Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы управления А.Файоля






Основные идеи классической школы управления

1. Развитие принципов управления

2. Описание функций управления

3. Систематизированный подход к управлению всей организации

Классическая или административная школа в управлении (1920-1950)

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвяща­ли свои исследования тому, что называется управлением производст­вом. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы спе­циалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенство­ванию управления организацией в целом.

Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, бо­лее известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.

Анри Файоль, с именем, которого связывают возникновение этой школы, и которого называ­ют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля, был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руко­водством Алфреда П. Слоуна в компании “Дженерал Моторс”. Их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова - применитель­но к работе всей организации.

Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значи­тельной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. “Классики” старались взглянуть на организации с точки зрения широ­кой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности ор­ганизаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-классики были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсаль­ный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как плани­рование и организация.

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры ор­ганизации и управления работниками. Примером может служить принцип единона­чалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Ниже приведены 14 принципов управления Анри Файоля, многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.

Сформулированными принципами менеджмен­та предлагалось руководствоваться при реш­ении управленческих задач и выполнении функций ме­неджмента. Распространение «принципов управления», сформулированных Анри Файолем, явилось крупным шагом в развитии управленческой мысли, что можно признать первым самостоятельным результатом «науки администрирования», ориентированном, прежде всего на построение «формальных» организационных структур и систем.

 

 

Таблица. Принципы Файоля (20-е годы)

Принцип Содержание принципа
1. Разделение труда Специализация работ, необходима для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего). Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях.
2. Полномочия и от­ветственность Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы
3. Дисциплина Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины. Установления соглашений, связывающих фирму и работников, должно оставаться одной из главных задач руководителя.
4. Единоначалие Работник получает распоряжения и отчитывается перед одним непосредственным начальником
5. Единство действий Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
6. Подчиненность личных интересов Интересы организации имеют преимущество пред интересами индивидуумов
7. Вознаграждение персонала Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд
8. Централизация Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности
9. Скалярная цепь Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников» - сверху вниз)
10.Порядок Место - для всего и каждый работник на своем месте    
11. Справедливость Справедливость - это сочетание доброты и правосудия Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи
12. Стабильность персонала Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность организации
13. Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. Инициатива придает организации силу и энергию.
14. Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единстве - сила»). Является результатом гармонии персонала.

 

А. Файоль предложил формализованное описание рабо­ты управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организовывание, руководство, координацию и кон­троль.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.