Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 18






1. Владелец, учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.

Отношения между редакцией, ее учредителем и издателем имеют огромное значение для обеспечения ее существования и деятельности. Эти отношения имеют 2 аспекта: правовой и экономический. Правовой аспект этих отношений определен Законом РФ о СМИ — там указывается, кто может быть учредителем, определяется статус редакции, учредителя и издателя, их права, обязанности и взаимоотношения. Однако правовой аспект отношений редакции с учредителем и издателем непосредственно связан с их экономическим аспектом: это находит выражение в договорах, которые редакция заключает со своим учредителем и с издательством. В этих договорах указывается, какую часть прибыли редакция перечисляет учредителю и издательству. В условиях политической и экономической нестабильности, ужесточения конкурентной борьбы многим СМИ становится все труднее сохранять свое существование. Чтобы избежать банкротства, редакции все чаще ищут спонсоров. В роли спонсора выступают предприниматели, крупные фирмы, банки, биржи и другие коммерческие структуры. Финансовая поддержка спонсора дает возможность редакции компенсировать убытки, свести баланс без дефицита, реализовать издательские и коммерческие проекты, обещающие прибыль. Как правило, оказывая газете помощь, спонсор всегда что-то получает от редакции. Иногда это лишь возможность влиять на редакционную политику, на характер и направленность публикаций газеты. А нередко — возможность стать фактическим совладельцем СМИ. Дотация — денежное пособие, с помощью которого государственный орган или общественная организация поддерживает существование своего печатного издания. Она выдается регулярно, обеспечивая регулярное покрытие какой-то части расходов. Это тоже средство влияния на редакционную и информационную политику издания.

Редакция действует на основании своего устава, который принимается на общем собрании коллектива журналистов — штатных сотрудников. В уставе определяются взаимные права и обязанности учредителя, редакции и возглавляющего ее главного редактора. Учредитель утверждает устав редакции и/или заключает с ней или ее главным редактором договор. В законе определяются характер и содержание договоров между редакцией, учредителем и издателем, их производственные, имущественные и финансовые отношения: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства издательства по материально-техническому обеспечению производства печатных периодических изданий и т.д. В тех случаях, когда газету основывает какой-либо государственный орган, ведомство, общественная организация, предприятие, учреждение, фирма и т.п., используются 2 варианта учредительства. При одном в роли учредителя выступает конкретная структура, которая основывает СМИ и обеспечивает необходимые средства. Учредитель утверждает редакционный устав и назначает главного редактора. Но чаще возникает т.н. двузвенный учредитель. В его роли выступают и тот орган или организация, который является основателем газеты, и журналистский коллектив. Этот вариант позволяет обеспечить достаточную самостоятельность редакции в решении не только творческих и производственных, но и имущественных вопросов. Редакция остается совладельцем своего имущества, что фиксируется в договоре с основателем СМИ. Так, учредителем газеты " Российские вести" является правительство РФ. Учредители еженедельника " Книжное обозрение" - Министерство печати и массовой информации РФ и трудовой коллектив редакции.

Взаимодействие с аудиторией осуществляется через основные редакционные подразделения — отделы. Информация каждого отдела рассчитано на вполне определенные круги читателей. Масштаб и состав его аудитории отличается профессиональными, социальными, территориальными и другими характеристиками. Разделение общей аудитории газеты на более узкие читательские аудитории отделов, которые, однако, не следует понимать как обособленные группы, так как их интересы во многом пересекаются друг с другом, дает возможность удовлетворять более дифференцированные и многообразные запросы читателей.

В качестве основного организатора авторского актива газеты выступает творческое подразделение редакции. Вместе с тем каждый отдел создает собственный круг нештатных авторов. Широкое внедрение в редакционную работу получили советы авторского актива при отделах, состоящие из специалистов. Цель их — помогать журналистам практическими рекомендациями по тем или иным проблемно-тематическим направлениям, актуальным вопросам, а также в планировании и организации конкретных материалов.

Разумеется, редакционная и информационная политика — это именно то, что важно для аудитории. В качестве субъекта управления редакционный коллектив выступает по отношению к аудитории, авторскому активу. Чтобы достичь наибольшего успеха у читателей, журналисты должны знать их интересы, запросы. Такие знания редакция получает по каналам обратной связи (письма, звонки читателей в редакцию, читательские конференции, социологические исследования, комментарии на сайте и т.д.). Впрочем, такая информация редко бывает полной, и каждое СМИ выстраивает политики, основываясь еще и на интуиции и собственном опыте.

 

 

2. Г. И. Успенский – очеркист русской деревни. 1843 - 1902 гг.

(Уточнение: лучше всего прочитать хотя бы один очерк автора)

Глеб Иванович Успенский — автор произведений о русском народе, в которых отразились вся страсть и боль писателя. Его литературная деятельность началась в 1862 году и оборвалась в начале 1890-х. Этот период в пореформенной России был сложным, переходным: от крепостного страна переходила к новому экономическому и социальному строю. Реалистический художественный метод у Успенского был подкреплен кропотливым исследованием, а страстность публициста и яркость образов делали его произведения точными и меткими. Более всего Успенского волновали народные массы и их интересы, именно их писатель старался изучить и выразить. Его мировоззрение зачастую называли революционно-демократическим (особенно в советское время).

Успенский родился в Туле в семье провинциального чиновника. В доме отца он видел немало челобитчиков с подношениями, и уже в ранних своих рассказах (например, «Семениха», 1864) давал яркие зарисовки повсеместного взяточничества. Учился Петербургском и Московском университетах, которые не закончил из-за финансовых сложностей. Начал печататься в 1862 в педагогическом журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (псевдоним — Г. Брызгин). Затем работал в маленьком московском журнале «Зритель». В 1863 Успенский снова уехал в Петербург и здесь начал печататься уже в толстых журналах: в «Библиотеке для чтения» (очерк «Старьевщик»), в «Русском слове» (очерк «Ночью» и др.). По приглашению Некрасова в 1865 он стал сотрудником «Современника» («Деревенская встреча», «Нравы Растеряевой улицы»). Несмотря на свой сразу выявившийся крупный литературный талант, не имел прочной работы ни в одном крупном журнале, уделяя время написанию мелких очерков в различных мелких журналах («Зритель», «Северное сияние», «Искра», «Будильник», «Женский вестник», «Новый русский базар», Невский сборник «Грамотей», «Неделя», «Модный магазин»). В этот период главные темы У. — жизнь и быт мелких чиновников и городской бедноты. В первом крупном произведении автора — очерках «Нравы растеряевой улицы» — запечатлена жизнь тульских ремесленников, рабочих, быт чиновников, мещан и буржуазии. Закрытие правительством в 1866 «Современника» и «Русского слова» поставило Успенского, как и многих других писателей, в очень трудное финансовое положение. Получив после долгих мытарств возможность печататься в «Женском журнале», Успенский был в большом затруднении с героями своих начатых произведений: с пьяницами, сапожниками и пр. Он вынужден был переименовывать героев «Нравов Растеряевой улицы», начатых в некрасовском «Современнике», кромсать и портить свои произведения. Трудности закончились в 1868, когда писатель стал одним из основных сотрудников в журнале «Отечественные записки», который в это время перешел под редакцию Некрасова и Щедрина. Почти исключительно в этом журнале Успенский и помещал свои произведения до закрытия его в 1884 (здесь создано его второе крупное произведение — «Разоренье»). У. был близок со многими деятелями народнического движения, также во время заграничных поездок в 70-х он сблизился с русскими эмигрантами-революционерами (Герман Лопатин, Клеменц, Михайловский, Фигнер, П. Л. Лавров и др.), в Париже он познакомился и подружился с Тургеневым. Заграничными поездками вдохновлены рассказы «Заграничный дневник провинциала», «Из памятной книжки», «Больная совесть». В 70-е Успенский подолгу живет в деревнях, наблюдая за жизнью деревни после реформ. Результатом наблюдений явилась серия блестящих очерков «Из деревенского дневника», вообще с конца 70-х центральной темой творчества У. была пореформенная деревня — разорение крестьян-тружеников, разложение крестьянской общины. В деревне Сколково Самарской губернии — для большего удобства наблюдений — он поступил на службу письмоводителем ссудосберегательного товарищества, которыми в то время увлекалось много народников. Результатом этих наблюдений был большой очерк «Страстотерпцы мелкого кредита». «Национальная ерунда», — так коротко определил Успенский сущность работы этих товариществ. Осенью 1879 Успенский поселился в Петербурге, выезжая оттуда довольно часто в Новгородскую губернию, где в деревне Сябреницыон построил себе двух этажный дом. Эти поездки в деревню давали Успенскому возможность запасаться богатым материалом наблюдений для ряда блестящих очерков на темы деревенской жизни (серии: «Люди и нравы», «Малые ребята», «На родной ниве», «Власть земли», «Волей-неволей» и др.). В 80-е одной из важных тем для У. установятся духовные искания русской интеллигенции («Без определённых занятий», «Волей-неволей» и другие). Весной 1884 «Отечественные записки» были закрыты, и У. стал помещать свои очерки главным образом в журналах «Русская мысль» и «Северный вестник», а также в газете «Русские ведомости». С осени 1889 у У. начинается нервное расстройство, которое, все более и более усиливаясь, переходит в сумасшествие (прогрессивный паралич). Осенью 1892 У. был помещён в больницу для душевнобольных, где и провёл последние годы своей жизни. Умер литератор от паралича сердца в 1902. Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.