Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие менеджмента. Цели, общие черты и необходимость управления в организациях. Открытый и замкнутый контуры управления






 

Термины «менеджмент», «менеджер» быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые ранее термины «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор».

Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», однако это не синонимы. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Менеджмент следует определять как «социальное управление». Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы.

В переводе с американского «менеджмент» - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы других людей.

 

Цели процесса управления заключаются в следующем:

- управление обеспечивает средства, которые гарантируют осуществление плана;

- управление существует для направления деятельности коллектива;

- управление осуществляет контроль, помогая внести ясность в прогнозы на будущее;

- творческий подход к управлению приводит коллектив к сплоченности и доверию.

 

Управление часто подразумевает управление людьми, поскольку с их помощью достигаются личные цели и цели организации. Управление имеет всегда несколько целей. Если предположить, что поставлены цели для всей организации и ее отдельных подразделений, то, скорее всего, потребуются разные формы управления, которые обеспечат достижение этих целей. И каждый сотрудник будет иметь свои собственные цели (помимо таких целей, как заработок, приобретение новых друзей).

Одной из задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация. Целеполагание - исходный момент в деятельности менеджера.

 

В зависимости от размера и характера предприятия, от занимаемой должности и степени специализации выполняемой работы, каждый из сотрудников будет иметь собственное мнение о том, чем нужно управлять. Однако эффективное управление обладает некоторыми характерными общими чертами независимо от масштабов задачи или управляемого процесса. Это следующие черты:

1) существование первостепенных общих целей или задач организации (цель ее существования);

2) существование более конкретных целей, подчиненных достижению общих целей организации. Они могут подразделяться на цели отдельных людей и определять их деятельность;

3) правильный выбор подходящих единиц измерения приближения к конкретным целям (например, требуемое время или эффективность использования ресурсов)

4) определение контрольных цифр или норм деятельности в выбранных единицах (например, предельная дата проведения совещания или максимальное число человеко-часов для выполнения работы)

5) сравнение информации об управляемых процессах с контрольными цифрами или нормами

6) оценка и выбор по результатам сравнения подходящих управляющих действий, а затем их выполнение.

7) Контроль результатов управляющих действий. Являются ли они эффективными? Обеспечивают ли достижение цели?

8) Существование этапа пересмотра целей, единиц измерения, норм и т.д. Соответствуют ли еще цели, единицы измерения, нормы главным задачам организации, внешнему окружению и текущим усилиям в достижении целей? Стимулируют ли они работу отдельных сотрудников или коллектива организации?

 

Бывают ситуации, когда информация о результатах «на выходе» работы требовала изменить начальные условия «на входе» в нее. (Например, после получения первого задания от студентов (курсовая работа) замечания преподавателя и оценка за задание могут заставить студента более тщательно работать в дальнейшем, при выполнении, скажем, аналогичного задания, принимая во внимание замечания, более глубоко используя материал (увеличивая число примеров и т.д.)).

Поэтому в ходе выполнения работы следует различать два результата:

1) промежуточный (черновой вариант курсовой)

2) окончательный (черновой вариант + исправления и дополнения в ответ на рекомендации преподавателя)

 

Такие рассуждения демонстрируют переход от простейшей формы управления к «замкнутому» циклу управления, или управлению с обратной связью.

Цель управления с обратной связью - уменьшить разрыв между желаемым и реальным результатом (например, между стандартным качеством и качеством выпущенной продукции - отрицательная обратная связь).

                 
   
     
 
 
   
ВХОД
     
ВЫХОД
 
 
 

 


Открытый контур отличается от замкнутого отсутствием обратной связи; в результате обратной связи может получиться ситуация, когда потребуется изменить начальные условия (добавить примеры из материалов курса), что может привести к переделке самого решения.

Использование управления с обратной связью - обычное дело, особенно в технике (система «человек-механизм»: водитель следит за показанием спидометра, если скорость больше допустимой, то они изменяют начальные условия - количество топлива, поступающего в двигатель)

Результаты работы сотрудников и процесс реализации проектов постоянно находится в поле зрения менеджера, сравнивается с контрольными значениями, намеченными для достижения цели. Если наблюдение показывает, что контрольные цифры не достигаются или не могут быть достигнутыми в ближайшем будущем, то необходимо принимать соответствующие действия.

Если процесс длителен или возможности для вмешательства ограничены, тогда преимущества управления с обратной связью теряют ценность. Лучше применять открытый контур управления (например, почтовая служба (обычная)).

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.