Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест по роману Л. Н. Толстого






Вариант II

1. Система образов романа полярно расколота. Каковы основные принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых»?

а) роль в истории

б) простота и естественность

в) стремление к самоутверждению

г) способность к самоусовершенствованию, к осознанию своих ошибок

д) истинный патриотизм

 

2. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

а) приобрести опыт в боевых действиях

б) оставить наскучивший высший свет

в) найти «свой Тулон» и прославиться

г) продвинуться по службе

 

3. Почему князь Андрей не вызвал А. Курагина на дуэль письменно, а искал личной встречи с ним?

а) он презирал этого человека

б) не хотел компрометировать Наташу

в) стремился сохранить уважение к себе

г) хотел расспросить Курагина о замысле похищения

 

4. Что открывается князю Андрею перед смертью?

а) идея всепрощения

б) идея непротивления злу насилием

в) смысл жизни

г) понятие об истинной любви

 

5. Почему Л. Н. Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?

а) Пьер — человек не военный, и его восприятие сражения более объективно

б) это необходимо для развития характера Пьера

в) для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации

 

6. В чем заключен смысл образа Платона Каратаева?

а) передает философские и христианские взгляды автора

б) помогает Пьеру вернуться к жизни после душевного краха

в) образ — идея, «эмблема истины», «мера простоты и правды»

г) показать разнообразие крестьянских характеров

 

7. В чем заключается основной принцип психологизма Л. Н. Толстого?

а) «принцип айсберга» — тайный психологизм

б) изображение изменения внутреннего мира героев в экстремальных ситуациях

в) «диалектика души» — т. е. изображение внутреннего мира человека в развитии

г) изображение детали как отражение внутреннего мира человека

 

8. С какой целью Л. Н. Толстой описывает купание солдат в пруду?

а) показать отношение солдат к князю Андрею

б) показать отношение князя Андрея к своим солдатам

в) изобразить сцену солдатского быта

г) эта сцена была необходима для дальнейшего развития действия

 

9. В черновых заметках к «Войне и миру Лев Толстой сообщает: «... я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни... людей, свободных от бедности, от невежества и независимых...».

а) Вы заметили то, что герои Толстого живут «в самых выгодных условиях»?

б) Как вы думаете, почему Толстому было принципиально важно изображать прежде всего «людей, свободных от бедности, от невежества и независимых»?

в) Как представлены в романе «Война и мир» люди несвободные, живущие в невыгодных условиях, в бедности и невежестве? Какова их роль в романе Толстого?

 

10. Возмущенный искажениями исторической правды относительно Бородинского сражения, Толстой писал в одном из начальных вариантов романа «Война и мир»: «... Книги, написанные в этом тоне, все истории... я бы жег и казнил авторов».

а) Осталась ли эта мысль в окончательном тексте романа? Может быть, эта мысль, прямо не высказанная, присутствует в самом повествовании, в действиях героев и т. п.?

б) Как вы считаете, какой главной мыслью проникнуто описание Бородинского сражения в романе Толстого?

 

11. М. Е. Салтыков-Щедрин писал о батальных сценах «Войны и мира»: «Эти военные сцены — одна ложь и суета».

а) Можете вы согласиться с таким мнением? Если да, то в чем вы увидели «ложь и суету» батальных сцен романа «Война и мир»?

б) Как вы думаете, что интереснее читать в романе Толстого: сцены мира или сцены войны? Почему?

 

12. «Черты индивидуализма наполеоновского склада ясно выступают в стремлениях князя Андрея, него отношении к подвигу» (М. Б. Храпченко).

а) Можете вы согласиться с мыслью исследователя о том, что в стремлениях князя Андрея видны «черты индивидуализма наполеоновского склада»? Если да, то в чем и как это проявляется?

б) Нет ли в отношении Андрея Болконского к подвигу еще чего-нибудь, кроме «индивидуализма наполеоновского склада»?

 

13. «Не было Наташи Ростовой, явился Толстой и создал ее в «Войне и мире» (А. С. Серафимович).

а) Как вы думаете, что заставило писателя в книге о важнейших исторических событиях так много внимания уделить судьбе героини?

б) Что, по вашему мнению, хотел подчеркнуть Серафимович словами о «явлении» Толстого и «создании» Наташи Ростовой?

 

14. М. Е. Салтыков-Щедрин считал, что в изображении Толстого «Багратион и Кутузов — кукольные генералы».

а) Как вы понимаете определение «кукольный» применительно к литературному герою?

б) Подходит ли такое определение Багратиону и Кутузову в том, как они изображены у Толстого? Аргументируйте свой ответ.

в) Что выделяет Толстой в образе Наполеона? Вызывает ли Наполеон какие-либо симпатии автора? А читателя?

 

 

Тест по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

 

1. Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:

а) Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.

б) Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.

в) Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.

 

2. Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».


а) Лопахин.

б) Петр Трофимов.

в) Гаев.

г) Симеонов-Пищик.


 

3. О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:

а) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».

б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».

 

4. Драматургический конфликт — это

а) столкновение двух персонажей, придерживающихся разных взглядов на одну и ту же проблему

б) противоречия внутри группы персонажей

в) внутренние психологические противоречия одного героя

 

5. В чем заключается особенность развития действия в пьесе?

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события

 

6. Как проявляется специфика системы образов в пьесе «Вишневый сад»?

а) прогрессивный герой-одиночка противостоит обществу консерваторов

б) система образов построена на противостоянии двух лагерей: «старого» — уходящего образа жизни, и «нового» — утверждающегося

в) в пьесе отсутствует главный герой

 

7. В чем заключено значение образа вишневого сада?

а) средство выражения авторской позиции

б) заменяет роль главного героя

в) средство характеристики героев

г) средство оскудения старого мира

д) развитие традиций мира русской драматургии — введение пейзажа в драматическое произведение

 

8. Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах А. П. Чехова?

а) отображение тайного психологизма

б) монологи не выражают духовного состояния персонажей

в) острота переживаний героев внешне не выражена

г) внутренний монолог

 

9. Размышлял о драматургии, А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».

а) Удается ли в «Вишневом саде» изображать жизнь такою, какая она есть? Нет ли в этом изображении чего-то неестественного, надуманного?

б) Есть ли в комедии Чехова героев, которых можно назвать «ходульными»?

 

10. «Память в контексте чеховской пьесы выступает не только как связь времен, но и как связь людей...» (Е. М. Гушанская).

а) Как часто и в каких случаях герои «Вишневого сада» обращаются к своей памяти?

б) Можете вы согласиться с тем, что память выступает у Чехова не только «как связь времен, но и как связь людей»? Обоснуйте свой ответ обращением к жизни Раневской и Лопахина, Гаева и Фирса...

 

11. «В центре оказался процесс постепенного разрушения «старой жизни», от ее внешних форм до человеческих отношений». (Т. Шах-Азизова).

а) Как и кем представлена в пьесе Чехова «старая жизнь»? Как показывает драматург разрушение внешних форм «старой жизни»?

б) Действительно ли разрушаются не только формы жизни, но и человеческие отношения? Дает ли сам Чехов оценку этому?

 

12. Критик В. Вульф: «Нищета и поэзия старинной усадьбы, Раневская, разрывающаяся между домом, родиной и Парижем, и бедный люд, забитый, малограмотный, привыкший к грубости и несчастьям. Все сосуществует рядом».

а) Можете вы согласиться с тем, что в пьесе Чехова «нищета и поэзия» сосуществуют рядом? Обоснуйте свое мнение.

б) Как показано Чеховым то, что Раневская разрывается «между домом, родиной и Парижем»?

в) Кем и как представлен в «Вишневом саде» «бедный люд»?

 

13. Критик Л. Малюгин считает, что Раневская «легкомысленна, инфантильна», но и «обаятельна, сердечна, тонка, искренна».

а) В чем легкомысленность и инфантильность Раневской?

б) Можете вы согласиться с тем, что героиня Чехова «обаятельна, сердечна, тонка, искренна»?

 

14. Журналист В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о героях «Вишневого сада»: «Перед вами гибнут, беспомощно гибнут старые дети... Все в жизни застает их врасплох».

а) Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать «старыми детьми» или это определение применимо ко всем главным героям пьесы?

б) Действительно ли эти герои «гибнут», что «все в жизни застает их врасплох»? Если да, то какова, на ваш взгляд, причина этого?

 

15. В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о жанре «Вишневого сада»: «Это комедия по названию, драма по содержанию. Это — поэма».

а) Можете вы согласиться с тем, что «Вишневый сад» — комедия только «по названию»?

б) Что, на ваш взгляд, дает критику право называть ее драмой?

в) Как, по вашему мнению, необходимо принимать утверждение Дорошевича о том, что «Вишневый сад» — это поэма?

 

16. Писатель В. В. Розанов считал «Вишневый сад» примером «прекрасной, но бессильной живописи»: «Грустное произведение; но сколько уже их есть в русской литературе, безмерной ярости, силы и красоты. Ударяли они по русской впечатлительности: и рванется русская душа от стыда за себя (вечный мотив), но рвануться-то ей некуда, солнца нет».

а) Как вы поняли определение «Вишневого сада» примером «прекрасной, но бессильной живописи»? Можете вы с этим согласиться?

б) Верно ли, что «Вишневый сад» — «грустное произведение», или вы видите в этой пьесе только комедию? Обоснуйте свой ответ.

в) дает ли, по вашему мнению, чеховская пьеса толчок для порыва «от стыда за себя»? Создает ли «Вишневый сад» ощущение, что рвануться стыдливой душе некуда, что «солнца нет»?

 

 

Список использованной литературы

1. А. С. Пушкин в стихах русских поэтов ХIX века — М., 1974.

2. А. С. Пушкин в портретах. — М.: Сов. художник, 1989.

3. Айзерман Л. С. Письмо второе. — Русский язык в школе № 2, 1997.

4. Аникин А. А. К прочтению пьесы А. Н. Островского «Гроза». — Литература в школе (ЛШ), 3, 1998. — с. 4.

5. Батюто А. Тургенев-романист, — М., 1972.

6. Богословский Н. В. И. С. Тургенев. — М., 1961 (Серия «ЖЗЛ»).

7. Бялый Г. А. Роман Тургенева «Отцы и дети». — М.-Л., 1963.

8. Влащенко В. И. «Гроза» Островского в Х классе. — ЛШ, № 3, 1995. — с. 42.

9. Гейро Л. С. Роман И. А. Гончарова«Обломов». — Л, 1987.

10. Гессен А. Жизнь поэта. — М.: Детская литература, 1972.

11. Гончаров И. А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. — М., 1986.

12. Декабристы рассказывают. — М., 1975.

13. Добролюбов Н. А. «Что такое обломовщина?» (Любое издание)

14. Дружинин А. В. «Обломов». Роман И. А. Гончарова. (Литературная критика. — М., 1983 или др. издание)

15. Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники: В 2-х томах. — М.: Правда, 1984.

16. Е. Романичева. Общие слова, или роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках повторения. — «Литература», № 16 — 2001.

17. Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниками, автобиографических произведениях и документах. — М.: Детская литература, 1972.

18. Жизнь Пушкина: В 2-х томах.- М.: Правда, 1987.

19. Захаркин А. Ф. Роман И. А. Гончарова «Обломов» — М., 1963.

20. Иванова Т. Лермонтов на Кавказе. - М.: детская литература, 1986.

21. Из «Примечания» В. Громова к 1 т. собрания сочинений И. С. Тургенева в 12-ти т. — М.: Худ. лит., 1975.

22. Краснощекова Е. А. «Обломов» И. А. Гончарова — М., 1970

23. Кузнецова А. Ф., Грузин А. И. Коллективные формы работы на уроке. (Островский А. Н. «Гроза»). — РЯЛШ, № 6, 1989. — с. 16.

24. Л. Торопчина. Почему умирает Базаров. — «Литература» («Первое сентября»), № 31 — 1998.

25. Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» — М., 1982.

26. Лебедев Ю. В. Россия 1870-1880-х годов и художественный мир «Бесприданницы» А. Н. Островского. — ЛШ, № 4, 1996. — с. 35; ЛШ, № 5, 1996. — с. 35.

27. Лебедев Ю. В. У истоков «русской трагедии». — ЛШ, № 3, 1995. — с. 4.

28. Лебедев Ю. В. И. С. Тургенев. Книга для учащихся старших классов средней школы. — М., 1989.

29. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Художественная литература, 1989.

30. Лермонтовская энциклопедия, — М.: Советская энциклопедия, 1981.

31.Лищинер С. Тургенев // История всемирной литературы. — Т. 7. — М: Наука, 1991.

32.Лощиц Ю. Гончаров — М., 1986

33. Любимов О. И. Прощание с Катериной. Из опыта эстетического воспитания на уроках литературы. — РЯЛШ, № 2, 1989. — с. 38.

34. Любимов О. И. Тайна ключа Катерины. Из опыта нравственного воспитания на уроках литературы. — РЯЛШ, № 9, 1988. — 34.

35. Медведев В. П. Пьесы А. Н. Островского в школьном изучении. — Л.: Просвещение, 1971.

36. Н. И. Якушин И. С. Тургенев в жизни и творчестве. — М., 1998.

37. Набоков В. Лекции по русской литературе.— М.: Независимая газета. 1996

38. Найти в человеке человека. Тезисы к изучению пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». — РЯЛШ, № 7-8, 1992. — с. 23.

39. Недзвецкий В. А. «Капитальнейшая вещь». Роман И. А. Гончарова «Обломов» — Литература в школе, № 7 — 1997 — с.4

40. Петров А. В. Лермонтов на Кавказе. Ставропольское книжное изд-во, 1954.

41. Порудоминский В. Друг бесценный, или Восемь дней на пути в Сибирь: Повесть про декабриста Ивана Пущина. — М.: Детская литера тура, 1984.

42. Последний год жизни Пушкина: Воспоминания. дневники. — М.: Правда, 1988.

43. Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. — М., 1983.

44. Пушкинские места: Путеводитель в 2-х частях. — М.: Профиздат, 1988.

45. Пущин И. И. Записки о Пушкине. — М.: Детская литература, 1984.

46. Ревякин А. И. «Гроза» А. Н. Островского. — М., 1962.

47. Русская литература ХIХ века. 10 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Лыссого Ю. И. — М.: Просвещение, 1997.

48. Русская литература ХIХ века. Вторая половина. 10 кл. Вып.1 / Под ред. Л. Г. Максидоновой. — М.: Олма-пресс, 2002.

49. Семенов Александр Николаевич. Русская литература в вопросах и заданиях ХII-ХIХ век. 9-10 классы. М.: Владос, 2000.

50. Танкова Н. С. Трагедия одиночества. Урок по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» — ЛШ, № 4, 1996. — с 114.

51. Тургенев в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. Л. А. Капитонова. — М.: Дрофа, 2002.

52. Харитонова О. Н. Викторина по пьесам А. Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка». — ЛШ, № 4, 1996. — с. 143.

53. Чернова И. И. А. Н. Островский и театр..—ЛШ, № 5, 1993. — 52 с.

54. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. — М., 1972.

55. Широтов В. В. Искушение — лейтмотив драмы А. Н. Островского «Бесприданница». —ЛШ, № 3, 1998. С 86.

56. Штильман С. Опыт медленного прочтения классики И. С. Тургенев «Отцы и дети» — «Литература» («Первое сентября»), № 20 — 1999.

57. Якушин Н. Жизнь и творчество И. Тургенева. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. — М.: Детская литература, 1988.

 


[1] Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. — М.: Худ. лит., 1970.

[2] В. В. Виноградов. О трудах Ю. Н. Тынянова по истории русской литературы первой половины ХIХ в. М.: Наука, 1969.

[3] По материалам Раисы Парфеновой, Гимназия № 1, г. Оренбург.

[4] Урок подготовлен по книге: Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература ХIХ века. Ч. 1. — М., 1994.

[5] По материалам Шевцовой Татьяны Анатольевны. Школа № 91, г. Омск.

[6] Л. В. Лобзова. Ст. научный сотрудник кишиневского дома-музея А. С. Пушкина.

[7] По материалам статьи В. И. Красовского «А. С. Пушкин». М.: Издательство Московского университета, 2001.

[8] Андрей Репин. Из книги «Я иду на урок литературы». М., 2001.

[9] По материалам статьи В. Е. Красовского «А. С. Пушкин> // Рус. литература ХIХ-XX вв. М.: МГУ, 2001.

[10] А. С. Долинин. Лермонтов. «Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона».

[11] Ольга Поцек, г. Десногорск, Смоленская область

[12] Наталья Майракова, Гимназия Салахова, г. Сургут, Тюменская область

[13] Афанасьев В. В. Лермонтов. — М., 1991.— (Серия ЖЗЛ)

[14]В. Влащенко. Из книги «Я иду на урок литературы. 9 класс». М., 2001.

[15]По материалам статьи А. Репина. Чичиков кто же он? М., 2000.

[16]Анна Максимова. // Литература — 1996. — № 31.

[17] Блинова З., Владимирская область, с. Сима

[18] Штильмарк Р. А. За Москвой-рекой // А. Н. Островский: Страницы жизни. — М., 1983.

[19] Урок предложен Широтовым В. В., учителем школы № 1 г. Троицк-Печорский, победителем конкурса «Учитель года 1997».

[20] Лобкарёва А. В. Из очерка «О музее И. А. Гончарова в Ульяновске». ЛШ № 3-97.

[21]С. Волков. Газета Литература (1 сентября) № 2-2000.

[22] Кавелин К. Д. Из истории русской гуманистической мысли. — М., 1993.

[23] Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва. 1996. № 6.

[24] О. И. Любимов, шк.-интернат № 4, г. Воронеж. Журнал Русский язык и литература в средних учеб. Заведениях Украины, № 9 — 1990 г.

[25] В.С. Соловьев. Из статьи «Ф.И. Тютчев».

[26] Николай Кузин, г. Екатеринбург

[27] Ульяна Завьялова, школа - гимназия № 3, г. Зуевск, Кировская область

[28] Вариант урока, предложенный Фокиным П. Е., отработан в школе № 4 г. Глазова.

[29] Урок предложен В. Николаевой, физико-математический лицей № 39, г. Озерск.

[30] Н. Дойникова, Новгородский региональный центр развития образования.

[31] Татьяна Жаплова, г. Оренбург.

[32] А. К. Киселев — учитель школы №15 г. Калуги. «Литература в школе» № 4, 1989 г.

[33] С. Дмитренко. Литература № 26, 1997 г.

[34] Покусаев Е. А. «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина». М., 1975.

[35] В. Г. Белинский «Петербургский сборник».

[36] Выдержки из статьи В. Набокова «Федор Достоевский». М.: НГ, 2002.

[37] Русская литература ХIX века. Практикум. Под ред. Лыссого Ю. И. М., 2001.

[38] В. Набоков. Федор Достоевский. М., Издательство НГ. 2001.

[39] Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. М.: Издательство МГУ, 1999.

[40] Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. Перечитывая классику. М.: МГУ, 1997.

[41]Е. М. Мелетицкий. Заметки о творчестве Достоевского. М., РГГУ.2001.

[42] Е. М. Мелетицкий. Заметки о творчестве Достоевского. М., РГГУ. 2001.

[43] Лидия Харина, средняя школа № 12, г. Воркута, Республика Коми.

[44] Уроки предложены Л. П. Кабанюк, Л. И. Кузнецова, М. Я. Левянт.

[45] А. А. Сабуров «Война и мир» Л. Н. Толстого». Проблематика и поэтика. 1959.

[46] М. Котина, ср. шк. № 1, г. Грязовец, Вологодской обл.

[47] И. Я. Кленицкая «Работа над эпилогом романа Л. Толстого «Война и мир».

[48] Потапова Т. В. «Семья в романе «Война и мир» «ЛШ» № 1, 1997.

[49] Материал из газеты «Русский язык и литература в школе» № 11, 1990, с. 15.

[50] Горький М., Чехов А. Переписка. Статьи. Воспоминания. — М., 1958.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.