Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика программы. Программа по разделу «конструирование» построена с учетом особенностей психического развития детей с органическим поражением ЦНС






Программа по разделу «Конструирование» построена с учетом особенностей психического развития детей с органическим поражением ЦНС. Содержание работы с детьми младшей группы направлено на обеспечение формирования у них основных предпосылок, необходимых для овладения конструированием. Эти предпосылки создаются по двум направлениям. Одно направление заключается в развитии у детей интеллектуальных компонентов деятельности: с ними проводится работа по обучению действиям восприятия, формированию представлений о целостном предмете, формированию предварительного образа предмета и пр. Второе направление связано с созданием мотивационно-потребностного плана деятельности: воспитывается желание строить, положительное эмоциональное отношение к процессу конструирования, заинтересованное отношение к продуктивному результату деятельности как к специфическому игровому объекту.

Осуществление работы в этих направлениях следует рассматривать как необходимое условие руководства детской деятельностью на всех годах обучения, но особое значение это имеет на начальных этапах обучения, когда, по существу, закладывается сложный, единый механизм конструирования как продуктивной деятельности дошкольника.

В программе по конструированию на первом году обучения большое место отводится сенсорному воспитанию детей. Их учат различать фигуры по форме и величине; выбирать соответствующие формы по образцу и некоторые — по словесной инструкции; различать и соотносить объемные и плоскостные формы; подбирать предметы простой формы к образцу-эталону. Знакомят с величинами, их относительностью; учат приемам сравнения предметов по протяженности (накладыванию, прикладыванию). Учат отражать в речи результаты сравнения (длинный — длиннее, короткий — короче, больше — меньше); зрительно сравнивать однородные и разнородные предметы по объему (какой больше, крупнее) и т. д.

Особое внимание уделяется ознакомлению детей с расположением объектов в пространстве. Работа по формированию первоначальных пространственных представлений основана на длительном освоении ребенком окружающего его ближайшего пространства. Сначала внимание ребенка привлекается к расположению предметов относительно его самого. В «центр пространства» ставится сам


ребенок (это соответствует естественному ходу познания этой стороны мира); далее дают самые первые представления о перемещениях в пространстве; о направлениях движения. Несколько позднее знако­мят с пространственными отношениями между двумя предметами, которые ребенок воспринимает «со стороны», определяя зрительно: он познает другой вид отношений, осознает их относительность. Изменения пространственных отношений между предметами при их перемещении дети учатся замечать, правильно оценивать и практически воспроизводить посредством специальных заданий на восприятие-воспроизведение, а также в процессе организованного анализа образца и следующего за обследованием практического конструирования.

Во время работы по обеспечению ориентировочной фазы предстоящей деятельности, что осуществляется под руководством и с помощью педагога, дети знакомятся с последовательностью анализа образца, учатся его рассматривать, вычленять основные функциональные части и дополнительные детали-украшения. При этом происходит овладение необходимой терминологией, умением использовать ее выходе анализа образца и самого элементарного словесного отчета о содержании осуществленных конструктивных и игровых действий.

Программа содержит также требования, к выработке у детей необходимых для конструирования ручных умений, к овладению произвольными движениями рук. Формирование трудовых навыков осуществляется в русле развития слаженной работы руки и взора.

Для усиления влияния обучения на умственное развитие воспитанников программой предусмотрено выполнение заданий, требующих использования приобретенных умений в несколько изменившихся условиях, например заданий по созданию знакомых конструкций из нового строительного материала, или выполнению разных конструкций одного предмета. Такие задания используют на многих занятиях для того, чтобы научить детей переносить имеющиеся знания и умения в новые ситуации.

Программа ориентирует учителя-дефектолога на проведение систематической работы по развитию у детей понимания функционального значения конструируемых объектов, умения переносить функциональные, действенные признаки с предмета на конструкцию, то есть воспринимать ее в качестве специфического предметно-игрового заместителя. Такая направленность, обучения с опорой на ведущую деятельность с самого начала способствует возникновению осознанности детского конструирования, что является основанием для выработки самостоятельности умственно отсталых дошкольников и пробуждения у них желания конструировать вне

занятий.

Основным условием каждого занятия является формирование игровых мотивов детской конструктивной деятельности. Все созданные на занятиях постройки используются в игре.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.