Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Государственный строй 19 страница






А. Т. Таранов.

" АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ", ежемесячный производственно-технич. журнал, орган Мин-ва автомоб. транспорта и шосс. дорог РСФСР и ЦК профсоюза рабочих автомоб. транспорта и шосс. дорог. Издаётся в Москве. Осн. в 1923. Тираж (1969 ) 180 тыс. экз. Освещает вопросы экономики автотранспорта и организации перевозок, технич. эксплуатации, конструкции и ремонта автомобилей, подготовки кадров и организации безопасности движения, автомобильный транспорт за рубежом.

АВТОМОБИЛЬ-ЦИСТЕРНА, грузовой автомобиль, оборудованный ёмкостью для транспортировки жидких (полужидких) и сыпучих грузов. Различают А.-ц.: для нефтепродуктов (бензина, керосина, масел), пищевых продуктов (молока, пива), сжиженных газов (пропана, бутана), химически активных веществ (кислот, щелочей), сыпучих грузов (цемента, муки). Ёмкость А.-ц. от 0, 8 м 3 до 15 м 3; она может иметь цилиндрич., конич., эллиптич., прямоугольную форму; изготовляется из стали, а также из алюминиевых сплавов и пластмассы.

Лит.: Селиванов И. И., Серебряный М. И., Специализированные автомобили и автопоезда, М., 1964.

Е. И. Кузнецов.

АВТОМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ, вид технич. спорта, включающий создание моделей автомобилей и ходовые испытания их на спец. трассах. В Европе А. с. появился в 40-х гг. 29 в., в СССР зародился в 1956, когда была создана Центр, лаборатория автомоделизма; в мае 1957 состоялись первые в стране соревнования автомоделистов Москвы, Харькова, Риги и Ленинграда. С осени 1957 ежегодно проводятся Всесоюзные соревнования по А. с., с 1960 - соревнования на установление рекордов по А. с. для гоночных моделей, с 19б4 - Всесоюзные соревнования среди учащихся. В 1963 А. с. был включён в Единую Всесоюзную спортивную классификацию. Различают следующие типы моделей: с двигателем внутр. сгорания, электродвигателем, резиновым двигателем и управляемые по радио..Модели с двигателем внутр. сгорания делят на группы: гоночные, с воздушным винтом и модели-копии - уменьшенные копии серийных машин. Двигатели внутр. сгорания имеют рабочий объём цилиндров 1, 5; 2, 5; 5, 0 и 10, 0 с м 3. Модели развивают скорость до 250 км/ч (по данным на 1968). Соревнования по А. с. проводят на к о р-додроме - бетонном кольце диаметром ок. 20 м; модели движутся по кругу на кордовой нити. Дистанция испытаний - 250, 500, 1000 и 2000 м, радиоуправляемые модели проходят трассу в 100 м, резиномоторные соревнуются по прямей и по кругу на дистанции 100 м.

Среди сов. спортсменов наиболее известны мастера спорта В. Якубович, О. Маслов, В. Соловьёв, Б. Ефимов и др. В 1968 А. с. занималось ок. 100 тыс. чел.

Руководит А. с. Федерация автомодельного спорта СССР, к-рая с 1968 входит в Европ. федерацию автомодельного спорта (ФЕМА). Организацией и проведением соревнований по А. с. занимается также Центр, спорт, автомодельный клуб ДОСААФ.

Лит.: Бехтерев Ю., Шпререген А., Автомобиль на ладони (Очерки об автомодельном спорте), М., 1962; Автомодельный спорт. Правила соревнований, М., 1968, Ю.Г.Бехтерев.

АВТОМОРФИЗМ (матем.), см. в ст. Изоморфизм (в математике).

АВТОМОРФНАЯ ФУНКЦИЯ (от ав т о... и греч. morphe - вид) (матем.), аналитическая функция, значения к-рой не изменяются, если её аргумент подвергается нек-рым дробно линейным преобразованиям. К А. ф. относятся периодич. функции и, в частности, эллиптические функции.

Так, напр., если указанные преобразования - целые и имеют вид: [ris] где [ris] - комплексное число, отличное от нуля, то получаются А. ф., характеризуемые ур-нием[ris] т. е. периодич. функции с периодом[ris]. В этом примере преобразованием, не изменяющим функции, является сдвиг плоскости на вектор со. Очевидно, что тот же сдвиг, повторённый сколько угодно раз, также не изменяет функции. В результате получается группа линейных

[ris]область, к-рая каждым из этих преобразований отражается сама на себя. Тогда функция f, однозначная и аналитическая в области G, является А. ф. (по отношению к данной группе Г), если [ris], [ris]. Наиболее важен случай, когда G есть круг или полуплоскость. Такую область можно рассматривать как изображение плоскости Лобачевского (см. Лобачевского геометрия), а преобразования группы Г - как движения в плоскости Лобачевского. Соответствующие А. ф. можно рассматривать как такое обобщение периодич. функций, при к-ром сдвиги в евклидовой плоскости заменены движениями в плоскости Лобачевского. Эта точка зрения, развитая А. Пуанкаре, обеспечила успех в построении общей теории А. ф. (до А. Пуанкаре существенные результаты теории А. ф. получены Ф. Клейном). Вообще, вся теория А. ф., в её совр. состоянии, представляет замечат. пример плодотворности геом. идей Н. И. Лобачевского в их применении к задачам математич. анализа и теории функций.

К общим А. ф., помимо вопросов конформного отображения, приводит также теория линейных дифференциальных уравнений, изучение алгебр, кривых порядка выше четвёртого (см. Алгебраическая геометрия), решение алгебр, ур-ний (напр., решение общего ур-ния пятой степени с одним неизвестным получается посредством А. ф.) и т. д.

Лит.: Форд Л. Р., Автоморфные функции, пер. с англ., М.- Л., 1936; Клейн Ф., Лекции о развитии математики в 19 столетии, пер. с нем., ч. 1, М.- Л., 1937, гл. 8; Голубев В. В., Лекции по аналитической теории дифференциальных уравнений, 2 изд., М. -Л., 1950; его же, Однозначные аналитические функции. Автоморфные функции, М., 1961.

АВТОМОТРИСА (франц. automotrice), см. Дизель-поезд.

АВТОМУТАГЕН (от авто..., лат. muto - изменяю и... ген), вещество, возникающее в клетке или организме в процессе жизнедеятельности (напр., при старении) и вызывающее наследств, изменения. А. могут вызывать как хромосомные перестройки, так и генные мутации.

АВТОНОМИЗАЦИЯ, термин, возникший в связи с работой комиссии, созданной по решению ЦК РКП(б) в авг. 1922 для выработки предложения по объединению в единое государство независимых советских республик (РСФСР, УССР, ЗСФСР, БССР). В работе комиссии принимали участие: И. В. Сталин (пред., нарком национальностей ), Г. И. Петровский, А. Ф. Мясников, С. М. Киров, Г. К. Орджоникидзе, В. М. Молотов, А. Г. Червяков и др. План А., предложенный Сталиным и принятый комиссией, предполагал провозглашение РСФСР гос-вом, в к-рое входят на правах автономных республик УССР, ЗСФСР, БССР; соответственно высшими органами власти и управления в стране должны были стать ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Взаимоотношения, сложившиеся к этому времени между независимыми республиками, строились на основе равноправных договоров о военно-политич. и экономич. союзах. Задачи укрепления обороны, восстановления и дальнейшего развития нар. х-ва по пути социализма, политич., экономич. и культурного подъёма всех национальностей требовали более тесного сплочения сов. республик в единое много-нац. гос-во. Вопрос о политич. форме многонац. сов. социалистич. гос-ва и был главным в работе комиссии ЦК партии. План А. обсуждался пленумами ЦК компартий республик и на большинстве из них не был поддержан. Тем не менее комиссия на заседаниях 23 и 24 сент. 1922 одобрила тезисы Сталина об А. Это решение было ошибочным. Тезисы об А. учитывали требования строгого единства и централизации усилий сов. республик, но при этом нарушали суверенные права этих республик; являлись, по-су-ществу, шагом назад по сравнению с уже сложившимися формами национально-государственного строительства.

В. И. Ленин (он был болен ), ознакомившись с материалами комиссии и побеседовав с рядом товарищей, направил 26 сент. 1922 письмо членам Политбюро ЦК РКП(б ), в к-ром выступил с принципиальной критикой плана А., выдвинул и обосновал идею образования союзного гос-ва на основе полного равенства всех независимых сов. республик: "... мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию..." - писал Ленин (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 211 ). Ленин подчёркивал, что надо не уничтожать независимость республик, а создать "... еще новый этаж, федерацию равноправных республик" (там же, с. 212 ). 6 окт. 1922 Ленин направил в Политбюро ЦК партии записку, в к-рой категорически настаивал на равноправном представительстве всех союзных республик в руководстве общефедеральным ЦИКом (см. там же, с. 214 ). Ленинский план созда--ния Союза Советских Социалистических Республик лёг в основу нового проекта комиссии, к-рый был доложен Сталиным и утверждён Пленумом ЦК РКП(б ) 6 окт. 1922.

К критике плана А. Ленин вернулся в одном из своих последних писем - " К вопросу о национальностях или об „автономизации" ". Ленин писал, что "... вся эта затея „автономизация" в корне была неверна и несвоевременна" (там же, с. 356), что она может принести только вред, извращая в духе великодержавного шовинизма идеи объединения сов. республик. Проект нарушал принцип самоопределения наций, предоставляя независимым республикам лишь право авт. существования в пределах РСФСР. Ленин выступал против чрезмерного централизма в вопросах объединения, требовал макс, внимания и осторожности в решении вопросов нац. политики. Объединение республик должно осуществляться в такой форме, к-рая действительно обеспечит равноправие наций, укрепит суверенитет каждой союзной республики, "...следует оставить и укрепить союз социалистических республик; - писал Ленин, - об этой мере не может быть сомнения. Она нам нужна, как нужна всемирному коммунистическому пролетариату для борьбы с всемирной буржуазией и для защиты от ее интриг" (там же, с. 360 ). Письмо Ленина было оглашено на заседании руководителей делегаций 12-го съезда РКП(б ) (апр. 1923 ), его указания легли в основу резолюции съезда " По национальному вопросу". Торжеством ленинских идей пролетарского интернационализма, братской дружбы и единства равноправных и суверенных народов явилось образование Союза ССР, завершённое 1-м Всесоюзным съездом Советов 30 дек. 1922.

Лит.: Ленин В. И., Об образовании СССР, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45; его же, К вопросу о национальностях или об " автономизации", там же; История национально-государственного строительства в СССР, М., 1968, с. 355 - 69.

Л.А.Завелев, Л.В.Метелица.

АВТОНОМИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ (биол.), форма эволюции онтогенеза, заключающаяся в уменьшении зависимости процессов формообразования, протекающих в развивающемся организме, от внешних влияний. Одно из важных направлений эволюции, при к-ром растит, или животный организм как бы освобождается от крат-коврем. и случайных влияний среды и становится более автономным. На низших ступенях органич. жизни зависимость особи от среды наиболее прямая. Затем осн. детерминирующая роль переходит к внутр. факторам: специфика реакции всё более определяется самим организмом. Происходит это в результате отбора особей, удачнее других реагирующих на более постоянный (следовательно, и более надёжный ) фактор среды. А. р. ведёт к стабилизации формообразования, повышению устойчивости, возрастанию пластичности, увеличению значения индивидуальной приспособляемости организмов.

Лит.: Шмальгаузен И. И., Факторы эволюции, 2 изд., М., 1968.

А.В.Яблоков.

АВТОНОМИЯ (от греч. autonomia - независимость), право самостоят, управления, решения гос. вопросов к.-л. частью гос-ва, закреплённое в общегос. конституции. А. означает определённую степень децентрализации, однако меньшую, чем в федеративном гос-ве (см. Федерация).

По сов. гос. праву А.- самостоят, осуществление гос. власти сов. социалистич. нац. гос-вом (автономной республикой) или нац. гос. образованием (автономной областью, национальным округом), входящим в состав союзной республики, в пределах компетенции, устанавливаемой высшими органами гос. власти союзной республики при участии соответств. авт. единицы.

Сов. А., созданная в результате Великой Октябрьской социалистич. революции, является одной из гос.-правовых форм разрешения национального вопроса.

В. И. Ленин сформулировал следующие осн. принципы сов. А.:

Сов. А. основана на базе Советов, социалистич. собственности на орудия и средства произ-ва; она является новым типом А., неизвестным ранее истории. В сов. А. гос. власть осуществляют трудящиеся, она обеспечивает выражение их гос. воли и служит их интересам. Сов. А. представляет собой гос. организацию сов. социалистич. нации, в рамках к-рой осуществляются её самоопределение и суверенитет.

Сов. А. построена по нац. признаку; она создаётся на терр., характеризующейся известной экономич. целостностью и отличающейся особенностями нац. состава и быта, и означает самый тесный союз между трудящимися этой А. и союзной республики, в состав к-рой она входит. В сов. А. все органы гос. власти, гос. управления, суда и прокуратуры состоят преим. из лиц коренной национальности и действуют, как правило, на языке национальности, образующей А. Этот важнейший принцип сов. А. создаёт необходимые условия для широкого развития нац. культуры, постановки образования на языке коренной национальности данной А. В нек-рых А., где осн. массу населения составляют неск. наций или народностей, гос. органы действуют на нескольких языках. Так, напр., в Башк. АССР законы, принятые Верховным Советом авт. республики, публикуются на башк., рус., тат. языках, а судопроизводство, кроме этих языков, ведётся также на марийском и чувашском языках в тех местностях, где данное население составляет большинство. Для лиц, не владеющих указанными языками, обеспечивается возможность полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном яз. (Конституция Башк. АССР, ст. ст. 24 и 78 ).

Сов. А. существует в двух формах - политической и административной. Политич. А., воплощаемая в нац. авт. гос-ве (авт. республике ), характеризуется более значит, объёмом прав, наличием в авт. республике собственной конституции, высших органов гос. власти, законодательства, правительства, высших судебных органов, установлением гражданства республики. Адм. А. (авт. область и нац. округ ) распространяется лишь на сферу управления; её правовой статус определяется в спец. акте. Для авт. области это " Положение об автономной области", разрабатываемое ею и утверждаемое Верховным Советом той союзной республики, в состав к-рой она входит; для нац. округа - " Положение о национальных округах", принимаемое Верховным Советом РСФСР (в др. союзных республиках нац. округов нет ). В СССР в пяти союзных республиках (РСФСР, Узб. ССР, Груз. ССР, Азерб. ССР и Тадж. ССР ) в 1969 имелось 38 авт. единиц - 20 авт. республик, 8 АО, 10 нац. округов.

Создание различных форм сов. А. обусловлено определёнными, исторически сложившимися условиями и прежде всего степенью экономич., политич. и культурного развития многочисл. наций и народностей Сов. Союза. Строительство сов. А. происходило в условиях, когда у ряда народов сохранился патриархально-родовой или полу патриархальный обществ, строй (напр., в Башкирии, у нек-рых народов Сев. Кавказа, в большей части Азербайджана, в Киргизии, в Казахстане ). Ещё долгие годы после Октябрьской революции в стране сохранялись остатки феод.-родового уклада, наличие полуфеод, элементов (см. " КПСС в резолюциях...", 7 изд., ч. 1, 1954, с. 559 ). В этих условиях сов. А., как и сов. федерация, выполнили важнейшую задачу ликвидации фактич. отсталости ряда наций и народностей.

Существенная особенность сов. А.- гибкость её форм, что позволяет решать нац. вопрос применительно к различным ступеням экономич., политич. и культурного развития данной нации или народности в зависимости от её волеизъявления, а также объединять в её рамках неск. наций или народностей. Так, в Чуваш. АССР осн. массу населения составляют чуваши, а в Якут. АССР - якуты, и, следовательно, каждая из этих А. является формой объединения одной нации. В то же время существует ряд авт. республик, объединяющих неск. наций или народностей (напр., Даг. АССР ).

Сов. А. даёт возможность в её рамках создавать новые нац. гос-ва - авт. республики, т. е. осуществлять переход от адм. к более широкой, политич. А., что характерно для всей истории развития сов. А. Напр., из 16 авт. республик, входящих в РСФСР, 11 были созданы в результате их преобразования из АО (Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Сев.-Осетинская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская ).

Лит.: Ленин В. И., Тезисы по национальному вопросу, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 314 - 322; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24, с. 113 - 150; его же, Проект закона о равноправии наций и о защите прав национальных меньшинств, там же, т. 25, с. 135 - 137; его же, О праве наций на самоопределение, там же, т. 25, с. 255 - 320; его же. Вариант статьи " Очередные задачи Советской власти", там же, т. 36, с. 151 -152; его же, К вопросу о национальностях или об " автономизации", там же, т. 45, с. 356 - 362; его же, Письмо С. Г. Шаумяну 6 декабря 1913, там же, т. 48, с. 233 - 236; его же, Письмо С. Г. Шаумяну 19 мая 1914, там же, т. 48, с. 288 - 291; Шаумян С. Г., Национальный вопрос и социал-демократия, Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 132 - 161; 3латопольский Д. Л., Государственное устройство СССР, М., 1960, гл. V, с. 190 - 243; его же, СССР - федеративное государство, М., 1967; Чистяков О. И., Становление Российской федерации (1917 - 1922), М., 1966. Д. Л. Златопольский.

АВТОНОМИЯ ВОЛИ, см. в ст. Коллизионная норма.

АВТОНОМНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, то же, что вегетативная нервная система.

АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ (АО ), в СССР область, отличающаяся особенностями нац. состава и быта и входящая непосредственно в состав союзной республики или края на началах адм. автономии. Имеется 8 АО, из них 5 в РСФСР: Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская и Хакасская; в составе Груз. ССР - Юго-Осетинская, в Азерб. ССР - Нагорно-Карабах-ская и в Тадж. ССР - Горно-Бадахшанская.

В конституциях союзных республик определены общие основы правового положения АО (имеется спец. глава, посвящённая органам гос. власти АО ). Так, в Конституции РСФСР определены органы гос. власти и гос. управления АО, порядок их избрания, указывается, что АО представляет на утверждение Верховного Совета РСФСР " Положение об автономной области", учитывающее её нац. особенности. В конституциях Груз. ССР, Азерб. ССР и Тадж. ССР определены порядок избрания органов власти АО и нормы представительства, их компетенция и акты, структура органов гос. управления и взаимоотношения их с др. гос. органами; в конституциях этих союзных республик установлено, что акты гос. органов АО должны издаваться на языке АО. В органах гос. власти и гос. управления, а также в судебных органах АО применяется родной язык населения АО.

АО представлена в органах гос. власти СССР и союзной республики. Население каждой АО избирает по 5 депутатов в Совет Национальностей Верховного Совета СССР; они имеют возможность представлять в нём специфич. нац. интересы населения АО. В Верховном Совете союзной республики АО представлена на общих основаниях, т. е. в зависимости от численности её населения. В Азерб. ССР Нагорно-Карабахская АО представлена и в Президиуме Верховного Совета союзной республики: согласно Конституции Азерб. ССР (ст. 31 ) один из зам. пред. Президиума Верховного Совета избирается от Нагорно-Карабахской АО.

АО обладает особыми правами по устройству своей территории: устанавливает границы своих р-нов и районное деление. к-рые по её представлению утверждаются Президиумом Верховного Совета союзной республики. Терр. АО не может быть изменена без её согласия.

Лит. см. при ст. Автономия.

Д. Л. Златопольский.

АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА, автономная советская социалистическая республика (АССР ), советское социалистич. нац. государство, входящее в состав союзной республики и осуществляющее гос. власть вне пределов компетенции союзной республики на авт. началах (см. Автономия).

В СССР в 1969 имелось 20 АССР, из них 16 в РСФСР: Башкирская (образована 23 марта 1919 ), Бурятская (образована 30 мая 1923 ), Дагестанская (образована 20 янв. 1921 ), Кабардино-Балкарская (образована 5 дек. 1936 ), Калмыцкая (образована 22 окт. 1935 ), Карельская (образована 25 июля 1923 ), Коми (образована 5 дек. 1936 ), Марийская (образована 5 дек. 1936 ), Мордовская (образована 20 дек. 1934 ), Северо-Осетинская (образована 5 дек. 1936 ), Татарская (образована 27 мая 1920 ), Тувинская (образована 9 окт. 1961 ), Удмуртская (образована 28 дек. 1934 ), Чечено-Ингушская (образована 5 дек. 1936 ), Чувашская (образована 21 апр. 1925 ), Якутская (образована 27 апр. 1922 ); в Груз. ССР имеется 2 АССР: Абхазская (образована 4 марта 1921 ) и Аджарская (образована 16 июля 1921 ); в Узб. ССР - Каракалпакская (образована 20 марта 1932 ); в Азерб. ССР-Нахичеванская (образована 9 февраля 1924 ).

АССР отличаются друг от друга по размеру территории, по численности и плотности населения, нац. составу, а также и по ряду др. признаков (в т. ч. исто-рич. прошлое, уровень развития экономики и т. д. ). Вместе с тем они имеют ряд значит, общих черт. Наиболее существенная из них состоит в том, что каждая АССР является гос-вом, имеет своё гражданство, свою территорию и конституцию, свои высшие органы гос. власти - Верх. Совет и Президиум Верх. Совета, своё правительство - Совет Министров, свой Верх, суд; в каждой АССР есть прокурор республики, возглавляющий систему органов прокуратуры. В конституциях АССР закреплено положение о том, что каждый гражданин АССР является гражданином СССР и соответствующей союзной республики и что граждане всех союзных республик на терр. данной АССР пользуются одинаковыми правами с её гражданами.

В конституции АССР закреплены основы её правового положения как гос-ва, входящего в состав союзной республики. Конституция АССР подлежит утверждению Верх. Советом союзной республики. В отличие от союзной республики, АССР не имеет права выхода из СССР, т. к. она не является субъектом федерации - Союза ССР, однако она может, при наличии соответств. объективных условий, на основе определённо выраженной народом АССР суверенной воли, согласия двух заинтересованных союзных республик и решения высших органов гос. власти СССР осуществить переход из состава одной союзной республики в другую. Так, с принятием Конституции СССР 1936 Каракалпакская АССР перешла из РСФСР в состав Узб. ССР.

АССР представляет собой одну из форм нац. государственности, в к-рой воплощён суверенитет нации, и в этом её сходство с союзной республикой. Являясь политич. формой автономии, АССР обладает нек-рыми исключит, полномочиями (такими же, как союзная республика ). Компетенция АССР определяется её конституцией. Ведению АССР в лице её высших органов гос. власти и гос. управления подлежат: установление конституции АССР, внесение её на утверждение Верх. Совета соответств. союзной республики и контроль за её соблюдением; установление районного деления АССР, границ р-нов, городов и внесение его на утверждение Верх. Совета союзной республики; законодательство АССР, охрана гос. порядка и прав граждан; утверждение нар.-хоз. плана и бюджета АССР и отчёта о его исполнении; установление в соответствии с законодательством СССР и союзной республики гос. и местных налогов, сборов и неналоговых доходов; руководство осуществлением бюджетов р-нов, городов и сел. Советов; руководство страховым и сберегательным делом; управление пром., с.-х. и торг, предприятиями и орг-циями респ. подчинения, а также руководство местной пром-стью; контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий, подчинённых органам СССР и союзной республики; руководство и контроль за порядком пользования землёй, недрами, лесами и водами, в соответствии с законами СССР и союзной республики. Осуществляя свою компетенцию, АССР издаёт законы в строгом соответствии с законами СССР и союзной республики. В случае расхождения закона АССР с законом Союза ССР или союзной республики действует общесоюзный закон или закон союзной республики. Законы АССР публикуются на двух или нескольких языках, в т. ч. прежде всего на языке данной АССР.

Существуют спец. гарантии юридич. силы актов, издаваемых правительствами АССР: в конституциях союзных республик - РСФСР, Узб. ССР, Груз. ССР и Азерб. ССР устанавливается, что акт Совета Министров АССР не может быть отменён Советом Министров союзной республики, он может быть им лишь приостановлен, а отменить этот акт правомочны только Президиум Верх. Совета АССР или Президиум Верх. Совета союзной республики.

АССР имеет своих представителей в высших органах гос. власти СССР и той союзной республики, в состав которой она входит. Население каждой АССР избирает 11 депутатов в Совет Национальностей Верх. Совета СССР. В Совет Союза Верх. Совета СССР депутаты от АССР избираются на общих основаниях, т. е. в зависимости от численности населения республики. Наличие в составе Верх. Совета СССР депутатов от АССР является одной из важнейших гарантий, позволяющих учесть их специфич. нац. интересы и потребности при решении общегос. вопросов. В Верх. Совете союзной республики АССР представлена также на общих основаниях, т. е. в зависимости от численности её населения. АССР представлена и в Президиуме Верх. Совета соответствующей союзной республики. В Конституции РСФСР установлено, что число заместителей пред. Президиума Верховного Совета РСФСР определяется количеством входящих в состав РСФСР АССР; аналогичное положение содержится в Конституции Груз. ССР.

Лит. см. при ст. Автономия.

Д. Л. Златопольский.

АВТОНОМНАЯ ЭТИКА, система морали, исходящая из идеи о независимости нравств. принципов и требований от к.-л. внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. А. э. развивал Кант в " Критике практического разума" (1788 ), противопоставляя её теории франц. просветителей (см. Гетерономная этика). Кант стремился тем самым обосновать самостоятельность личной совести, формулирующей нравств. законы для всего человечества не по внешнему принуждению, а по внутр. убеждению, и выяснить специфич. природу моральных установлений в отличие от простой целесо о бразности и велений обществ, авторитетов. Однако полный отрыв законов морали от социальной практики привёл Канта к априоризму, к мысли о том, что эти законы можно только постулировать, но не доказать, а затем и к формализму, к невозможности определить конкретное содержание нравств. требований (см. Категорический императив). Эта постановка проблемы была воспринята впоследствии неокантианством, а также интуитивизмом, экзистенциализмом и диалектич. теологией, противопоставлявшими мораль законам сущего и социальной действительности. Марксистская этика обосновывает специфику морали и самостоятельность личной совести своеобразием отражения социальных законов в моральном сознании (см. Нравственность).

Лит.: Ланге Н., История нравственных идей. XIX в., СПБ, 1888, гл. 1; Миртов Д., Нравственная автономия по Канту и Ницше, СПБ, [1905]; Дробниц-к и и О. Г., Кузьмина Т. А., Критика современных буржуазных этических концепций, М., 1967, с. 33-66, 77-82, 100-41, 184-218, 240-53, 271-306, 337-48. О. Г. Дробницкий.

АВТОНОМНОСТЬ в системах связанного регулирования, независимость к.-л. одной из управляемых величин от изменений остальных управляемых величин (см. Автоматическое управление ). Для выполнения условий А. между входящими в состав системы регуляторами устанавливаются перекрёстные связи, к-рые позволяют стабилизовать изменения регулируемых величин при изменении одной из них, несмотря на то, что все величины связаны между собой через регулируемый объект.

АВТОНОМНОСТЬ КОРАБЛЯ, продолжительность непрерывного плавания корабля без пополнения запасов. Обеспечивается запасами топлива, воды, продовольствия, боеприпасов ц др. материальных средств, а для подводной лодки также запасом кислорода и условиями обитаемости в подводном положении. А. к. составляет ориентировочно у подводной лодки 30-90, у авианосца 30, крейсера 20, эскадренного миноносца 12 суток. Различают также боевую А. к.- продолжительность непрерывного ведения боевых действий без пополнения боезапаса (а у авианосцев и авиац. топлива ), к-рая исчисляется неск. сутками и зависит от интенсивности боевых действий.

АВТОНОМНЫЙ ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ, источник электрич. энергии, необходимой для работы схем и устройств, не связанных с линиями электропередачи. Различают А. и. э., конструктивно объединённые с потребителем (напр., гальванические или аккумуляторные батареи в малогабаритных радиоприёмниках и карманных электрич. фонариках, солнечные батареи на искусственных спутниках Земли, стартёрные и тяговые аккумуляторные батареи на транспорте и т. д. ), и А. и. э. выносного типа, не связанные с потребителем (напр., передвижная электростанция, энергопоезд и др. ).

АВТОНОМОВ Алексей Иванович [6(18 ). 1.1890 - 2.2.1919], советский воен. деятель. Участник 1-й мировой войны на Кавказском фронте, хорунжий. В 1917 перешёл на сторону Сов. власти. В февр. 1918 приказом штаба обороны Царицына назначен командующим Юго-вост. рево-люц. армией в р-не Тихорецкой, с мая - главнокомандующий вооруж. силами Ку-бано-Черноморской республики. В мае 1918 А. вступил в конфликт с Чрезвычайным штабом обороны и ЦИК Кубано-Черноморской республики, не желая подчиняться контролю с их стороны. В конце мая пост. 3-го Чрезвычайного съезда Советов республики был отстранён от командования и откомандирован в Москву, откуда по просьбе Г. К. Орджоникидзе был возвращён на Сев. Кавказ для формирования отрядов из горцев. Командуя бронепоездом и отрядом, участвовал в боях на Тереке и под Св. Крестом. При отходе сов. войск с Сев. Кавказа отступил в горы, где умер от тифа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.