Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! II. Государственный строй 20 страница
АВТООПЕРАТОР ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, комплексная система, автоматически определяющая оптим. число включённых агрегатов на многоагрегатной гидроэлектростанции (ГЭС ), исходя из условия обеспечения макс, кпд всей ГЭС. При этом учитываются: характеристики агрегатов и напора, продолжительность работы каждого агрегата, схема первичной коммутации ГЭС и различные ограничения, налагаемые зонами кавитации агрегатов, состоянием оборудования, и т. п., определяющие очерёдность пуска или останова агрегатов. На ГЭС, не имеющих водохранилищ, используются А. г., действующие по водотоку. Применяются в основном два типа А. г., отличающиеся формой представления информации: аналогового типа и цифрового. В А. г. аналогового типа характеристики агрегатов задаются с помощью нелинейных элементов. В состав такого А. г. входят: командный или управляющий блок, блок выбора очерёдности пуска (останова ) агрегатов, блок напора, а также датчики мощности и водотока. Осн. недостатки аналогового А. г.: невысокая точность задания характеристик и то, что выбор очерёдности пуска агреимгов осуществляется оператором. Кроме того, аналоговый А. г. не учитывает продолжительности работы каждого агрегата. Достоинства аналогового А. г.- простота, высокая надёжность и низкая стоимость. Первые А. г. (аналогового типа ) были установлены на ГЭС в 50-х гг., напр, автооператор Цимлянской ГЭС. В А. г. цифрового типа, включающий управляющую цифровую вычислит, машину, характеристики агрегатов и другие данные, используемые при работе, задаются программой и хранятся в памяти машины. Такой А. г. не только учитывает большое число факторов, определяющих режим работы ГЭС, но и осуществляет накопление и обработку ста-тистич. информации, что позволяет избежать кратковрем. включений агрегатов в результате колебаний мощности в энергосистеме. Достоинства цифрового А. г. обеспечивают перспективность его использования не только для решения задачи автоматич. управления режимами мощных многоагрегатных ГЭС, но в сочетании с управляющими машинами, уста-новл. на центр, диспетчерском пункте энергосистем и энергообъединений, - для решения комплекса общесистемных задач. Н. В. Паутин. АВТООТВЕТЧИК, устройство для автоматич. передачи по каналу телегр. связи присвоенного абоненту сокращённого или условного наименования. А. возможно также передавать сообщения в отсутствие абонента. Для проверки правильности соединения с вызванным абонентом через станцию абонентского телеграфирования вызывающий абонент до начала и в конце работы нажимает на клавиатуре стартстопного аппарата опросную клавишу " кто там", и по каналу связи в сторону вызывающего абонента автоматически передаётся ответ, содержащий фамилию, номер или условное назв. вызванного абонента. А. применяют не только при абонентском телеграфировании, но и в телегр. автоматич. сети " прямых соединений". В.В. Новиков. АВТОПАВИЛЬОН, сооружение на остановочных пунктах автобусных линий для кратковременного пребывания пассажиров. А. бывают открытого (рис. ) и закрытого типа. Для А. применяются облегчённые, преим. каркасные, конструкции из металлич. и сборных железобетонных элементов, обычно в сочетании с большой площадью остекления. Вместимость А., сооружаемых по типовым проектам, - 10, 15 и 25 пассажиров. АВТОПЕРЕГРУЗЧИК, машина для транспортировки корней (высадков, маточников ) сах. свёклы и перегрузки их в высадкопосадочную машину, а также для перевозки различных грузов. Осн. узлы А. (рис. ): шасси автомобиля, кузов, устройства (системы гидроцилиндров ) для подъёма и опрокидывания кузова. Грузоподъёмность выпускаемого в СССР перегрузчика 2100 к г. Объём платформы с осн. бортами 2, 7 м3, с надставными 5, 2 м3. Применение А. по сравнению с ручной работой повышает производительность посадочного агрегата с 0, 37 до 0, 65 га/ч. Автоперегрузчик: 1 - кабина автомобиля; 2 и 4 - гидравлические устройства для подъёма и опрокидывания кузова; 3 - подъёмная рама; 5 - кузов; 6 - надрамник; 7 - опорные пяты. АВТОПЕРЕДВИЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ, см. Автомобиль-мастерская. АВТОПИЛОТ (от авто... и франц. pi-lote - водитель ), устройство для автоматич. управления летат. аппаратом (самолётом, вертолётом, управляемым снарядом и др. ). Идея и схема А. были предложены К. Э. Циолковским в 1898. Впервые полёт самолёта, автоматически управляемый А. фирмы Сперри (США ), был продемонстрирован на Всемирной выставке в Париже в 1914. Отечеств. А. с пневматич. исполнит, системой (АВП-1 ) был создан в 1932. Первонач. А. предназначался только для стабилизации угловых движений самолёта (движения относительно центра масс ), что давало возможность выдерживать заданный режим полёта самолёта без участия лётчика. Усовершенствование А. позволило создать автоматизиров. систему, к-рая производит управление летат. аппаратом не только относительно его центра масс, но также и его центром масс. Это дало возможность автоматизировать все режимы полёта летат. аппарата от взлёта до посадки. Такие А. автоматически управляют и рулями летат. аппарата, и его двигателями. Они делают возможными полёты различных классов беспилотных летат. аппаратов (ракеты, самолёты-снаряды, искусств, спутники Земли и т. д. ). А. на самолёте состоит из ряда подобных по принципу действия автоматов (курса, продольно-поперечных кренов, скорости, высоты и др. ), совместная работа к-рых управляет полётом и стабилизует его (рис. ). Чувствит. элемент каждого автомата измеряет один, определённый для него параметр режима полёта (напр., или высоту, или курс ), наз. параметром регулирования, и вырабатывает сигнал, пропорциональный текущему значению параметра. Задатчик режимов полёта вырабатывает сигналы, каждый из к-рых соответствует требуемому значению определ. параметра регулирования. Эти сигналы сравниваются в вычислит, устройстве. Их разность (рассогласование ) после усиления поступает на рулевую машинку А., отклоняющую соответствующий руль самолёта или орган управления двигателем. Так происходит изменение режима полёта. Когда этот режим достигает заданного, сигнал рассогласования исчезает, рулевая машинка прекращает движение и наступает положение равновесия. Устойчивость систем автоматич. управления летат. аппаратами достигается как регулированием по производным от регулируемых параметров, так и отрицат. обратной связью соответств. видов. Кроме автоматов, в А. входят системы управления и регулировки. Необходимую для работы А. энергию в виде электроэнергии или воздуха и масла под давлением доставляет двигатель самолёта. [ris] Лит.: Боднер В. А., Теория автоматического управления полётом, М., 1964. А.Л.Горелик. АВТОПОГРУЗЧИК, самоходная подъёмно-трансп. машина для погрузочно-раз-грузочных операций на всех видах транспорта, а также для перемещения грузов на терр. грузовых дворов, строит, площадок и т. п. А. имеет гидравлич. привод от двигателя внутр. сгорания к рабочему оборудованию. Осн. рабочий орган А.- вилочный захват 1(рис. 1), перемещаемый вдоль вертикальной телескопич. рамы 2 гидроцилиндром, расположенным внутри рамы. Рама А. цилиндрами наклона 3 может отклоняться вперёд и назад на угол до 150, что придаёт грузу устойчивое положение на вилках при перевозке и облегчает его выгрузку. Давление в гидравлич. системе (до нескольких Мн/ м 2, или нескольких десятков кгс/с м 2 ) создаётся гидравлич. насосом 5, связанным трансмиссией с двигателем 4. Рычаги управления гидравлич. системой подведены с места водителя А. к золотниковому распределителю 6. [ris] А. с вилочным захватом применяются при работе с тяжеловесными грузами (рис. 2 ), а также с мелкими грузами в таре и упаковке, предварительно уложенными на поддоне. В комплект сменных рабочих приспособлений А. входят также ковш, стрела, челюстной захват и др. В СССР выпускаются А. различной грузоподъёмности (3 т, 5 т и др. ). Г. Н. Дегтерев. АВТОПОЕЗД, см. Автомобильный поезд. АВТОПОИЛКА, см. Поилка. АВТОПОЛИПЛОИДИЯ (от авто... и полиплоидия), кратное увеличение в клетках организма исходного, характерного для вида набора хромосом. А. имеет значение в онтогенезе растений и животных, а также в филогенезе (видообразовании ), гл. обр. у растений; у животных же-при партеногенезе. Вызывая А. искусственно (высокой темп-рой, излучениями, химич. соединениями ), удалось получить авто-полиплоидные формы и сорта гречихи, ржи, сах. свёклы и др. В.В.Сахаров. АВТОПОРТРЕТ, портрет художника, выполненный им самим (б. ч. при помощи одного или нескольких зеркал). В А. художник непосредственно выражает своё самосознание, оценку собств. личности, свои творч. принципы; во мн. А. с большой остротой воплощено единство личных и обществ, начал - ощущение художником причастности своей судьбы к судьбам поколений и классов, к взлётам и упадкам иск-ва. Нередко, однако, художник изображает себя лишь в качестве наиболее доступной модели для различных художеств, поисков, экспериментов. Изображение себя художником известно уже в античном (Фидий) и ср.-век. (скульпторы 14 в.- новгородец Аврам и П. Парлерж в Чехии) иск-ве. Живописцы итал. Раннего Возрождения (Ма-заччо, Доменико Гирландайо, Боттичелли ) часто вводили свои изображения в сюжетные религ. композиции. Как разновидность портретного жанра А. сложился в 16 в.: в иск-ве Высокого Возрождения (Рафаэль, А. Дюрер ) он выражает возросшее обществ, значение художника, его самоутверждение, в иск-ве маньеризма - замкнутость, неустойчивость внутр. мира мастера, порождённую кризисом ренессансных идеалов; наконец, крупнейшие живописцы Позднего Возрождения (Тициан, Тинторетто) раскрывают зрителю драматич. судьбу творч. личности, отстаивающей свою духовную независимость. Эта психологич. напряжённость находит развитие в А.-исповеди 17 в., где нередко раскрываются социальный облик художника, его отношение к миру и обществу, его полная достоинства позиция борца за свои убеждения (Н.Пуссен, П.П.Рубенс и особенно Рембрандт, автор беспримерной по многообразию и психологич. глубине серии А.). А. 18 в. (Ж. Б.Шарден, Дж. Рейнолдс, Ф. И. Шубин) б. ч. переносят художника в интимную рабочую или семейную обстановку, подчёркивая интеллектуальные усилия творчества, зоркость анализирующего взгляда. Крупные художники 19 в. (Ж. Л. Давид, О. Рунге, О. А. Кипренский, Г. Кур-бе, И. Н. Крамской) не только утверждают ценность творч. личности и её богатой духовной жизни, но и видят в себе олицетворение типич. устремлений своего поколения, своей социальной группы. На рубеже 19 и 20 вв. А. часто избираются для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластич. концепции мастера (П. Сезанн), его внутр. духовной экспрессии (В. ван Гог, М. А. Врубель). В прогрессивном реалистич. иск-ве 20 в. (К. Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо), и в т. ч. в сов. иск-ве (С. Т. Конёнков, М. С. Сарьян, П.П.Кончаловский), лучшие А. выражают единство личного и общенародного, осознание художником своего обществ, назначения. (Илл. см. на вклейке к стр. 168 - 169.) Лит.: Gessеr М., Das Selbstbildnis, Z., 1961. АВТОПРОКЛАДЧИК, прибор, автоматически прокладывающий курс судна на навигац. карте, получая показания курса от гирокомпаса, а данные о пройденном расстоянии - от лага или по сигналам радионавигационной системы. Прежде А. наз. одографом. АВТОР [лат. au(c)tor], создатель художеств, или публицистич. произв., науч. исследования, проекта, изобретения и т. д. АВТОРАДИОГРАФИЯ, ауторадиография, радиоавтография, метод изучения распределения радиоактивных веществ в исследуемом объекте наложением на объект чувствит. к радиоактивным излучениям фотоэмульсии. Содержащиеся в объекте радиоактивные вещества как бы сами себя фотографируют (отсюда и назв.). Методом А. широко пользуются в физике и технике, в биологии и медицине - всюду, где применяются изотопные индикаторы. После проявления и фиксации фотоэмульсии на ней получается изображение, отображающее исследуемое распределение. Существует неск. способов прикладывания фотоэмульсии к объекту. Фотопластинку можно прямо наложить на отшлифованную поверхность образца или же можно наносить на образец тёплую жидкую эмульсию, к-рая при застывании образует плотно прилегающий к образцу слой и после экспозиции и фотообработки исследуется. Распределение радиоактивных веществ изучают, сравнивая плотность почернения фотоплёнки от исследуемого и эталонного образца (т. н. макрорадиограф и я). Второй метод состоит в подсчёте следов, образуемых ионизующими частицами в фотоэмульсии, с помощью оптич. или электронното микроскопа (микрорадиография).Этот метод значительно чувствительнее первого. Для получения макроавтографов применяются диапозитивные и рентгеновские эмульсии, для микроавтографов - спец. мелкозернистые эмульсии. Фотография, изображение распределения радиоактивных веществ в исследуемом объекте, полученное методом А., наз. авторадиограммой, или радиоавтографом. На рис. 1, 2 и 3 приведены примеры авторадиограмм. Методом А. можно обнаруживать присутствие радиоактивных элементов в различных рудах, распределение природных радиоактивных элементов в тканях растит, и животных организмов и т. д. Введение в организм соединений, меченных радиоизотопами, и дальнейшее исследование тканей и клеток методом А. позволяет получить точные данные о том, в каких именно клетках или клеточных структурах происходят те или иные процессы, локализуются те или иные вещества, установить временные параметры ряда процессов. Так, напр., применение радиоактивного фосфора и А. дали возможность обнаружить присутствие интенсивного обмена веществ в растущей кости; применение радиоиода и А. позволили уточнить закономерности деятельности щитовидной железы; введение меченых соединений - предшественников белка и нуклеиновых к-т, и А. помогли уяснить роль в обмене этих жизненно важных соединений определённых клеточных структур. Метод А. позволяет определить не только локализацию радиоизотопа в биологич. объекте, но и его количество, поскольку число восстановленных зёрен серебра эмульсии пропорционально количеству воздействующих на неё частиц. Количественный анализ макроавтографов проводят обычными приёмами фотометрии, а микроавтографов - подсчётом под микроскопом зёрен серебра или следов-треков, возникших в эмульсии под действием ионизующих частиц. А. начинают успешно сочетать с электронной микроскопией. См. также Радиография. Лит.: Бойд Д. А., Авторадиография в биологии и медицине, пер. с англ., М., 1957; Жинкин Л. Н., Применение радиоактивных изотопов в гистологии, в кн.: Радиоактивные индикаторы в гистологии, Л., 1959, с. 5 - 33; Perry R., Quantitative autoradiography, " Methods in Cell Physiology", 1964, v. 1, ch. 15, p. 305-26. Н. Г. Хрущов. АВТОРЕФЕРАТ (от авто... и лат. ге-fero - докладываю, сообщаю ), краткое изложение науч. произв., сделанное самим автором (напр., А. диссертации ). АВТОРИЗОВАННЫЙ ПЕРЕВОД, перевод, просмотренный и одобренный автором или сделанный с согласия автора. АВТОРИТАРИЗМ (от лат. auctoritas - власть, влияние ), антидемократич. система политич. властвования. Характерна для наиболее реакционных политич. систем капиталистич. гос-в (фаш. режимы в Германии, Италии, Испании и др. ). А.-такая форма правления и политич. режима тоталитарного типа, при к-рой процедура демократич. решений или вовсе отсутствует, или носит фиктивный, показной характер: власть не формируется и не контролируется народом, он не имеет гарантий перед лицом абс. бесконтрольной авторитарной власти. Реальная власть концентрируется в руках правящей элиты, отбор в к-рую происходит в порядке спец. процедуры. Для А. характерны чрезмерный централизм, монополизация власти элитой, строгая иерархия в отношениях между её членами, прямая опора на военно-карательный аппарат, широкое использование террористич. методов расправы с оппозицией. Верх, власть в авторитарном гос-ве обычно сосредоточена в руках " лидера" (фюрера, дуче, каудильо и т. п.). Авторитарной идеологии присущи демагогия, использование расовых, национа-листич., религ. и иных мифов, апелляция к непререкаемому авторитету " лидера". Авторитарная власть постоянно культивирует в массах фанатизм и поддерживает страх. Общий кризис капитализма характеризуется свёртыванием бурж. демократии, тенденцией к автократич. и фаш. методам управления. Несмотря на воен. крах фашизма в ходе 2-й мировой войны 1939-45, авторитарные тенденции продолжают действовать, о чём, в частности, свидетельствуют военно-полицейские перевороты в ряде стран, возрождение неонацизма и неофашизма, стремление финанс. олигархии к установлению режима личной власти, ориентировка на чрезвычайные законы, запрещение в ряде стран коммунистич. и рабочих партий и др. прогрессивных демократич. организаций. См. также Автократия, Фашизм. В. С. Нерсесянц. АВТОРИТАРНЫЕ ТЕОРИИ, антидемократические течения политич. мысли, в основе которых лежит идея обоснования авторитарных, тоталитарных режимов - всевластия диктата одного лица или элиты в гос-ве, абс. бесконтрольности гос. власти, политич. бесправия личности и народа, отсутствия демократической процедуры свободного волеизъявления. Термин связан с вошедшим в 20 в. в общее употребление понятием авторитаризм, к-рым обозначаются враждебные демократии политич. теории и практика. Для всех А. т. характерна антидемократич. трактовка таких факторов и ин-тов политич. жизни, как форма правления, политический режим, взаимоотношения власти и подвластных, прав и свобод личности. А. т. свойственны также возвеличение верховной властвующей личности и правящей элиты, ссылки на естественность господства " лучших" и " сильных" и неспособность массы к решению общественных и гос. дел и разумному пользованию свободой. А. т. прослеживаются во всей истории политич. мысли классового общества. В древнем мире, напр., положение Гераклита о необходимости господства " лучшего" над массами, обоснование Фрасима-хом и Калликлом права " сильнейшего" над слабыми. В новое время авторитарный характер носили теории, обосновывавшие абсолютизм. Напр., англ, философ Гоббс (1588-1679 ), пугая альтернативой всеобщей анархии, обосновывал неограниченную, абс. власть гос-ва по отношению к подданным. Гос. власть монарха, по Гоббсу, едина, бесконтрольна, стоит над законами; подданные - рабы, служащие гос-ву. В нем. политич. философии 18-19 вв. авторитарные идеи широко использовались для апологии прусской государственности и культа силы. Политика монополистического капитала, усиление политич. реакции, характерное для периода империализма и особенно общего кризиса капитализма, сужение социальной базы политич. власти буржуазии привели к оживлению А. т., их кульминационный пункт - идеология и практика фашизма. Авторитарную окраску носят новейшие бурж. теории власти " сильной личности". В. С. Нерсесянц. АВТОРИТАРНЫЙ (франц. autoritaire - властный, от лат. auctoritas - власть, влияние), 1) основанный на беспрекословном подчинении власти. 2) Притязающий на авторитет; стремящийся утвердить свою власть, влияние. АВТОРИТЕТ (нем. Autoritat, от лат. auctoritas -власть, влияние ), в широком смысле - общепризнанное неформальное влияние к.-л. лица или организации в различных сферах обществ, жизни (напр., воспитание, наука ), основанное на знаниях, нравств. достоинствах, опыте (А. родителей, врачей и т. д. ); в более узком значении - одна из форм осуществления власти. Часто говорят об А. закона, к.-л. правила, социальной нормы, что обозначает признание их необходимости большинством людей, на к-рых распространяется их действие. А. выражается в способности лица или группы лиц (носители А. ) направить, не прибегая к принуждению, поступки или мысли другого человека (или людей ). Существование А. связано с ограниченностью возможностей человека рационально оценивать многие возникающие перед ним проблемы, что связано со сложностью самой действительности. Отсюда необходимость принятия на веру утверждений носителей А. При этом предполагается способность носителя А. в принципе обосновать свои требования. В производств., политич. и др. сферах обществ, жизни деятельность отд. индивидов во многом определяется спец. органами и должностными лицами, к-рые принимают решения и контролируют их исполнение. Это признаваемое подчинёнными право и есть А., отличающийся таким образом от других форм осуществления власти, напр, от произвола. Формы, в к-рых А. воплощается, и сферы его действия зависят от историч. ступеней развития общества, идеологич. представлений, определяющих источники и критерий законности власти. В традиции, идущей от англ, философа Гоббса (1588-1679 ) и др. утилитаристов, проблема А. выступала в виде дилеммы " свобода" - " авторитет", причём под последним понимался лишь А. верховной власти, " суверенный А.". Гоббс видел в " суверенном А." единств, средство спасения общества от анархии, от " войны всех против всех". Анархисты, наоборот, противопоставляли А. полную свободу индивида от общества, автономию личности. Нем. социолог М. Вебер (1864-1920 ) предложил типологию А., по к-рой А. может основываться либо на рациональных установках - формально определ. системе правил, касающихся способов приобретения власти и границ её применения; либо на традициях, когда законность порядка вытекает из представления о нём как о священном и неизменном; либо на т. н. " харизме", когда А. связан с личной приверженностью лидеру, наделённому в глазах его последователей исключит, качествами мудрости, героизма, святости. Такого рода А., по Веберу, присущ пророкам, проповедникам и политич. вождям. Традиция и харизма господствовали в до-бурж. обществах. Рациональный А. утверждается со становлением бурж. общества, хотя не исчезают и др. виды А. Ф. Энгельс, анализируя проблему А., называл взгляды анархистов и антиавторитаристов " антисоциальными" и считал, что " нелепо... изображать принцип авторитета абсолютно плохим, а принцип автономии - абсолютно хорошим" (" Об авторитете", см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 304 ). Энгельс обосновывал необходимость А. для любого социального устройства. "...Известный авторитет каким бы образом он ни был создан, а с другой стороны известное подчинение, независимо от какой бы то ни было общественной организации, обязательны для нас при тех материальных усл о виях, в к о торых происходит производство и обращение продуктов" (там же ). Энгельс отмечал, что промышленность, транспорт, любая организация не мыслимы без А., господствующей воли, представленной либо одним лицом, либо определ. органом. При этом Ф. Энгельс подчёркивал, что действие А. должно быть ограничено только теми сферами обществ, жизни, для к-рых он необходим (см. там же ). В то же время Маркс и Энгельс решительно выступали против " чрезмерной веры" и " суеверного преклонения" перед А., против культа личности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 37, с. 384 и т. 34, с. 241 ). В. И. Ленин отмечал необходимость А., дисциплины во время труда (см. Поли, собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 203 ). Отвергая мнимую революционность, выступающую против всяких А., и казённые А. бурж. науки и полицейской политики, Ленин писал, что рабочему классу нужны авторитетные руководители. А. таких руководителей, подчёркивал Ленин, должен основываться на большом знании и опыте, широком политич. и науч. кругозоре (см. там же, т. 14, с. 226 ). Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] Лафаргу от 30 дек. 1871, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 33, с. 309; его же, [Письмо] Теодору Куно от 24 янв. 1872, там же, с. 329; Ленин В. И., Об авторитете руководителя. Сб., М., 1963; Weber M., Gesammelte Au-fsatze zur Social- und Wirtschaftsge-schichte, Tubingen, 1924; Stкоha1 R., Autoritat, ihr Wesen und ihre Funktion im Leben der Gemeinschaft, Freiburg - W., 1955; FriedrichC. J. [ed.], Authority, Oxf., 1958. Л.А.Седов. АВТОРСКИЕ ТАБЛИЦЫ, спец. таблицы, составленные по буквам алфавита и служащие для облегчения расстановки книг на библиотечных полках в точном алфавитном порядке. Первые А. т. были созданы амер. библиотековедом Ч. Кет-тером в кон. 19 в. В СССР распространены двузначные и трёхзначные А. т. Двузначными А. т. пользуются в массовых б-ках. В них на каждую букву алфавита даётся таблица, состоящая из расположенных в строгом алфавитном порядке слогов и соответствующих им двузначных чисел - от 11 до 99 (включительно). Напр.: [ris] На книгах проставляется т. н. авторский знак, составляемый из первой буквы фамилии автора (или первой буквы названия книги, если она обозначается не по автору) и такого числа из А. т., к-рое соответствует слогу, наиболее близкому по написанию к первым буквам фамилии или названия. Напр., фамилия Абашидзе получает авторский знак А 13. По такому же принципу составлены и трёхзначные А. т. с рядом чисел от 11 до 999 (включительно). Трёхзначные А. т. применяются в б-ках с более значит, фондом. Для расстановки книг, написанных на различных языках народов СССР, разработаны А. т., соответствующие алфавитам этих языков. Лит.: Хавкина Л. Б., Трехзначные авторские таблицы, М., 1954. АВТОРСКИЙ ДОГОВОР, договор об использовании произв. лит-ры, науки или иск-ва, заключаемый между автором (или его наследниками ) и издательством, театром, киностудией и т. п. А. д. может быть заключён на готовое произв. или в порядке заказа. В зависимости от способа использования произв. различаются издательск-ий, постановочный, сценарныйи др. виды А. д. Как правило, А. д. заключается в письменн о й форме во всех случаях, когда в силу принадлежащих автору прав требуется согласие автора на использование его произведения. В советском праве осн. условия А. д. и ответственность его сторон определяются гражд. кодексами, типовыми А. д. и актами о гонораре авторском. Условия, ухудшающие положение автора по сравнению с тем, что записано в законе или типовом договоре, признаются недействительными. Заказанное произв. автор обязан выполнить в соответствии с условиями А. д. и передать его организации (издательству, театру и т. п. ) в установленный договором срок и в обусловленном порядке. В определённый типовым А. д. срок организация обязана рассмотреть произв. и письменно известить автора либо об одобрении работы, либо об отклонении её по предусмотренным в договоре основаниям, либо о необходимости внести в неё исправления с точным указанием их существа. Если извещение не направлено в срок, произв. считается одобренным. Организация, по общему правилу, обязана использовать одобренное произведение (издать, поставить на сцене, передать по радио или телевидению и т. д. ) в уста-новл. договором срок (к-рый не может превышать 2 лет со дня одобрения ), а также выплатить автору вознаграждение, размер к-рого определяется догов о ром в пределах утверждённых ставок авторского гонорара. Вознаграждение выплачивается частями в сроки, предусмотренные типовыми А. д. При заключении А. д. заказа автору может быть выдан аванс (для нек-рых видов А. д. авансирование автора обязательно ). Если автор по своей вине не передал произв. в срок, сделал работу недобросовестно и в нек-рых др. случаях, прямо перечисленных в законе, организация вправе расторгнуть А. д.и взыскать с автора всё полученное им вознаграждение, включая аванс (аванс сохраняется за автором в случае, если работа выполнена добросовестно, но отклонена в связи с её непригодностью ). Если организация не использует одобренное ею произв. в срок, автор может получить всю договорную сумму вознаграждения, кроме случаев, когда отказ от использования был вызван обстоятельствами, зависящими от самого автора. На аналогичных принципах строится регулирование А. д. в зарубежных социалистич. странах. Законодательство бурж. гос-в, как правило, избегает подробного определения условий договоров между авторами и пользователями их произведений, предоставляя определение условий А. д., в соответствии с общим для бурж. гражд. права принципом " свободы договора", усмотрению сторон. Фактически же в большинстве случаев условия А. д. навязываются авторам крупными предпринимателями и являются экономически более выгодными последним. Лит. см. при ст. Авторское право. И.А.Гринголъц, АВТОРСКИЙ ЛИСТ, единица измерения объёма лит. произведения, равная 40 тыс. печатных знаков (включая пробелы между словами ), или 700 строкам стихотворного материала, или 3 тыс. с м 2 отпечатанного графич. материала (иллюстраций, карт и т. п. ). См. Лист, АВТОРСКОЕ ПРАВО, раздел гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д. ) произв. науки, лит-ры и иск-ва, т. е. результатов творческой деятельности людей в этих областях.
|