Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование внимания






Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)

Методика (см. прил. 6) используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы ─ 5 минут».

Обработка результатов. Фиксируется количество ошибок. Полученное значение соотносят с данными условно-возрастной нормы, представленными в таблице 6.

 

Табл. 6. Оценка результатов

  Для детей 6 – 7 лет Для детей 8 – 10 лет
Норма объёма 400 знаков и выше 600 знаков и выше
Норма концентрации 10 ошибок и менее 5 ошибок и менее

Методика «Кодирование» (модификация метода Пьерона - Рузера)

Этот тест направлен на исследование устойчивости внимания и темпа деятельности. Материалом служат лист с фигурками (см. прил. 7) и карандаш. В каждой фигурке ребенок должен будет нарисовать определенный символ. В верхней части листа показано, какой символ должен быть нарисован внутри каждой из фигур. Следующая укороченная строка ─ тренировочная. Далее идут тестовые строки.

Инструкция: «Здесь нарисованы разные фигуры. В каждой из них надо поставить свой значок. Наверху показано, в какой фигуре какой значок нужно рисовать (проверяющий указывает на верхнюю часть листа). Нарисуй нужные значки в фигурах внутри рамки (проверяющий указывает на тренировочную строку)».Если во время тренировки ребенок допускает ошибки, то проверяющий указывает на них и предлагает их исправить. После того, как тренировочные фигуры заполнены, проверяющий говорит: «Теперь поставь нужные значки в остальных фигурах. Начинай с первой фигуры и иди дальше, не пропускал ни одной. Постарайся сделать это побыстрее».

Когда ребенок приступает к заполнению тестовых фигур, проверяющий засекает время. Через минуту он отмечает в протоколе номер фигуры, заполняемой ребенком в данный момент. По истечении второй минуты выполнение задания прекращается.

 

Анализ результатов. Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на задание.

Высокий уровень устойчивости внимания ─ 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

Средний уровень ─ 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий уровень ─ 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий уровень ─ 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.

Количество ошибок. При отсутствии нарушений внимания неправильно маркированных (пропущенных) фигур или совсем нет или очень немного (не более трех).

Большое количество ошибок при низком темпе деятельности ─ показатель либо серьезных нарушений внимания, либо особо низкой мотивации. Оно нередко встречается и при общей задержке психического развитияи при умственной отсталости.

Большое количество ошибок при высоком темпе деятельности ─ показатель установки на скорость работы в ущерб ее качеству. Такая установка типична для импульсивных детей с низким уровнем самоконтроля.

Изобилие ошибок в сочетании со средним темпом деятельности ─ наиболее характерный признак нарушений внимания(плохой концентрации внимания, его неустойчивости, отвлекаемости).

Изменения продуктивности от первой минуты ко второй. Обычно на второй минуте продуктивность несколько выше, чем на первой (на 10-20%), Это обусловлено эффектом врабатывания, тренировки. Если рост продуктивности более высок, то это говорит о замедленном вхождении в деятельность. Если же, напротив, продуктивность на второй минуте ниже, чем на первой, то это показатель высокой утомляемости, частый признак астенического состояния.

Методика «Таблицы Шульте»

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: «Покажи указкой и назови все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь».

Процедура проведения исследования. Предъявляется таблица, и по сигналу «начали» исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)

Оценка результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма ─ 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма ─ 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

 

Рис. 2. Таблицы Шульте






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.