Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов.
За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Практическое занятие № 1. Аудит учета основных средств
1. Организация оприходовала станок. Сумма, уплаченная поставщику по дого вору, составила 30 000 руб., в том числе НДС 4576 руб. Доставка станка произве дена транспортной организацией.
Оплачены и акцептованы услуги по доставке станка на склад на сумму 2400 руб., в том числе НДС 366 руб. Сторонней организации оплачены погрузочно-разгрузочные работы в сумме 1200 руб., в том числе НДС 183 руб. Бухгалтерией организации были составлены следующие бухгалтерские записи:
Д 08 К 60 – 25 424 руб. – оприходован станок, поступивший от поставщика;
Д 19 К 60 – 4576 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре поставщика;
Д 26 К 76 – 2034 руб. – приняты к учету услуги посреднической организации и акцептован счет поставщика;
Д 19 К 76 – 366 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре поставщика;
Д 26 К 76 – 1017 руб. – приняты к учету услуги по погрузочно-разгрузочным работам и акцептован счет поставщика;
Д 19 К 76 – 183 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре поставщика;
Д 01 «Основные средства в эксплуатации» К 08 – 25 424 руб. – станок введен в эксплуатацию.
Установите характер нарушений, определите, какие нормативные документы нарушены, составьте исправительные бухгалтерские записи, сформулируйте запись в отчет аудитора, оцените существенность выявленных нарушений.
2. Аудиторской проверкой установлено, что организацией продан сварочный аппарат. Выручка от реализации сварочного аппарата составила 90 000 руб. Ос новной вид деятельности организации – производство стальных конструкций. При этом произведены следующие бухгалтерские записи:
Д 01 «Выбытие основных средств» К 01 «Основные средства в эксплуатации» – 40 000 руб. – списана первоначальная стоимость объекта основных средств при выбытии;
Д 02 К 01 «Выбытие основных средств» – 5000 руб. – списана сумма накопленной амортизации при выбытии объекта;
Д 50 К 90 – 90 000 руб. – получена в кассу выручка от реализации сварочного аппарата.
Составьте мнение аудитора о правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета.
3. При проверке аудитором финансово-хозяйственной деятельности организа ции установлено, что она получила безвозмездно от другой организации имуще ство. По данным передающей стороны первоначальная стоимость – 80 000 руб., сумма начисленной амортизации – 30 000 руб. Рыночная стоимость имущества на дату оприходования составила 100 000 руб. При этом составлены следующие бух галтерские записи:
Д 08 К 60 – 50 000 руб. – оприходован объект основных средств;
Д 01 «Основные средства в эксплуатации» К 08 – 50 000 руб. – объект введен в эксплуатацию.
Определите характер нарушений и внесите исправительные бухгалтерские записи.
4. Организацией получено имущество в счет вклада в уставный капитал. Пер воначальная стоимость имущества – 30 000 руб., сумма начисленной амортизации – 5000 руб. Согласно учредительному договору данный вклад оценен в 27 000 руб. В бухгалтерском учете имеются следующие бухгалтерские записи:
Д 08 К 75 – 25 000 руб. – оприходовано имущество, внесенное в качестве вклада в уставный капитал;
Д 01 К 08 – 25 000 руб. – объект введен в эксплуатацию. Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?
5. Организация приобрела 10 компьютеров по цене 24 000 руб. за каждый, в том числе НДС – 3661 руб. В том же месяце компьютеры были введены в экс плуатацию. Для приобретения компьютеров организация взяла кредит в банке в сумме 200 000 руб. под 30 % годовых. Срок кредита два месяца. В бухгалтерском учете составлены следующие бухгалтерские записи:
Д 51 К 66 – 200 000 руб. – зачислены денежные средства на расчетный счет, полученные по кредитному договору;
Д 01 К 60 – 203 390 руб. – оприходованы объекты основных средств;
Д 19 К 60 – 36 610 руб. – учтена сумма НДС по оприходованным объектам основных средств;
Д 60 К 51 – 240 000 руб. – оплачен счет с поставщика;
Д 20 К 66 – 10 000 руб. – начислены проценты по кредиту.
Установите нарушения при оприходовании компьютеров, укажите нормативные документы, положения которых нарушены, сформулируйте вывод в аудиторский отчет.
6. На балансе организации числится транспортное средство. В бухгалтерском балансе данное транспортное средство отражено на сумму 70 000 руб. Данная
сумма была включена в стоимость объекта при вводе его в эксплуатацию. Спустя 3 месяца объект реализован за 100 000 руб. В ходе аудиторской проверки установлено, что были оплачены счета транспортной организации, связанные с доставкой данного объекта, в сумме 4000 руб., которые были отнесены на счета затрат на производство. Срок полезного использования объекта 20 лет. Способ начисления амортизации – линейный.
Бухгалтерией организации были составлены следующие бухгалтерские записи:
Д 01 К 60 – 70 000 руб. – оприходовано транспортное средство;
Д 20 К 60 – 4000 руб. – приняты к учету услуги, связанные с доставкой транспортного средства;
Д 62 К 90 – 100 000 руб. – отражена выручка от продажи объектов основных средств;
Д 01 «Выбытие основных средств» К 01«Основные средства в эксплуатации» – 70 000 руб. – списана первоначальная стоимость транспортного средства при выбытии;
Д 02 К 01 «Выбытие основных средств» – 876 руб. – списана сумма накопленной амортизации при выбытии объекта основных средств;
Д 90 К 01-2 – 69 124 руб. – списана остаточная стоимость при выбытии объекта основных средств.
Назовите, какие нормативные документы нарушены, в чем суть ошибки. Составить исправительные бухгалтерские записи.
7. По имеющимся данным таблицы 1 определить сумму ежемесячных амортизационных отчислений, составить бухгалтерские записи, установить характер нарушений по операциям с основными средствами, сформулировать запись в аудиторский отчет, результаты оформить в рабочем документе аудитора (табл. 2).
Согласно учетной политике данной организации начисление амортизационных отчислений по основным средствам производится следующими методами:
1) здания – линейным методом;
2) компьютеры – методом уменьшаемого остатка (коэффициент равен 2);
3) станки и оборудование – методом суммы чисел лет срока полезного использования.
Таблица 1 Сведения об основных средствах организации на 01.01.2010
№ п.п.
Наименование
Срок полезного использования
Период нахождения в эксплуатации
Первоначальная
стоимость,
(руб.)
Начисленная сумма амортизации с начала эксплуатации (руб.)
Административное здание
10 лет
3, 5 года
200 000
80 000
Компьютеры в административном здании
3 года
2 года
120 000
106 667
Здание цеха 1
20 лет
10 лет
3 000 000
1 500 000
Станки цеха 1
10 лет
3 года
140 000
70 000
Окончание табл. 1
№ п.п.
Наименование
Срок полезного использования
Период нахождения в эксплуатации
Первоначальная
стоимость,
(руб.)
Начисленная сумма амортизации с начала эксплуатации (руб.)
Здание цеха 2
30 лет
7 лет
2 500 000
600 000
Станки цеха 2
7 лет
2 года
99 000
40 000
Таблица 2 Оценка влияния выявленных нарушений на показатели бухгалтерской отчетности
№ п.п.
Краткая характеристика нарушения
Расчет количественного влияния нарушения на изменяемый показатель
Наименование показателя, который изменяется
Скорректированное значение показателя
8. В результате проведения инвентаризации была выявлена недостача микро волновой печи и системного блока. Первоначальная стоимость микроволновой печи – 8000 руб. Первоначальная стоимость системного блока – 12 000 руб. На численная сумма амортизации по микроволновой печи – 500 руб., по системному блоку – 1000 руб. По распоряжению руководителя недостача по микроволновой печи отнесена на работника организации. По недостаче системного блока винов ное лицо не установлено. Рыночная стоимость системного блока определена в сумме 14 000 руб. Рыночная стоимость печи определена в сумме 10 000 руб.
Бухгалтерией организации были составлены следующие бухгалтерские записи:
Д 01 «Выбытие основных средств» К 01 «Основные средства в эксплуатации» – 8000 руб. – списана первоначальная стоимость микроволновой печи;
Д 02 К 01 «Выбытие основных средств» – 500 руб. – списана начисленная сумма амортизации по микроволновой печи;
Д 94 К 01 «Выбытие основных средств» – 7500 руб. – отражена сумма недостачи по микроволновой печи;
Д 91 К 94 – 7500 руб. – сумма недостачи списана на расходы организации;
Д 01 «Выбытие основных средств» К 01 «Основные средства в эксплуатации» – 12 000 руб. – списана первоначальная стоимость системного блока;
Д 02 К 01 «Выбытие основных средств» – 1000 руб. – списана начисленная сумма амортизации по системному блоку;
Д 94 К 01 «Выбытие основных средств» – 11 000 руб. – отражена сумма недостачи по системному блоку;
Д 20 К 94 – 11 000 руб. – сумма недостачи списана на затраты организации.
Установить характер нарушений. Перечислить нарушенные нормативные документы. Оценить существенность выявленных нарушений.
9. Организация оприходовала и оплатила согласно договору купли-продажи следующее имущество:
1) системный блок – 12 000 руб., в том числе НДС – 1831 руб.;
2) монитор – 4200 руб., в том числе НДС – 641 руб.;
3) клавиатуру – 300 руб., в том числе НДС – 46 руб.;
4) манипулятор-«мышь» по цене 180 руб., в том числе НДС – 27 руб.
Доставку компьютера организация оплатила наличными через подотчетное лицо в сумме 300 рублей.
Бухгалтер организации составил следующие бухгалтерские записи:
Д 08 К 60 – 10 169 руб. – оприходован системный блок и акцептован счет поставщика;
Д 19 К 60 – 1831 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре поставщика;
Д 08 К 60 – 3559 руб. – оприходован монитор и акцептован счет поставщика;
Д 19 К 60 – 641 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре поставщика;
Д 10 К 60 – 254 руб. – оприходована клавиатура и акцептован счет поставщика;
Д 19 К 60 – 46 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре поставщика;
Д 10 К 60 – 153 руб. – оприходован манипулятор-«мышь» и акцептован счет поставщика;
Д 19 К 60 – 27 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре поставщика;
Д 01 К 08 – 10 169 руб. – системный блок введен в эксплуатацию;
Д 01 К 08 – 3559 руб. – монитор введен в эксплуатацию;
Д 71 К 50 – 254 руб. – выданы из кассы наличные денежные средства под отчет для оплаты доставки компьютера;
Д 26 К 71 – 300 руб. – списаны затраты по доставке компьютера;
Д 60 К 51 – 16 680 руб. – оплачен счет продавца.
Установить характер нарушений. Перечислить нарушенные нормативные документы. Оценить существенность выявленных нарушений.
10. В январе организация запланировала предстоящий дорогостоящий ремонт технологического оборудования собственными силами. Учитывая это, в учетной политике было предусмотрено создание резерва на предстоящий ремонт основных средств. По смете сумма ремонта должна составить 120 000 рублей. В декабре ремонт оборудования был проведен. Сумма фактических затрат на ремонт составила:
1) материалы 47 184 руб.;
2) заработная плата 36 000 руб.;
3) сумма страховых взносов 9 360 руб.
Бухгалтер организации сделал следующие бухгалтерские записи: Д 84 К 96 – 120 000 руб. – создан резерв под предстоящий ремонт оборудования;
Д 96 К 10 – 2000 руб. – списаны материалы за счет созданного резерва; Д 96 К 70 – 100 000 руб. – списана сумма заработной платы за счет созданного резерва;
Д 96 К 69 – 9360 руб. – списана сумма страховых взносов за счет созданного резерва;
Д 96 К 91 – 24 000 руб. – неиспользованная сумма резерва присоединена к доходу организации.
Установить характер нарушений. Перечислить нарушенные нормативные документы. Оценить существенность выявленных нарушений.
11. Организация ООО «Альфа» приобрела автомобиль, стоимость которого по договору составила 295 000 руб., в том числе НДС. Расходы на доставку автомо биля из другого города составили 29 500 руб., в том числе НДС. Все документы, необходимые для принятия к учету объекта основных средств, у организации имеются. Бухгалтер отразил данную операцию следующими бухгалтерскими за писями:
Д 08 К 60 – оприходован автомобиль, поступивший от поставщика – 250 000 руб.;
Д 19 К 60 – учтен НДС по автомобилю – 45 000 руб.;
Д 20 К 60 – учтены расходы, связанные с доставкой автомобиля 25 000 руб.;
Д 19 К 60 – учтен НДС по транспортным расходам 4500 руб.;
Д 01 К 08 – принят к учету автомобиль 250 000 руб.;
Д 68 К 19 – НДС по автомобилю предъявлен к вычету 45 000 руб.;
Д 68 К 19 – НДС по транспортным расходам предъявлен к вычету 4500 руб.
Проверить правильность формирования первоначальной стоимости основных средств, описать ошибки, выявленные в ходе аудита, определить, какие нормативные документы нарушены, составить правильные и исправительные бухгалтерские записи, определить показатели финансовой отчетности, на которые влияют данные ошибки, составить рабочий документ аудитора.
Тема: Практический аудит учетной политики
Цель аудита учетной политики — установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.
Задачи аудита учетной политики:
- изучение системы организации бухгалтерского учета;
- оценка учетной политики;
- рассмотрение системы документации и документооборота;
- подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям.
Основные нормативные документы:
- Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;
-Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1 /2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н;
-приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Предоставляемые аудитору документы:
- приказ об учетной политике;
- график документооборота;
- рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах;
- формы первичных документов;
- описание технологического процесса компьютерной обработки данных.
Последовательность работ при проведении аудита учетной политики можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный.
Ознакомительный этап
Аудитору необходимо выяснить лиц, ответственных за составление и организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Следует изучить состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структуру, функции и задачи бухгалтерской службы.
Учетная политика организации должна быть сформирована главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основании ПБУ 1/2008 и утверждена руководителем организации. При этом необходимо проверить наличие:
- рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета (в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности). Следует обратить внимание на то, что организация может включить в рабочий план счетов корреспонденцию, используемую при отражении тех или иных операций;
- форм первичных учетных документов, применяемых для оформления трех фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
Формы первичных документов, применяемые для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым Госкомстатом России не утверждены унифицированные формы, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее у оформления; личные подписи указанных лиц;
- правил документооборота и технологии обработки учетной информации.
Основной этап
Основной задачей аудита учетной политики является изучение системы организации бухгалтерского учета. Аудитору необходимо установить, раскрыты ли в учетной политике следующие положения:
1)способ начисления амортизации основных средств.
Амортизация основных средств (ОС) согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, производится следующими способами: линейным; уменьшаемого остатка; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ); списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
По активам, в отношении которых выполняются условия для отнесения их в состав основных средств (п. 4 ПБУ 6/01), а также имеющих стоимость в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, начисление амортизации производится одним из вышеназванных способов.
Регулярность (периодичность) проведения переоценки стоимости объектов основных средств в коммерческих организациях определяется с учетом требования ПБУ 6/01 о том, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости;
2) способ оценки нематериальных активов (НМА).
Амортизация нематериальных активов согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденному приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, может начисляться: линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Организации необходимо утвердить в учетной политике способ начисления амортизации по группам однородных нематериальных активов. Кроме того, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденному приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н, указанные расходы, признанные в бухгалтерском учете при соблюдении установленных в ПБУ 17/02 условий в качестве вложений во внеоборотные активы, списываются на расходы по обычным видам деятельности теми же способами, как и при амортизации нематериальных активов;
3) метод оценки материальных ресурсов и готовой продукции.
Оценка материально-производственных запасов (МПЗ) (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) при выбытии согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденному приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, производится следующими способами: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО).
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности:
- готовая продукция в бухгалтерском балансе может быть оценена либо по фактической, либо по нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства ОС, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и др., либо по прямым статьям затрат;
- отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги могут быть отражены либо по фактической, либо по нормативной (плановой) себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, которые связаны с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой;
- незавершенное производство в массовом и серийном производстве может быть отражено в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, по прямым статьям затрат или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов;
- расходы будущих периодов списываются в порядке, устанавливаемом организацией: равномерно, пропорционально объему продукции и др. в течение периода, к которому они относятся;
4) формирование резервов.
Резервы предстоящих расходов и платежей могут создаваться в организации согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. К таким резервам относятся: резерв на предстоящую оплату отпусков работникам; резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год; резерв на ремонт ОС; резерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; резерв на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; резерв на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденного приказом Минфина России от 28.11.2001 № 96н).
Кроме того, с 01.01.2009 на основании Положения по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21 /2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, изменение оценочного значения (величины резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроков полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценки ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.) подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы (расходы) организации (перспективно):
- периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;
- периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.
Аудитор также должен проверить создание обязательных резервов, таких как резерв на предстоящую оплату отпусков работникам, резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год. При этом необходимо проверить, соответствует ли порядок создания резервов порядку, изложенному в приказе об учетной политике;
5) методы оценки активов и обязательств.
При аудите финансовых вложений аудитор должен обратить внимание на то, каким образом признаются суммовые разницы по операциям приобретения финансовых вложений: либо по их первоначальной стоимости до принятия финансовых вложений к бухгалтерскому учету в качестве актива, либо на всю сумму в качестве операционных расходов.
При выборе одного из указанных способов целесообразно учитывать существенность величины указанных разниц.
Аудитор должен проверить периодичность корректировки оценки ценных бумаг как объекта финансовых вложений по текущей рыночной стоимости (согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденному приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н), а именно ежемесячно, ежеквартально или по состоянию на 31 декабря отчетного года. Указанный период должен быть закреплен в учетной политике.
Аудитору следует также проверить в приказе об учетной политике метод оценки долговых ценных бумаг (оценка по дисконтированной стоимости долговых ценных бумаг и предоставленных займов согласно ПБУ 19/02 может производиться с раскрытием информации в пояснительной записке).
Согласно ПБУ 19/02 оценка стоимости финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, при их выбытии должна производиться по группам (видам) финансовых вложений. В этом случае применяются следующие способы: по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений; по средней первоначальной стоимости; по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
Учет специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования может быть организован либо в порядке, установленном ПБУ 6/01, либо в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н). При этом в учетной политике должен быть определен конкретный перечень средств труда в зависимости от отраслевой специфики и особенностей технологического процесса.
При учете спецоснастки согласно вышеназванным Методическим указаниям ее стоимость погашается способом списания:
- пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);
- линейным способом.
В приказе об учетной политике организации должен быть отражен перечень следующих операций.
1) Стоимость спецоснастки, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве, организация может полностью погасить при передаче в производство (эксплуатацию).
2) Стоимость спецодежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 мес., может быть либо списана на производственные затраты в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам, либо погашена линейным способом (согласно вышеупомянутым Методическим указаниям).
Оценка приобретенных товаров в организациях розничной торговли согласно ПБУ 5/01 может производиться либо по стоимости их приобретения, либо по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
3) Затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) торговые организации могут включать либо в расходы по приобретению, либо в затраты на продажу.
4) Перечень отчетных сегментов, способы распределения доходов и расходов, активов и обязательств между отчетными сегментами устанавливаются в учетной политике организации в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденным приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н.
5) Группировка и списание затрат на производство выбирается организацией в зависимости от отраслевых особенностей ее деятельности с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн.
6) Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг), сводный учет затрат на производство, распределение косвенных расходов, учет движения полуфабрикатов (деталей в производстве) зависят от отраслевых особенностей деятельности организации.
Одной из наиболее распространенных ошибок организации является то, что приказ об утверждении или изменении учетной политики на текущий год может быть датирован датой текущего года.
В соответствии с нормами ПБУ 1/2008 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом, когда был утвержден соответствующий организационно-распорядительный документ.
В случае, если в течение отчетного года организацией были внесены изменения1, аудитору необходимо проверить их правомерность, а именно:
- произошли ли изменения в законодательстве Российской Федерации или нормативных актах по бухгалтерскому учету;
- изменились ли существенным образом в организации условия деятельности1.
В соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 принятая организацией учетная политика применяется во всех структурных подразделениях организации: во всех филиалах, представительствах и иных подразделениях организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.
Исходя из того что данные бухгалтерской отчетности должны быть сопоставимы с показателями бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного периода (периодов), в случае изменения учетной политики эта сопоставимость достигается с помощью так называемого ретроспективного способа, предполагающего составление отчетности таким способом, как если бы новая учетная политика применялась организацией с начала учета (возникновения) фактов финансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения.
Аудитор должен проверить, каким образом были отражены изменения учетной политики в регистрах бухгалтерского учета, а именно правильно ли использован счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Кроме того, при изменении метода учета активов (обязательств) в следующем году аудитор должен проверить, отражена ли информация о предполагаемом изменении в пояснительной записке, приведены ли данные о расчете показателей, которые учитывают изменения как минимум за два года.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в состав годовой бухгалтерский отчетности должна входить пояснительная записка. Проверка правильности ее составления является одной из процедур проведения аудиторской проверки.
В одном из разделов пояснительной записки должны быть раскрыты основные элементы учетной политики, которую компания-клиент утвердила на следующий отчетный период. А именно должны быть отражены основные методы списания материально-производственных запасов, применяемый метод амортизации основных средств, исчисления резервов и т. п.
Для того чтобы компания-клиент могла лучше понять, как влияет учетная политика на показатели отчетности, необходимо привести таблицу сопоставимости показателей, по которым предполагается применять новые методы оценки.
Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита учетной политики:
- организация применяет метод списания, не установленный учетной политикой;
- учетная политика датирована текущим годом;
- у организации отсутствуют обязательные приложения к учетной политике, в частности, отсутствует график документооборота, рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах.
Заключительный этап
По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией (приложение 1.1) руководителю проверки.
Приложение 1.1
Рабочий документ аудитора
Проверка правильности документального оформления результатов проверки основных положений учетной политики
Организация__________________________________________________
Аудитор______________________________________________________
Проверяемый период___________________________________________
Дата начала проверки__________________________________________
Предоставленные документы____________________________________
Проверяемый период___________________________________________
Масштаб выборки_____________________________________________
Дата окончания проверки_______________________________________
Вопрос
Вариант ответа
Кто у клиента ведет бухгалтерский учет?
Структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Бухгалтер в штате.
Специализированная организация на договорных началах. Руководитель
Какие основные документы регламентируют работу бухгалтерской службы?
Положение о бухгалтерской службе. Должностные инструкции. Положение о филиалах и других структурных подразделениях. Положение о внутренней отчетности. Организация системы внутреннего контроля
Как обрабатывается учетная информация?
Ручным способом.
Ручным способом с частичным применением средств автоматизации. Автоматизированным способом
Как бухгалтерская программа применяется и на каких участках?
(Дается конкретный ответ)
Есть ли приказ об учетной политике?
Да.
Нет
Утвержден ли рабочий план счетов?
Да. Нет.
Используется типовой План счетов
Утверждены ли формы первичных документов, по которым не предусмотрены унифицированные формы?
Да.
Нет
Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов?
Да.
Нет
Утвержден ли график документооборота?
Да.
Нет
Определен ли перечень лиц, ответственных за хранение документов?
Да.
Нет
Определены ли порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств?
Да.
Нет
Заключены ли договоры о полной материальной ответственности с материально ответственными лицами?
Да.
Нет
Имеются ли у организации структурные подразделения, выделенные на отдельный баланс?
Да.
Нет
Какой способ начисления амортизации применяется?
Линейный.
Уменьшаемого остатка.
Списания по сумме чисел лет срока полезного использования.
Списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
Установлен ли в учетной политике организации стоимостной лимит (не более 20 000 руб.) для включения активов в состав основных средств?
Да.
Нет
Определен ли порядок проведения переоценки ОС?
Да.
Нет
Определен ли порядок учета ремонта производственных ОС?
Да.
Нет
Определен ли способ начисления амортизации НМА?
Да.
Нет
Какой порядок отражения в учете приобретения и заготовления МПЗ применяется?
По фактической себестоимости их приобретения.
По учетным ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
Определен ли способ списания отпущенных в производство материалов?
Да.
Нет
Определен ли порядок списания отклонений фактической себестоимости МПЗ от их учетной цены?
Да.
Нет
Определен ли порядок учета готовой продукции по заготовке и доставке на склад?
Да.
Нет
Определен ли метод учета выпуска готовой продукции (по фактической производственной себестоимости, по нормативной (плановой) себестоимости (с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»), по прямым статьям затрат?
Да.
Нет
Определен ли способ распределения косвенных расходов (по величине заработной платы производственных рабочих; по величине прямых материальных затрат; по величине общих прямых затрат; по величине выручки от реализации продукции (работ, услуг)?
Да.
Нет
Какой порядок списания расходов на продажу применяется?
Полностью в отчетном году их признания в учете.
Распределяются между проданными и непроданными товарами (продукцией, работами, услугами)
Какой порядок оценки незавершенного производства используется?
По фактической производственной себестоимости.
По нормативной (плановой) производственной себестоимости. По прямым статьям затрат. По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов
Принято ли решение о создании резервов (по предстоящим расходам и платежам, по сомнительным долгам, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание)?
Да.
Нет
Переводится ли долгосрочная задолженность по заемным средствам в краткосрочную?
Да.
Нет
Определен ли способ оценки при выбытии стоимости финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется?
Да.
Нет
Определен ли способ списания расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам
Да; Нет
Как учитываются затраты по обычным видам деятельности?
С использованием счетов 20 — 29.
С использованием счетов 20 — 39
Тема: Практический аудит нематериальных активов
Целью аудита нематериальных активов является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.
Задачами аудита нематериальных активов (далее НМА) являются:
- изучение состава НМА по данным первичных документов и учетных регистров, подтверждение права собственности на них;
- оценка состояния синтетического и аналитического учета НМА;
- подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета НМА;
- проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с НМА при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
- своевременное проведение инвентаризации НМА, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.
Основные нормативные документы:
- Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007», утвержденное приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н;
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н; • приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о движении денежных средств (форма № 4), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, положение об учетной политике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 91 «Прочие доходы и расходы», 90 «Продажи», 98 «Доходы будущих периодов».
Работы при проведении аудита НМА можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный.
Ознакомительный этап
Основной задачей аудита нематериальных активов является подтверждение информации о нематериальных активах в финансовой отчетности. Аудитору необходимо изучить весь комплект представленной ему бухгалтерской отчетности, а именно установить, что:
- данные об остатках на счетах нематериальных активов
на начало и конец отчетного периода, указанные в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге, соответствуют данным, указанным по строкам 110 «Нематериальные активы» бухгалтерского баланса (форма № 1). Пример оформления процедуры приведен в приложении № 3.1 (процедура 1);
- данные о приобретении объектов нематериальных активов соответствуют данным, указанным по строке 290 отчета о движении денежных средств (форма № 4). Кроме того, данные по строке 210 отчета о движении денежных средств (форма № 4) должны соответствовать данным о поступлении денежных средств от продажи объектов нематериальных активов. Пример оформления процедуры приведен в приложении № 3.1 (процедура 2);
- суммы начисленной амортизации за отчетный период были отражены по строке 020 «Себестоимость проданных товаров» отчета о прибылях и убытках (форма № 2). Пример оформления процедуры приведен в приложении № 3.1 (процедура 3).
Информация о составе НМА анализируется на основании данных первичных документов и учетных регистров, проверяется оформление права собственности на них, изучается система внутреннего контроля НМА. На основании регистров бухгалтерского учета по счету 04 «Нематериальные активы» и первичных документов проводится проверка правильности отнесения отдельных видов активов к нематериальным, наличие права собственности на них. Наименования НМА и документы, подтверждающие отнесение к ним, представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Основания для отнесения активов к нематериальным
Наименование нематериальных активов, краткое определение
Первичные документы, подтверждающие наличие НМА
Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец полезную модель
Патент, выданный Роспатентом (если НМА создан в организации).
Договор и исключительная лицензия (если организация приобрела исключительные права на данный НМА)
Исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных
Акт ввода НМА в эксплуатацию или свидетельство о регистрации права на данный НМА, получаемое в добровольном порядке (если НМА создан в организации).
Договор и первичные документы, подтверждающие передачу НМА (если организация приобрела исключительные права на данный НМА)
Имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем
Свидетельство о регистрации права, выданное Роспатентом (если НМА создан в организации). Договор и первичные документы, подтверждающие передачу НМА, если организация приобрела имущественное право на данный НМА
Исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров
Свидетельство, выданное Роспатентом (если НМА создан в организации). Договор и первичные документы, подтверждающие передачу НМА (если организация приобрела исключительные права на данный НМА)
Исключительное право патентообладателя на селекционные достижения
Патент, выданный Госсорткомиссией (если НМА создан в организации).
Договор и исключительная лицензия (если организация приобрела исключительные права на данный НМА)
Деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации)
Документы, подтверждающие приобретение организации как имущественного комплекса и позволяющие определить величину деловой репутации (стоимость НМА).
Учредительные документы организации, а также копии первичных документов, предоставленные учредителями и подтверждающие произведенные расходы
Патент — документ охраны изобретения, выдаваемый компетентным органом, удостоверяющий государственное признание новизны технического решения и потенциальной пригодности изобретения, закрепляющий за его владельцем монопольное право на это изобретение.
Изобретение — новое прогрессивное творческое решение задачи технического характера в области науки, культуры, здравоохранения и других отраслей хозяйства, которое можно использовать на практике. Признаки изобретения: мировая новизна, высокий технический характер решения задачи, прогрессивность, полезность, практическая применяемость. Изобретением могут являться устройства, способы ведения, вещества, культуры клеток растений и животных, удовлетворяющие перечисленным выше требованиям. Изобретением также является применение уже известного способа, устройства, вещества по новому назначению.
Промышленный образец — полученное в результате художественно-конструкторской (дизайнерской) деятельности решение вида какого-либо объекта.
Полезная модель — конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Признаки полезной модели: новизна и промышленная применимость.
Селекционное достижение — новый сорт растений или новая порода животных, т. е. определенная группа растений или животных, которая имеет отличительные признаки, присущие только данной группе. Признаки селекционного достижения: новизна, отличимость, однородность и стабильность.
Товарный знак обслуживания — обозначения, предназначенные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от других. Товарный знак представляет собой словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые, цветовые и другие обозначения или их комбинации с использованием любых цветов и цветовых сочетаний.
Запрещено регистрировать в качестве товарного знака обозначения или их комбинации с использованием любых цветов и цветовых сочетаний.
Запрещено регистрировать в качестве товарного знака обозначения, воспроизводящие полностью или частично: государственные гербы, флаги, эмблемы, официальные названия государственных организаций, обозначения, не способные вызвать у потребителя ассоциативные образы, необходимые и достаточные для индивидуализации товара и его происхождения.
Деловая репутация организации — разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущества) и стоимостью по бухгалтерскому учету всех ее активов и обязательств.
Организационные расходы — расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный капитал организации.
Аудитору необходимо провести проверку представленных первичных документов, подтверждающих записи по счету 04 «Нематериальные активы».
Далее необходимо выяснить, не учитываются ли на счете 04 нематериальные активы, не являющиеся нематериальными в соответствии с требованиями ПБУ 14/2007. К последним относятся:
- не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКиТР);
- не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
- материальные носители (вещи), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее — средства индивидуализации);
- финансовые вложения.
Необходимо также проверить, выполняются ли одновременно следующие условия, при которых НМА принимаются к бухгалтерскому учету:
- объект НМА способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности);
- организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации: патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т. п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее — контроль над объектом);
- объект можно выделить или отделить (идентифицировать) от других активов;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;
- организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;
- фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;
- у объекта отсутствует материально-вещественная форма. Состояние синтетического и аналитического учета НМА проверяется по двум направлениям:
- обеспечена ли информация по единицам бухгалтерского учета НМА;
- соответствует ли система открытых субсчетов к счету 04 «Нематериальные активы», действующему Плану счетов или рабочему плану счетов организации, закрепленному в учетной политике организации.