Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.






С первых дней войны жанры публицистики, призванные раскрывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати, передачах радио. Публицистика стала основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова.

Илья Эренбург — писатель, эссеист, драматург, критик, корреспондент московской газеты октябристов «Утро России» и «Биржевых ведомостей». После революции 1917 года сотрудничает в газете «Жизнь», критика Ленина, и уезжает за границу. Там пишет «Падение Парижа» — об оккупации города, потом сотрудничает в Москве. Его статья “В первый день”, появившаяся в печати, несла с собой высокий гражданский пафос, стремление вселить в сознание людей непреклонную волю уничтожить фашистских захватчиков. Через два дня Эренбург по приглашению редакции “Красной звезды” пришел в газету и в тот же день написал статью “Гитлеровская ода”, которая была напечатана 26 июня. Его статьи и памфлеты публиковались также во многих центральных и фронтовых газетах. Свою главную задачу он видел в воспитании у народа ненависти к захватчикам. Статьи И. Эренбурга “О ненависти”, “Оправдание ненависти”, “Киев”, “Одесса”, “Харьков” и другие обостряли чувство ненависти к врагу. Достигалось это за счет исключительной конкретности. Эренбург писал о фактах зверств захватчиков, приводил свидетельские показания, ссылки на секретные документу, приказы немецкого командования, личные записи убитых и пленных немцев. Особого накала публицистика Эренбурга достигла в кризисные дни битвы за Москву. 12 октября 1941 “Красная звезда” опубликовала его статью “Выстоять! ”. Этот страстный клич стал ведущей темой статей “Дни испытаний”, “Мы выстоим”, “Испытание”. За годы войны Эренбург написал около 1, 5 тысяч памфлетов, статей, корреспонденций, вышли в свет четыре тома его памфлетов и статей под названием “Война”. Первый том, изданный в 1942, открывался циклом памфлетов “Бешеные волки”, в котором с исключительной разоблачительной силой созданы образы фашистских. Значительное место в творчестве Эренбурга периода войны заняли статьи и корреспонденции для зарубежного читателя. Они передавались через Совинформбюро и телеграфные агентства в газеты Америки, Англии и других государств. Свыше 300 публикаций составили данный цикл. Все они затем вошли в книгу “Летопись мужества”.

Константин Симонов — неутомимый корреспондент “Красной звезды”, прошедший дорогами войны тысячи километров и видевший все, что она с собой принесла. Людям нравились суровые, мужественно-сдержанные корреспонденции и очерки К. Симонова. “Части прикрытия”, “В праздничную ночь”, “Юбилей”, “Истребитель истребителей”, “Песни” и другие потрясали правдой жизни, умением заглянуть в духовный мир человека, жизнь которого могла оборваться через мгновение. К. Симонов был свидетелем многих решающих битв и писал о том, что лично видел. Конкретный адрес присутствует уже в заголовках материалов: “В Керченских каменоломнях”, “Осада Тернополя”, “У берегов Румынии”, “На старой Смоленской дороге” и др.

Результатом командировки в Феодосию, только что освобожденную советским десантом и яростно бомбардируемую вражеской авиацией, стал первый в творческой биографии Симонова рассказ “Третий адъютант”. Сюжет его подсказала встреча с одним из десантников — в прошлом донецким шахтером, твердо убежденным, что “храбрых убивают реже, чем трусов”. Рассказ был опубликован в “Красной звезде” 15 января 1942 года. Днем раньше в “Правде” появилось стихотворение “Жди меня”, по инициативе Сталина. А потом и «Открытое письмо» — упрек женщине, которая не писала на фронт.

Александр Твардовский. В 1939–1940 Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.

В 1941 Твардовский начал работать над поэмой «Василий Теркин», которой дал подзаголовок «Книга про бойца». Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945. В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954 Теркин на том свете попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно – живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа.

В годы войны заметное развитие получила фотопублицистика. Имена фотопублицистов “Правды”, “Известий”, “Красной звезды”, “Комсомольской правды”: А. Устинова, М. Калашникова, Б. Кудоярова, Д. Бальтерманц, М. Бернштейн, В. Темина, П. Трошкина, Г. Хомзера, А. Капустянского, С. Лоскутова, Я. Халипа, И. Шагина встали в один ряд с именами публицистов пера и кинодокументалистов (Имена и фамилии не проверялись, но они есть на сайтах с билетами к ГОСу).

Усилиями опытных мастеров фотодела, литературы и графики с августа 1941 стал выпускаться литературно-художественный журнал “Фронтовая иллюстрация”.

 

 

3. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы СМИ. (=20 билет в. 1)

Сегодня аудитория – главный формообразующий фактор для любого СМИ. Она определяет не только каким будет то или иное СМИ по форме, но и то, будет ли оно востребованным. Проводятся опросы на исследование аудитории – не только газет, но и радио и даже книг. Это, естественно, позволяет СМИ более точно отвечать потребностям аудитории и быть востребованными. Это, в свою очередь, влечет дальнейшие исследования, например, об эффективности рекламы. Зачастую попытки каких-либо СМИ навязать кардинально иную точку зрения или разбить стереотипы сталкивались с жестким противодействием — активным психологическим сопротивлением аудитории. Человек, воспринимающий информацию (рецепиент) никогда не находится в вакууме — он воспринимает информацию, исходя из информационного фона, и соглашается или не соглашается с ней. Отклик аудитории — это самое лучшее, что можно получить, и то, положительный он или отрицательный, важно не в первую очередь. Есть, кстати, первичная аудитория: тот, кто прочитал, — и вторичная: тот, кому рассказали/пересказали. Помогали СМИ в этом встречи с читателями, круглые столы, анализ почты, опросы аудитории. Многие из этих каналов изучения общественного мнения сейчас не действенны. Во многом потому, что СМИ перестали ориентироваться на общественное мнение. Они зависят от владельцев, их мнения и денег, а не от аудитории. Экономика СМИ складывается так, что влияние аудитории минимально. Действие этих факторов сказывается не только на качестве материалов, но и на структуре СМИ. Материалы теперь преимущественно монологи, реже диалоги. Тогда как в западной прессе материал должен содержать не менее 2-3 субъектов, точек зрения. Сейчас большинство газет и журналов, особенно в России, для которой тоже стала актуальна проблема выявления аудитории и общественного мнения, экономит на опросах, считая, что сами хорошо представляют себе аудиторию. И получаются неудачные, сколоченные на скорую руку проекты типа безадресных газет «Метро» или «МК», сделанных только ради прибыли. А ведь грамотно подобранная аудитория – это один из критериев качества издания. Но теряя качество, они не потеряют аудиторию – люди будут читать, пусть и только по старой привычке.

Взаимоотношения журналиста и запросов аудитории в новых рыночных условиях складываются по-новому. Рынок захлестывает производство информации как товара. Если смотреть на СМИ с точки зрения рынка, то целесообразнее делать газеты типа “Мегаполис- экспресс”, передачи типа “Я сама”. Кончено, нужно ориентироваться на рейтинг, именно на рейтинг ориентируются рекламодатели. Влияние факторов, связанных с характером аудитории, могло бы быть более прозрачным, если бы они регулярнее изучались. Но сейчас в основном изучают поведение аудитории. Изучают, что читают люди, а не почему, и что они думают о прочитанном. Рекламодатели не дают денег на такие исследования, так как их интересует поведение аудитории, а не ее мотивы.

В принципе, СМИ должны отражать многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Но в современной России сложилась такая ситуация, что ряд факторов смазывает картину выбора информации об аудитории. Например, фактор низкой платежеспособности населения. Приблизительная доля читающих газеты, не платя за них, - 1/3. Фактор привычки определяет иногда выбор издания на всю жизнь, хотя издание может меняться, переориентируясь на другие интересы и потребности. Малоизученный фактор - недостатки распространения. Популярность “МК” связана с тем, что газету можно купить везде, редакция сделала упор на розничное распространение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.