Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика раздела






Предлагаемый блок заданий направлен на обучение решению следующих задач, связанных с деятельностью школьного психолога:

формирование умения разрабатывать психодиагностическую программу по определённому запросу (в данном случае – запрос: неуспеваемость школьника);

─ отработка навыка использования психодиагностических методик, направленных на выявление причин неуспеваемости младшего школьника;

─ формирование и закрепление умения анализировать фактический материал, полученный в ходе психологического исследования, и фиксировать его в форме психологического заключения;

─ знакомство с общей методикой и освоение навыков составления программ развивающе-профилактической и коррекционной направленности.

Вводные замечания. Сегодня практические психологи могут выбрать для своей работы любые тесты и методики, применимые к каким-то конкретным элементам психического развития ребенка и одновременно исследующие комплекс взаимосвязанных элементов объекта психодиагностики. Кроме того, выпущено большое количество пособий, содержащих коррекционно-развивающие упражнения, направленные на преодоление нарушений в развитии детей, влекущих за собой трудности в обучении.

Между тем многовариантность причинно-следственных связей достаточно часто приводит к тому, что, выясняя причину трудностей в обучении, практический психолог испытывает сложности с определением круга возможных психологических нарушений (причин), выбором необходимых в данный момент адекватных психодиагностических методик и эффективных коррекционных упражнений. Связать воедино элементы феноменологического уровня и уровня причинных оснований помогает школьному психологу, прежде всего, чётко составленная в каждом конкретном случае психодиагностическая программа. Создание такой программы включает в себя следующие этапы.

1. Изучение практического запроса.

2. Формулировка психологической проблемы.

2.1. Формирование общего представление о том, как педагог воспринимает ребёнка и сложившуюся ситуацию (при этом используется метод беседы).

2.2. Ознакомление (посредством наблюдения на уроках, переменах, беседы с педагогом) с типичными поведенческими проявлениями ребёнка, реакцией на него окружающих (данные фиксируются в психолого-педагогической карте Д.Б. Кадырбаевой ─ см. прил. 2);

2.3. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской карточки, рассказов учителя и социального педагога.

3. Оценка сведений, полученных на этапе формулировки психологической проблемы, а также формулировка гипотезы о причинах нарушения. Работа с полученной картиной трудностей в обучении может выстраиваться при этом с помощью следующих схем:

а) с помощью классификаций типичных отклонений на феноменологическом уровне и классификаций наиболее вероятных причин данных отклонений;

б) с помощью схем психологической детерминации типичных отклонений и их причин;

в) с помощью психодиагностических таблиц.

Первые две формы описания объекта психодиагностики известны достаточно давно, однако каждая из них имеет свои недостатки. Первая, описывая поведенческие признаки типичных недостатков и отклонений в учебной деятельности и поведении, не отражает в полной мере все взаимосвязи элементов феноменологического уровня и уровня причинных оснований. Другая, максимально отражая взаимосвязи, является громоздкой и запутанной, что затрудняет ее использовании в практике школьного психолога. Третья форма описания объекта психодиагностики — психодиагностические таблицы (см. прил. 3) — синтезирует в себе первые две формы. В них связываются воедино практически все элементы диагностического процесса от запроса до выдачи рекомендаций.

4. Выбор методов исследования (в зависимости от выявленной феноменологии трудностей).

5. Собственно исследование.

5.1. Установление контакта с ребёнком.

5.2. Проведение диагностических мероприятий, используемых в начале обследования.

5.3. Осуществление углубленной диагностики.

6. Постановка психологического диагноза и заполнение заключения.

7. Разработка рекомендаций и развивающе-коррекционной программы.

8. Осуществление и контроль над выполнением программы.

 

Задание 1. Диагностика неуспевающего школьника

Выполнение данного задания включает в себя первые шесть из описанных выше восьми этапов работы. Двум оставшимся этапам работы будет посвящено задание №2.

Этап 1. Проведение первичной беседы с педагогом на предмет основных трудностей, возникающих у конкретного ребёнка при овладении им учебной программой. Направления сбора доступных в данной ситуации анамнестических данных представлены в приложении 1.

Цель – получение общего представления о том, как педагог воспринимает ребёнка и сложившуюся ситуацию; выяснение того, что беспокоит в ребёнке.

Рекомендации к оформлению. Протокол беседы следует приложить к дневнику, проанализировать ответы, выводы зафиксировать в соответствующих графах заключения.

Этап 2. Заполнение психолого-педагогической карты ученика (см. прил. 2).

Цель – выявление наиболее ярко выраженных качеств ученика, проявляющихся в поведении, общении и учёбе.

Инструкция, адресованная педагогу: «Вам необходимо оценить в баллах проявление у ученика полярных качеств, то есть поставить в соответствующей графе оценки по качеству».

Сумма баллов подсчитывается отдельно по каждому фактору (по положительному и отрицательному множеству). Сумма балов от 10 до 12 означает сильную степень выраженности положительных качеств; от – 10 до – 12 – сильную степень выраженности отрицательных качеств. Сумма баллов от 9 до 7 свидетельствует о средней степени выраженности положительных качеств; от – 9 до – 7 – о средней степени выраженности отрицательных качеств. Сумма баллов от 6 до 4 подразумевает слабую степень выраженности положительных качеств; от – 6 до – 4 – слабую степень выраженности отрицательных качеств.

Рекомендации к оформлению задания. В заполненной педагогом карте следует подсчитать полученную сумму оценок по каждому фактору (по положительному и отрицательному множеству). Затем, проанализировав результаты, выявить ярко выраженные качества ребёнка, где проявляются позитивные и негативные моменты в поведении, общении и учёбе ученика, а также отразить их в графах психологического заключения.

 

Этап 3. Формулировка гипотезы о причинах неуспеваемости ребёнка (см. прил.3).

Цель: на основании описанных педагогом феноменологических трудностей в обучении конкретного ребёнка, выделить круг возможных психологических причин данного нарушения.

 

Этап 4. Проведение диагностических методик, используемых в начале обследования (ниже приводится описание таких методик).

Цель: с помощью данных проективных методик установить контакт с ребёнком. Получить общую оценку интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей ребёнка, а также особенностей межличностного общения.

 

Тест «Рисунок человека» (К.Маховер)

Тест позволяетпозволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз и рук, сформированность общих представлений о строении человеческого тела), так и особенности личностно-эмоциональной сферы. Данные, получаемые с помощью методики «Рисунок человека», не очень надежны и требуют дополнительной проверки.

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй человека ─ всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше ─ так, как ты умеешь». Если ребенок задает уточняющие вопросы («Мальчика или девочку?», «А можно, чтобы у него в руке был шарик?» и т.п.), то ему говорят: «Рисуй так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то надо ее повторить (частично). Например, если ребенок спрашивает: «А можно нарисовать только лицо?», то ему отвечают: «Нет, нарисуй его всего, целиком». Если он предлагает нарисовать вместо человека что-нибудь другое (машину, дом), то ему говорят: «Это потом. А сейчас нарисуй человека». Бывает, что ребенок отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. В этом случае надо сказать ему, чтобы он рисовал так, как умеет, даже если получится не очень хорошо; что вам интересны любые детские рисунки.

Используя эту методику, следует обращать внимание на мельчайшие черточки поведения ребенка и сопровождающего его взрослого: куда и как ребенок смотрит, когда ему объясняют задние; какова его первая реакция (вздох, поза покорности, оживление); в какой позе он работает; в какие моменты расслабляется и ведет себя естественно, непринужденно, а в какие - напрягается, хмурится; когда и как пытается привлечь к себе внимание взрослого; с каким выражением подает психологу законченную работу. Желательно делать соответствующие заметки в протоколе.

 

Показатели умственного развития:

1) Наличие основных деталей. При оценке умственного развития можно руководствоваться следующими ориентировочными нормами, приведенными в табл. 1.

Табл. 1. Ориентировочные качественные возрастные нормы

 

Возраст Детали
5 лет Голова, глаза, туловище, руки, ноги
6 лет Нос, рот, пальцы (их количество несущественно)
7 лет Шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в предельно схематическом виде). Руки и ноги изображены двойными линиями
8-9 лет Уши, ступни. На руках по пять пальцев

Отсутствие какой-либо из деталей (кроме глаз и туловища) может компенсироваться наличием детали, относящейся к следующим возрастам, но не дополнительными, необязательными деталями (типа пупа, пуговиц и т.п.).

Следует учитывать, что отсутствие на рисунке какой-либо важной детали (например, рук или рта) может быть обусловлено не интеллектуальными нарушениями, а личностными проблемами ребенка или же просто отвлечением внимания. Поэтому необходимо выяснить, все ли рисунки дефектны.

2) Пластичность – схематичность. Показателем высокого уровня умственного развития является пластический рисунок, то есть изображение того, что ребенок видит, в отличие oт «изобразительного перечисления» требуемых деталей при схематическом изображении. В пластическом изображении части тела переходят одна в другую без четкой границы, что соответствует реальному строению человеческого тела. Ноги (на рисунке фигуры в брюках или без одежды) сходятся наверху в одну точку. Имеется попытка передать реальную форму тела (хотя эта попытка может быть и не очень удачной). Как правило, пластический рисунок свидетельствует о нормальном уровне умственного развития ребёнка даже при отсутствии тех или иных деталей, обычных для этого возраста.

Схематическое изображение─ это рисунок, на котором человек как бы собран из отдельных деталей (голова, туловище, руки, ноги), границы между которыми отчетливо видны. Наиболее показательны переходы между шеей (при её наличии) и телом, а также между плечом и рукой. В схематическом рисунке и шея, и руки как бы приклеены к телу. Ноги (на рисунке фигуры в брюках или без одежды) не сходятся наверху в одну точку. Схематическое изображение типично для детей до 7 лет.

В школьном возрасте такой рисунок - проявление общей или частичной инфантильности. Он может появиться вследствие сенсомоторных нарушений, вызванных органическим поражением мозга, из-за педагогической запущенности или умственной отсталости. Он может быть также проявлением интеллектуализма (раннего развития формального интеллекта при недоразвитии образной сферы). Рисунок, промежуточный между схематическим и пластическим изображением, характеризуется тем, что некоторые части тела переходят одна в другую без четкой границы (что соответствует реальному строению человеческого тела), в то время как другие части как бы «приклеены». Например, руки органично вырастают из плеч, а ноги отделены от туловища четкой границей. Такой способ изображения типичен для детей в возрасте 7-9 лет; начиная с 10-летнего возраста, он может рассматриваться как показатель замедленного развития изобразительной деятельности и образного мышления в целом. Начиная с 12 лет – это показатель явного отставания в развитии образного мышления.

3) Количественная оценка выполнения задания может быть получена следующим образом. Если в рисунке отсутствует голова или туловище, то оценка ─ 0 баллов. Если имеются голова и туловище, то ставится по 2 балла за каждую из следующих деталей: глаза (2 глаза засчитываются за одну деталь), рот, нос, руки (2 руки ─ одна деталь), ноги (2 ноги ─ одна деталь). По 1 баллу ставится за каждую из следующих деталей: уши, волосы (или шапка), шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) ставится еще 2 балла. Если способ изображения ─ пластический, то ставится 8 дополнительных баллов; если он носит промежуточный характер между пластическим и схематическим ─ 4 дополнительных балла; если он схематичен, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставится 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной ли­нией или отсутствуют, дополнительные баллы не ставятся.

Таким образом, минимальный балл за это задание - 0, максимальный (при наличии всех перечисленных выше деталей и пластическом способе изображения) - 26 баллов. Примерные возрастные нормы приведены в таб. 2.

 

Табл. 2. Количественные возрастные нормы

 

Возраст 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет ≥ 11 лет
Баллы 4-11 7-14 12-16 17-21 20-23 22-25 24-26

 

Показатели личностных особенностей:

4) Признаки повышенной импульсивности. При высокой импульсивности, нарушениях организации действий линии в рисунках часто не доводятся до конца (контур оказывается незамкнутым) или, наоборот, «проскакивают» дальше, чем нужно. Рисунок выполняется очень быстро. Низка его детализированность. Для импульсивных детей характерна линия с сильным нажимом.

К признакам импульсивности относятся также отклонения от вертикали («падающая» (наклоненная) фигура человека); грубые нарушения симметрии; неудачное размещение рисунка на листе ( на рисунке человека не хватает места для ног или же он упирается головой в верхний обрез листа).

5) Признаки демонстративности. Демонстративность проявляется, прежде всего, в украшательстве, наличии необязательных деталей. Например, в рисунках людей ─ это оборки, кармашек, узор на платье, перья на шляпе. Необязательные детали не следует путать со второстепенными. Так, шея и уши ─ детали, обязательные для каждого человека, хотя и второстепенные по сравнению с туловищем, ртом или глазами; а вот бантики на туфлях - деталь совершенно не обязательная, украшательская. Из второстепенных (но обязательных) деталей демонстративные дети предпочитают ресницы, прическу, нередко тщательно вырисовывают губы. На рисунке человекадля демонстративных детей типично изображение не «просто человека», а определенного персонажа: короля, принцессы, рыцаря, клоуна, феи, бандита и т.п. Для демонстративных, детей, стремящихся привлечь к себе внимание окружающих, характерны позитивные самооценочные высказывания, предваряющие реальное выполнение задания («Я хорошо умею рисовать», «Такие рисунки получаются у меня лучше всего»), сопровождающие его («У меня хорошо получается») или относящиеся к достигнутому результату («Смотрите, как хорошо получилось!»). Такая оценка часто наблюдается у детей, привыкших к похвалам взрослых, и свидетельствует о достаточно яркой демонстративности. Обычно она не связана с высокой самооценкой, а служит средством понравиться.

6) Признаки тревожности, страха, ожидания агрессии. Наиболее распространенный признак тревожности─ это многочисленные самоисправления. Особенно показательны бессмысленные исправления (такие, которые не ведут к реальному улучшению результата). Исправления могут вноситься со стиранием прежних линий или без стирания (в последнем случае вместо одной линии появляется несколько). Характерный признак тревожности ─ линия, состоящая из отдельных мелких штрихов, когда ребенок опасается, что, если он проведет ее сразу (одним движением), то она может пойти не туда, куда нужно. Для тревожных детей типична штриховка всего рисунка или какой-либо его части. При острой тревоге штриховка обычно бывает размашистой, небрежной. О тревожности, неуверенности в себе говорит отрицательная оценка, даваемаясебе ребенкомв процессе деятельности («Я плохо умею рисовать», «Человека я нарисовать не могу», «Что-то не то у меня получается») или по ее окончании («Ничего не получилось!»). Такие оценки обычны у ребенка, привыкшего к неуспеху. Очень часто речь идет не об абсолютном неуспехе, а об относительном, т.е. о несоответствии между достигаемыми результатами и завышенным уровнем притязаний. Этот признак тревожности может проявляться во всех тестах, используемых при обследовании. Об эмоциональной нагрузке свидетельствует также локальный отказ от рисования. При повышенной тревожности, и особенно при наличии страхов, на рисунках человека часто изображаются глаза преувеличенного размера. Особенно характерно зачернение (штриховка с сильным нажимом) радужки или всего глаза. В этом случае можно предположить, что у ребенка имеется фобия (например, страх темноты, высоты, животных, замкнутых пространств или еще чего-либо).

7) Агрессивность, асоциальные тенденции. По рисунку человекапредположение об агрессивных тенденциях может быть сделано на основе непосредственного впечатления (когда изображенный человек производит на зрителя впечатление злого, агрессивного). Точки на лице, изображающие щетину, большие кулаки, оружие (пистолет, сабля и г.п.) также могут свидетельствовать об агрессивности. Для мальчиков в подростковом возрасте все эти признаки вполне нормальны, поскольку для этого возраста характерно повышение агрессивности. В дошкольном, младшем школьном и юношеском возрастах это признаки того, что у данного ребенка агрессивность повышена по сравнению со средним уровнем. В младшем школьном возрасте эти проявления могут свидетельствовать о преждевременном начале подросткового психологического кризиса. Непропорционально большой рот, нарисованный с повышенным нажимом, изображение зубов(особенно если они выделены нажимом или нарисованы более тщательно, чем остальные части лица) ─ частые признаки вербальной агрессии, т.е. склонности ругаться, оскорблять других людей и т.п.

8) Астенизация, депрессивные тенденции, эмотивность. При астении рисунки выполняются с очень слабым нажимом на карандаш(так что иногда линия бывает почти не видна). Характерна крайне низкая детализированность рисунков. Сильно варьирующий нажим, когда одни линии проведены со слабым нажимом, а другие ─ с сильным, характерен для высокой эмоциональной лабильности(эмотивности). Это позволяет предположить, что у ребенка может часто и легко, без видимой причины, изменяться настроение.

Депрессивные тенденциипроявляются в уменьшении размеров рисунка (рисунок занимает менее 1/4 листа по вертикали). Весьма типично также помещение рисунка в углу листа. Депрессивные тенденции часто сочетаются с астенизацией.

9) Значимость сексуальной сферы. В рисунке человекаинтерес к сексуальной сфере проявляется в любом выделении первичных или вторичных половых признаков. Это может быть усиленный нажим на карандаш, большее, чем на рисунке в целом, количество стираний и исправлений, особо тщательное вырисовывание женской груди или бедер, подробная прорисовка мужской мускулатуры, особо широкие бедра у женской фигуры и преувеличенно широкие плечи у мужской. Значимость сексуальной сферы проявляется также в особо тщательной прорисовке губ, ресниц, прически, в изображении украшений (серьги, кольцо, кулон). О высоком интересе к сексуальной сфере говорит изображение человека обнаженным (речь идет о пластическом изображении, а не о схеме, на которой одежда отсутствует из-за низкой техники рисования). Так же интерпретируется изображение провокативной одежды (с особо большим декольте, подчеркнутым разрезом па юбке и т.п.).

10) Сфера общения. Важнейший показатель эмоциональной насыщенности общения─ изображение рук на рисунке человека. Редуцированные (резко уменьшенные) или отсутствующие кисти рук, отсутствие пальцев или полное отсутствие рук обычно говорит о недостаточной практике общения, которая может быть вызвана разными причинами. Это может быть сильная интровертированность или аутизация (тогда отсутствие кистей сочетается с признаками интровертности). Возможен вариант широкого, но формального, поверхностного общении (отсутствие кистей сочетается с экстравертивной позой). Отсутствие кистей может быть также признаком невладения средствами общения (т. е. неумения общаться). Отсутствие кистей рук может быть мотивированным (руки за спиной или в карманах) и немотивиронанным (руки как бы обрезаны). Интерпретация в том и другом случае одинакова.

Резкая преувеличенность кистей, особо длинные пальцы при экстравертной позе ─ это, как правило, показатель очень напряженной, но неудовлетворенной потребности в общении.

 

Тест «Незаконченные предложения »

Тест направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме. Все ответы ребенка следует записывать дословно. Время реакции фиксировать лучше без помощи секундомера (это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом). Лучше, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с. и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала.

Инструкция: «Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты должен закончить его. Теперь ─ внимание! Отвечать нужно быстро, и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получилось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения: «Каждое утро...»

Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если вам показалось, что он назвал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. При необходимости объясните правило еще раз. В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам: к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.

 

3. Мы любим маму, а… 16. Если бы не было школы…

15. Я думал, что мама чаще всего… 18. Когда думаю о школе, то…

7. Отцы иногда… 1. Я думаю, что людей больше…

9. Чтобы наш папа… 6. Я достаточно ловкий, чтобы…

5. Мой брат (сестра)… 21. Я самый слабый…

11. Если бы мой брат (сестра)… 17. Я весь трясусь, когда…

10. Мои близкие думают обо мне, 13. Я хочу, чтобы у меня не бы-

что я… ло…

2. Ребёнок в семье… 14. Больной ребёнок…

4. Бываем среди детей, но… 19. Если бы все ребята знали,

как я боюсь…

8. Дети, с которыми я играю… 22. В будущем я хотел бы…

12. Мои друзья меня часто… 24. Всегда мечтаю…

23. Мой учитель (учительница, 20. Был бы очень счастлив,

учителя)… если бы я…

 

Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствует реальности. Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста.

 

Интерпретация результатов проводится в соответствии со следующим ключом:

а) отношение к матери ─ 3, 15;

б) отношение к отцу ─ 7, 9;

в) отношение к братьям, сестрам ─ 5, 11;

г) отношение к семье ─ 2, 10;

д) отношение к ровесникам ─ 4, 8, 12;

е) отношение к учителям и школе ─ 23, 16, 18;

ж) отношение к людям в целом – 1;

з) отношение к собственным способностям ─ 6, 21;

и) негативные переживания, страхи ─ 13, 17, 19;

к) отношение к болезни – 14;

л) мечты и планы на будущее ─ 20, 22, 24.

 

Рекомендации к оформлению задания. Результаты обработки данных необходимо зафиксировать в соответствующих графах «Психологического заключения».

 

Этап 5. Методы углубленной диагностики.

Цель – подтвердить либо опровергнуть выдвинутую ранее гипотезу о возможных причинах трудностей в обучении ребёнка.

Рекомендации к оформлению задания. Результаты исследования необходимо заносить в должные графы «Психологического заключения».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.