Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школа научного управления. Принципы управления Ф. Тейлора






 

Научное управление (1885-1920)

К концу XIX- началу XX века была сделана попытка формирования научных основ менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое приобретало черты массового производства и массового сбыта, крупномасштабные предприятия. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой взаимосвязанной работе менеджеров и исполнителей.

Первый прорыв в управленческой мысли, связанный с «тейлоризмом», был основан на предположении о том, что управлять можно «научно». Это явилось одновременно и озарением, и иллюзией, но фактически состояло в перенесении идей инженерных наук на управление в низовом производственном звене.

Научное управление наиболее тесно связано с работами Фредерика У.Тейлора, Френка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдение, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения.

Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество угля и железной руды, которые человек может поднять на лопатах различного диаметра. Гилберты изобрели прибор и назвали его микро хронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях, и сколько времени занимает каждое из них. Гилберт, изучая движения, совершаемые в процессе кладки кирпича, выявил усовершенствованный способ, который сократил количество движений, необходимых для кладки одного кирпича с 18 до 4, увеличив производительность на 50%.

Основываясь на полученной информации, теоретики школы научного управления, измеряли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения, и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железно руды и угля может, переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта. По сравнению с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш.

Изучая способы выполне­ния работ и трудовых операций, Ф.Тейлор сформулиро­вал четыре принципа управления индивидуальным тру­дом рабочих:

1. научный подход к выполнению каждого элемента работы;

2. научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

3. кооперация с рабочими;

4. разделение ответственности за результаты между ме­неджерами и рабочими.

 

Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью повышения заинтересованности работников в повышении производительности и объемов производства. Предусматривалось также наличие небольших перерывов в работе и небольшого отдыха. Рабочее время, таким образом, было справедливо и реалистично установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым условием было то, что те, кто производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от выполнения самой работы. Тейлор и его современники практически признавали, что работа по управлению - это отдельная специальность, и что организации в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, когда работники сами планировали свою работу.

Основные идеи школы научного управления

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения про­изводительности.

5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

 

Концепция научного управления стала переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что метод и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.