным был-белым стал, Смерть побелила». Разлука с мужем, скорбь о трагической участи Добровольче­ской армии составили основной нерв цикла «Лебединый стан». Символика названия указывает на святость и чистоту офицеров белой армии, воплощавших понятия чести, долга, высокого дос­тоинства. В стихах этого цикла сплавились личные чувства любви к мужу, боли из-за разлуки с ним и гражданский пафос сочувст­вия «белогвардейцам, доблести русской», реквием всему белому движению. В период эмиграции в твор­чество входит социальное начало. В эмиграции были созданы «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха»

Поэзия М. Цветаевой индивидуальна, неповторима. Высокая книжная культура связана в ее творчестве с народно-поэтиче­ским началом.


Литература периода ВОВ

В годы ВОВ литература вышла на огневой рубеж. Нравственные категории приобретают решающую роль. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Многие работают во фронтовой печати, выезжают в командировки на места боев, чтобы потом описать их. Война изменила воспр лит-ры. Книги восприним как призыв к борьбе, к ним обращ за поддержанием веры в победу. Поэз. Тематика лирики резко изменилась с первых же дней войны. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу-вот что отразилось в стих, поэмах, песнях. Особой популярностью пользуется лирическая песня («Священная война» Лебедев-Кумач, передавала обобщенный образ времени, его суровое и мужественное дыхание). Поэты обращались к героическому прошлому родины, проводили исторические параллели: «Слово о России» Исаковского, «Русь» Бедного, «Дума о России» Кедрина. В ряде стихов передается чувство любви солдата к своей «малой родине», к дому, в котором он родился. К тем «трем березам», где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» Симонова). Женщине-матери, простой русской женщине, проводившей на фронт мужа и сыновей, пережившей горечь невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы и невзгоды, но не потерявшей веры посвятили поэты строки. Обостряется чувство родины. Образ России с ее просторами, полями и лесами сказочной красоты приобретает то романтически-возвышенное, то лирико-интимное звучание. «Василий Теркин» Твардовского–наиболее значительное поэтич произвед: это многоплан произвед, объемлющее не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы ВОВ. В бессмертном образе Василия Теркина воплотились с особой силой черты русского национального характера той эпохи. Демократизм и нравственная чистота, величие и простота героя. Пр. Востребованы произведения малых жанров: очерк, рассказ, статья, повесть. Процветает публицистика–оптимизм, несокрушимая вера в победу. За годы войны проза пережила значительную эволюцию. Первоначально война освещалась в очерковом, схематично–беллетризованном варианте. Позже фронтовая действительность постигалась писателями в сложной диалектике героического и повседневного. Характерная примета военной прозы–появление новелл, циклов рассказов, связанных единством действующих лиц, образом повествователя, сквозн темой («Март–апрель» Кожевникова). Углубление историз, расширение временных и пространственных горизонтов-заслуга повести воен годов. Платонов «Оборона Семидворья»-мир и война, жизнь и смерть, долг и чувство. Суровые будни и драматизм воины, осмысленные в масштабе больших социально–нравственных и философских категорий, предстают со страниц повести Леонова «Взятие Великошумска». К концу войны ощутимо тяготение прозы к широкому эпическому осмыслению действительности. «Они сражались за Родину» Шолохова и «Молодая гвардия» Фадеева отличаются социальной масштабностью, открытием новых путей в трактовке темы войны. Тема-мужество советского человека и жестокость врага. Действие развивается и на фронте, и в тылу, и в оккупации, и в плену. Героями были и солдаты, и простое оккупир население. Драм. В основе оказывается военная действительность. Многие театры продолж работать до конца войны (даже в блокадн Ленинграде). Многие пьесы отличаются публицист, схематичностью. Шедевр-«Дракон» Шварца с его антифашистским пафосом. В годы войны создавались пьесы о героическом тыле, о беспримерном трудовом энтузиазме миллионов, без которого немыслимы были бы победы на фронтах. Определенных достиж добилась историч драма. Были написаны такие историч пьесы, как Толстого «Иван Грозный». В этот период возникает 2-я волна эмиграции, кот составили те, кто отказывался признавать советскую власть, бывшие военноплен, гостарбайтеры, те, кто противились сталинскому режиму. Темы 2-й волны: жизнь советской страны до вов (Мнимые величины Нарокова); события периода войны, воен действ, военноплен (Девушка из бункера Ржевского); ностальгия, жажда вернуться домой; часто герои пытаются изжить в себе всё советское. Эпоха ВОВ породила замечательную по силе и искренности поэзию, гневную публицистику, суровую прозу, страстную драматургию.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.