Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 1. Аудит учета основных средств






1. Организация оприходовала станок. Сумма, уплаченная поставщику по дого­
вору, составила 30 000 руб., в том числе НДС 4576 руб. Доставка станка произве­
дена транспортной организацией.

Оплачены и акцептованы услуги по доставке станка на склад на сумму 2400 руб., в том числе НДС 366 руб. Сторонней организации оплачены погрузочно-разгрузочные работы в сумме 1200 руб., в том числе НДС 183 руб. Бухгалте­рией организации были составлены следующие бухгалтерские записи:

Д 08 К 60 – 25 424 руб. – оприходован станок, поступивший от поставщи­ка;

Д 19 К 60 – 4576 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре по­ставщика;

Д 26 К 76 – 2034 руб. – приняты к учету услуги посреднической организа­ции и акцептован счет поставщика;

Д 19 К 76 – 366 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре по­ставщика;

Д 26 К 76 – 1017 руб. – приняты к учету услуги по погрузочно-разгрузочным работам и акцептован счет поставщика;

Д 19 К 76 – 183 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре по­ставщика;

Д 01 «Основные средства в эксплуатации» К 08 – 25 424 руб. – станок введен в эксплуатацию.

Установите характер нарушений, определите, какие нормативные документы нарушены, составьте исправительные бухгалтерские записи, сформулируйте за­пись в отчет аудитора, оцените существенность выявленных нарушений.

2. Аудиторской проверкой установлено, что организацией продан сварочный
аппарат. Выручка от реализации сварочного аппарата составила 90 000 руб. Ос­
новной вид деятельности организации – производство стальных конструкций.
При этом произведены следующие бухгалтерские записи:

Д 01 «Выбытие основных средств» К 01 «Основные средства в эксплуатации» – 40 000 руб. – списана первоначальная стоимость объекта основных средств при выбытии;

Д 02 К 01 «Выбытие основных средств» – 5000 руб. – списана сумма нако­пленной амортизации при выбытии объекта;

Д 50 К 90 – 90 000 руб. – получена в кассу выручка от реализации свароч­ного аппарата.

Составьте мнение аудитора о правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

3. При проверке аудитором финансово-хозяйственной деятельности организа­
ции установлено, что она получила безвозмездно от другой организации имуще­
ство. По данным передающей стороны первоначальная стоимость – 80 000 руб.,
сумма начисленной амортизации – 30 000 руб. Рыночная стоимость имущества на
дату оприходования составила 100 000 руб. При этом составлены следующие бух­
галтерские записи:

Д 08 К 60 – 50 000 руб. – оприходован объект основных средств;

Д 01 «Основные средства в эксплуатации» К 08 – 50 000 руб. – объект введен в эксплуатацию.

Определите характер нарушений и внесите исправительные бухгалтерские за­писи.

4. Организацией получено имущество в счет вклада в уставный капитал. Пер­
воначальная стоимость имущества – 30 000 руб., сумма начисленной амортизации
– 5000 руб. Согласно учредительному договору данный вклад оценен в
27 000 руб. В бухгалтерском учете имеются следующие бухгалтерские записи:

Д 08 К 75 – 25 000 руб. – оприходовано имущество, внесенное в качестве вклада в уставный капитал;

Д 01 К 08 – 25 000 руб. – объект введен в эксплуатацию. Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?

5. Организация приобрела 10 компьютеров по цене 24 000 руб. за каждый, в
том числе НДС – 3661 руб. В том же месяце компьютеры были введены в экс­
плуатацию. Для приобретения компьютеров организация взяла кредит в банке в
сумме 200 000 руб. под 30 % годовых. Срок кредита два месяца. В бухгалтерском
учете составлены следующие бухгалтерские записи:

Д 51 К 66 – 200 000 руб. – зачислены денежные средства на расчетный счет, полученные по кредитному договору;

Д 01 К 60 – 203 390 руб. – оприходованы объекты основных средств;

Д 19 К 60 – 36 610 руб. – учтена сумма НДС по оприходованным объектам основных средств;

Д 60 К 51 – 240 000 руб. – оплачен счет с поставщика;

Д 20 К 66 – 10 000 руб. – начислены проценты по кредиту.

Установите нарушения при оприходовании компьютеров, укажите норматив­ные документы, положения которых нарушены, сформулируйте вывод в аудитор­ский отчет.

6. На балансе организации числится транспортное средство. В бухгалтерском
балансе данное транспортное средство отражено на сумму 70 000 руб. Данная

сумма была включена в стоимость объекта при вводе его в эксплуатацию. Спустя 3 месяца объект реализован за 100 000 руб. В ходе аудиторской проверки уста­новлено, что были оплачены счета транспортной организации, связанные с дос­тавкой данного объекта, в сумме 4000 руб., которые были отнесены на счета за­трат на производство. Срок полезного использования объекта 20 лет. Способ на­числения амортизации – линейный.

Бухгалтерией организации были составлены следующие бухгалтерские записи:

Д 01 К 60 – 70 000 руб. – оприходовано транспортное средство;

Д 20 К 60 – 4000 руб. – приняты к учету услуги, связанные с доставкой транспортного средства;

Д 62 К 90 – 100 000 руб. – отражена выручка от продажи объектов основ­ных средств;

Д 01 «Выбытие основных средств» К 01«Основные средства в эксплуатации» – 70 000 руб. – списана первоначальная стоимость транспортного средства при вы­бытии;

Д 02 К 01 «Выбытие основных средств» – 876 руб. – списана сумма накоп­ленной амортизации при выбытии объекта основных средств;

Д 90 К 01-2 – 69 124 руб. – списана остаточная стоимость при выбытии объекта основных средств.

Назовите, какие нормативные документы нарушены, в чем суть ошибки. Со­ставить исправительные бухгалтерские записи.

7. По имеющимся данным таблицы 1 определить сумму ежемесячных аморти­зационных отчислений, составить бухгалтерские записи, установить характер на­рушений по операциям с основными средствами, сформулировать запись в ауди­торский отчет, результаты оформить в рабочем документе аудитора (табл. 2).

Согласно учетной политике данной организации начисление амортизационных отчислений по основным средствам производится следующими методами:

1) здания – линейным методом;

2) компьютеры – методом уменьшаемого остатка (коэффициент равен 2);

3) станки и оборудование – методом суммы чисел лет срока полезного исполь­зования.

Таблица 1 Сведения об основных средствах организации на 01.01.2010

 

№ п.п. Наименование Срок полез­ного ис­пользования Период на­хождения в эксплуатации Первоначальная стоимость, (руб.) Начисленная сумма амортизации с на­чала эксплуатации (руб.)
  Административ­ное здание 10 лет 3, 5 года 200 000 80 000
  Компьютеры в административ­ном здании 3 года 2 года 120 000 106 667
  Здание цеха 1 20 лет 10 лет 3 000 000 1 500 000
  Станки цеха 1 10 лет 3 года 140 000 70 000

Окончание табл. 1

№ п.п. Наименование Срок полез­ного ис­пользования Период на­хождения в эксплуатации Первоначальная стоимость, (руб.) Начисленная сумма амортизации с на­чала эксплуатации (руб.)
  Здание цеха 2 30 лет 7 лет 2 500 000 600 000
  Станки цеха 2 7 лет 2 года 99 000 40 000

Таблица 2 Оценка влияния выявленных нарушений на показатели бухгалтерской отчетности

 

№ п.п. Краткая характе­ристика наруше­ния Расчет количественно­го влияния нарушения на изменяемый показа­тель Наименование пока­зателя, который из­меняется Скорректирован­ное значение пока­зателя
     

8. В результате проведения инвентаризации была выявлена недостача микро­
волновой печи и системного блока. Первоначальная стоимость микроволновой
печи – 8000 руб. Первоначальная стоимость системного блока – 12 000 руб. На­
численная сумма амортизации по микроволновой печи – 500 руб., по системному
блоку – 1000 руб. По распоряжению руководителя недостача по микроволновой
печи отнесена на работника организации. По недостаче системного блока винов­
ное лицо не установлено. Рыночная стоимость системного блока определена в
сумме 14 000 руб. Рыночная стоимость печи определена в сумме 10 000 руб.

Бухгалтерией организации были составлены следующие бухгалтерские записи:

Д 01 «Выбытие основных средств» К 01 «Основные средства в эксплуатации» – 8000 руб. – списана первоначальная стоимость микроволновой печи;

Д 02 К 01 «Выбытие основных средств» – 500 руб. – списана начисленная сумма амортизации по микроволновой печи;

Д 94 К 01 «Выбытие основных средств» – 7500 руб. – отражена сумма не­достачи по микроволновой печи;

Д 91 К 94 – 7500 руб. – сумма недостачи списана на расходы организации;

Д 01 «Выбытие основных средств» К 01 «Основные средства в эксплуатации» – 12 000 руб. – списана первоначальная стоимость системного блока;

Д 02 К 01 «Выбытие основных средств» – 1000 руб. – списана начисленная сумма амортизации по системному блоку;

Д 94 К 01 «Выбытие основных средств» – 11 000 руб. – отражена сумма недостачи по системному блоку;

Д 20 К 94 – 11 000 руб. – сумма недостачи списана на затраты организации.

Установить характер нарушений. Перечислить нарушенные нормативные до­кументы. Оценить существенность выявленных нарушений.

9. Организация оприходовала и оплатила согласно договору купли-продажи
следующее имущество:

1) системный блок – 12 000 руб., в том числе НДС – 1831 руб.;

2) монитор – 4200 руб., в том числе НДС – 641 руб.;

3) клавиатуру – 300 руб., в том числе НДС – 46 руб.;

4) манипулятор-«мышь» по цене 180 руб., в том числе НДС – 27 руб.

Доставку компьютера организация оплатила наличными через подотчетное лицо в сумме 300 рублей.

Бухгалтер организации составил следующие бухгалтерские записи:

Д 08 К 60 – 10 169 руб. – оприходован системный блок и акцептован счет поставщика;

Д 19 К 60 – 1831 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре по­ставщика;

Д 08 К 60 – 3559 руб. – оприходован монитор и акцептован счет поставщи­ка;

Д 19 К 60 – 641 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре по­ставщика;

Д 10 К 60 – 254 руб. – оприходована клавиатура и акцептован счет постав­щика;

Д 19 К 60 – 46 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре по­ставщика;

Д 10 К 60 – 153 руб. – оприходован манипулятор-«мышь» и акцептован счет поставщика;

Д 19 К 60 – 27 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре по­ставщика;

Д 01 К 08 – 10 169 руб. – системный блок введен в эксплуатацию;

Д 01 К 08 – 3559 руб. – монитор введен в эксплуатацию;

Д 71 К 50 – 254 руб. – выданы из кассы наличные денежные средства под отчет для оплаты доставки компьютера;

Д 26 К 71 – 300 руб. – списаны затраты по доставке компьютера;

Д 60 К 51 – 16 680 руб. – оплачен счет продавца.

Установить характер нарушений. Перечислить нарушенные нормативные до­кументы. Оценить существенность выявленных нарушений.

10. В январе организация запланировала предстоящий дорогостоящий ремонт технологического оборудования собственными силами. Учитывая это, в учетной политике было предусмотрено создание резерва на предстоящий ремонт основ­ных средств. По смете сумма ремонта должна составить 120 000 рублей. В декаб­ре ремонт оборудования был проведен. Сумма фактических затрат на ремонт со­ставила:

1) материалы 47 184 руб.;

2) заработная плата 36 000 руб.;

3) сумма страховых взносов 9 360 руб.

Бухгалтер организации сделал следующие бухгалтерские записи: Д 84 К 96 – 120 000 руб. – создан резерв под предстоящий ремонт оборудо­вания;

Д 96 К 10 – 2000 руб. – списаны материалы за счет созданного резерва; Д 96 К 70 – 100 000 руб. – списана сумма заработной платы за счет создан­ного резерва;

Д 96 К 69 – 9360 руб. – списана сумма страховых взносов за счет созданно­го резерва;

Д 96 К 91 – 24 000 руб. – неиспользованная сумма резерва присоединена к доходу организации.

Установить характер нарушений. Перечислить нарушенные нормативные до­кументы. Оценить существенность выявленных нарушений.

11. Организация ООО «Альфа» приобрела автомобиль, стоимость которого по
договору составила 295 000 руб., в том числе НДС. Расходы на доставку автомо­
биля из другого города составили 29 500 руб., в том числе НДС. Все документы,
необходимые для принятия к учету объекта основных средств, у организации
имеются. Бухгалтер отразил данную операцию следующими бухгалтерскими за­
писями:

Д 08 К 60 – оприходован автомобиль, поступивший от поставщика – 250 000 руб.;

Д 19 К 60 – учтен НДС по автомобилю – 45 000 руб.;

Д 20 К 60 – учтены расходы, связанные с доставкой автомобиля 25 000 руб.;

Д 19 К 60 – учтен НДС по транспортным расходам 4500 руб.;

Д 01 К 08 – принят к учету автомобиль 250 000 руб.;

Д 68 К 19 – НДС по автомобилю предъявлен к вычету 45 000 руб.;

Д 68 К 19 – НДС по транспортным расходам предъявлен к вычету 4500 руб.

Проверить правильность формирования первоначальной стоимости основных средств, описать ошибки, выявленные в ходе аудита, определить, какие норма­тивные документы нарушены, составить правильные и исправительные бухгал­терские записи, определить показатели финансовой отчетности, на которые влия­ют данные ошибки, составить рабочий документ аудитора.

 

Тема: Практический аудит учетной политики
 

 

Цель аудита учетной политики — установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, дейст­вующей в проверяемом периоде, нормативным документам. Задачи аудита учетной политики: - изучение системы организации бухгалтерского учета; - оцен­ка учетной политики; - рассмотрение системы документации и документооборота; - подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям. Основные нормативные документы: - Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтер­ском учете»; - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его примене­нию, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н; -Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика ор­ганизации» ПБУ 1 /2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н; -приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Предоставляемые аудитору документы: - приказ об учетной политике; - график документооборота; - рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах; - формы первичных документов; - описание технологического процесса компьютерной обра­ботки данных. Последовательность работ при проведении аудита учетной по­литики можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный. Ознакомительный этап Аудитору необходимо выяснить лиц, ответственных за составле­ние и организацию бухгалтерского учета и соблюдение законода­тельства при выполнении хозяйственных операций, за формирова­ние учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевремен­ное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Следует изучить состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структуру, функции и задачи бух­галтерской службы. Учетная политика организации должна быть сформирована главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основании ПБУ 1/2008 и утверждена руководителем организации. При этом необходимо проверить наличие: - рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета (в соответствии с требованиями своевременно­сти и полноты учета и отчетности). Следует обратить внимание на то, что организация может включить в рабочий план счетов коррес­понденцию, используемую при отражении тех или иных операций; - форм первичных учетных документов, применяемых для оформления трех фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Формы первичных документов, применяемые для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым Госкомстатом России не утверждены унифицированные формы, должны содер­жать следующие обязательные реквизиты: наименование докумен­та; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответст­венных за совершение хозяйственной операции и правильность ее у оформления; личные подписи указанных лиц; - правил документооборота и технологии обработки учетной информации. Основной этап Основной задачей аудита учетной политики является изучение системы организации бухгалтерского учета. Аудитору необходимо установить, раскрыты ли в учетной политике следующие положения: 1)способ начисления амортизации основных средств. Амортизация основных средств (ОС) согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвер­жденному приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, произво­дится следующими способами: линейным; уменьшаемого остатка; спи­сания стоимости пропорционально объему продукции (работ); спи­сания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. По активам, в отношении которых выполняются условия для от­несения их в состав основных средств (п. 4 ПБУ 6/01), а также имеющих стоимость в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, начисле­ние амортизации производится одним из вышеназванных способов. Регулярность (периодичность) проведения переоценки стоимо­сти объектов основных средств в коммерческих организациях оп­ределяется с учетом требования ПБУ 6/01 о том, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости; 2) способ оценки нематериальных активов (НМА). Амортизация нематериальных активов согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденному приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, может начисляться: линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Организации необходимо утвердить в учетной политике способ начисления амортизации по группам однородных нематериальных активов. Кроме того, в соответствии с Положением по бухгалтер­скому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвер­жденному приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н, ука­занные расходы, признанные в бухгалтерском учете при соблюде­нии установленных в ПБУ 17/02 условий в качестве вложений во внеоборотные активы, списываются на расходы по обычным видам деятельности теми же способами, как и при амортизации нематери­альных активов; 3) метод оценки материальных ресурсов и готовой продукции. Оценка материально-производственных запасов (МПЗ) (кро­ме товаров, учитываемых по продажной стоимости) при выбытии согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденному приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, производится следующими способами: по себестоимости каждой единицы; по средней себе­стоимости; по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО). Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности:
- готовая продукция в бухгалтерском балансе может быть оце­нена либо по фактической, либо по нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, свя­занные с использованием в процессе производства ОС, сы­рья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и др., либо по прямым статьям затрат; - отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги могут быть отражены либо по фактической, либо по норма­тивной (плановой) себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, которые связа­ны с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возме­щаемых договорной (контрактной) ценой; - незавершенное производство в массовом и серийном произ­водстве может быть отражено в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производствен­ной себестоимости, по прямым статьям затрат или по стоимо­сти сырья, материалов и полуфабрикатов; - расходы будущих периодов списываются в порядке, уста­навливаемом организацией: равномерно, пропорционально объему продукции и др. в течение периода, к которому они относятся; 4) формирование резервов. Резервы предстоящих расходов и платежей могут создаваться в организации согласно Положению по ведению бухгалтерского уче­та и бухгалтерской отчетности. К таким резервам относятся: ре­зерв на предстоящую оплату отпусков работникам; резерв на вы­плату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год; резерв на ремонт ОС; ре­зерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; резерв на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природо­охранных мероприятий; резерв на предстоящие затраты по ремон­ту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслужива­ние (с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, ут­вержденного приказом Минфина России от 28.11.2001 № 96н). Кроме того, с 01.01.2009 на основании Положения по бухгалтер­скому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21 /2008), ут­вержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, из­менение оценочного значения (величины резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производст­венных запасов, других оценочных резервов, сроков полезного ис­пользования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценки ожидаемого поступления буду­щих экономических выгод от использования амортизируемых акти­вов и др.) подлежит признанию в бухгалтерском учете путем вклю­чения в доходы (расходы) организации (перспективно): - периода, в котором произошло изменение, если такое изме­нение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только дан­ного отчетного периода; - периода, в котором произошло изменение, и будущих перио­дов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данно­го отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов. Аудитор также должен проверить создание обязательных резер­вов, таких как резерв на предстоящую оплату отпусков работни­кам, резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год. При этом необходимо проверить, соответствует ли порядок созда­ния резервов порядку, изложенному в приказе об учетной политике; 5) методы оценки активов и обязательств. При аудите финансовых вложений аудитор должен обратить внимание на то, каким образом признаются суммовые разницы по операциям приобретения финансовых вложений: либо по их пер­воначальной стоимости до принятия финансовых вложений к бух­галтерскому учету в качестве актива, либо на всю сумму в качестве операционных расходов. При выборе одного из указанных способов целесообразно учи­тывать существенность величины указанных разниц. Аудитор должен проверить периодичность корректировки оценки ценных бумаг как объекта финансовых вложений по текущей ры­ночной стоимости (согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденному прика­зом Минфина России от 10.12.2002 № 126н), а именно ежемесячно, ежеквартально или по состоянию на 31 декабря отчетного года. Ука­занный период должен быть закреплен в учетной политике. Аудитору следует также проверить в приказе об учетной поли­тике метод оценки долговых ценных бумаг (оценка по дисконтиро­ванной стоимости долговых ценных бумаг и предоставленных зай­мов согласно ПБУ 19/02 может производиться с раскрытием ин­формации в пояснительной записке). Согласно ПБУ 19/02 оценка стоимости финансовых вложе­ний, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, при их выбытии должна производиться по группам (видам) фи­нансовых вложений. В этом случае применяются следующие спо­собы: по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтер­ского учета финансовых вложений; по средней первоначальной стоимости; по первоначальной стоимости первых по времени при­обретения финансовых вложений (способ ФИФО). Учет специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования может быть организован либо в поряд­ке, установленном ПБУ 6/01, либо в соответствии с Методически­ми указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специ­альной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н). При этом в учетной политике должен быть определен кон­кретный перечень средств труда в зависимости от отраслевой специ­фики и особенностей технологического процесса. При учете спецоснастки согласно вышеназванным Методиче­ским указаниям ее стоимость погашается способом списания: - пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг); - линейным способом. В приказе об учетной политике организации должен быть отра­жен перечень следующих операций. 1) Стоимость спецоснастки, предназначенной для индивиду­альных заказов или используемой в массовом производстве, орга­низация может полностью погасить при передаче в производство (эксплуатацию). 2) Стоимость спецодежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 мес., может быть либо списана на производственные затраты в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам, либо погашена линейным способом (согласно вышеупомянутым Методическим указаниям). Оценка приобретенных товаров в организациях розничной торговли согласно ПБУ 5/01 может производиться либо по стоимости их приобретения, либо по продажной стоимости с отдель­ным учетом наценок (скидок). 3) Затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) торговые организации могут включать либо в расхо­ды по приобретению, либо в затраты на продажу. 4) Перечень отчетных сегментов, способы распределения дохо­дов и расходов, активов и обязательств между отчетными сегмента­ми устанавливаются в учетной политике организации в соответст­вии с Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сег­ментам» ПБУ 12/2000, утвержденным приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н. 5) Группировка и списание затрат на производство выбирается организацией в зависимости от отраслевых особенностей ее дея­тельности с учетом требований Положения по бухгалтерскому уче­ту «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн. 6) Учет затрат на производство и калькулирование себестоимо­сти продукции (работ, услуг), сводный учет затрат на производст­во, распределение косвенных расходов, учет движения полуфаб­рикатов (деталей в производстве) зависят от отраслевых особенно­стей деятельности организации. Одной из наиболее распространенных ошибок организации яв­ляется то, что приказ об утверждении или изменении учетной по­литики на текущий год может быть датирован датой текущего года. В соответствии с нормами ПБУ 1/2008 способы ведения бух­галтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за го­дом, когда был утвержден соответствующий организационно-рас­порядительный документ. В случае, если в течение отчетного года организацией были внесены изменения1, аудитору необходимо проверить их правомер­ность, а именно: - произошли ли изменения в законодательстве Российской Федерации или нормативных актах по бухгалтерскому учету; - изменились ли существенным образом в организации усло­вия деятельности1. В соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 принятая организацией учетная политика применяется во всех структурных подразделени­ях организации: во всех филиалах, представительствах и иных подразделениях организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения. Исходя из того что данные бухгалтерской отчетности должны быть сопоставимы с показателями бухгалтерской отчетности преды­дущего отчетного периода (периодов), в случае изменения учетной политики эта сопоставимость достигается с помощью так называемо­го ретроспективного способа, предполагающего составление отчет­ности таким способом, как если бы новая учетная политика применя­лась организацией с начала учета (возникновения) фактов финансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения. Аудитор должен проверить, каким образом были отражены из­менения учетной политики в регистрах бухгалтерского учета, а именно правильно ли использован счет 84 «Нераспределенная при­быль (непокрытый убыток)». Кроме того, при изменении метода учета активов (обяза­тельств) в следующем году аудитор должен проверить, отражена ли информация о предполагаемом изменении в пояснительной за­писке, приведены ли данные о расчете показателей, которые учи­тывают изменения как минимум за два года. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в состав годовой бухгалтерский отчетности должна входить пояснительная записка. Проверка правильности ее составления яв­ляется одной из процедур проведения аудиторской проверки. В одном из разделов пояснительной записки должны быть рас­крыты основные элементы учетной политики, которую компания-клиент утвердила на следующий отчетный период. А именно долж­ны быть отражены основные методы списания материально-произ­водственных запасов, применяемый метод амортизации основных средств, исчисления резервов и т. п. Для того чтобы компания-клиент могла лучше понять, как влияет учетная политика на показатели отчетности, необходимо привести таблицу сопоставимости показателей, по которым пред­полагается применять новые методы оценки. Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита учетной политики: - организация применяет метод списания, не установленный учетной политикой; - учетная политика датирована текущим годом; - у организации отсутствуют обязательные приложения к учетной политике, в частности, отсутствует график документооборота, рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах. Заключительный этап По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих доку­ментов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей доку­ментацией (приложение 1.1) руководителю проверки. Приложение 1.1 Рабочий документ аудитора Проверка правильности документального оформления результатов проверки основных положений учетной политики Организация__________________________________________________ Аудитор______________________________________________________ Проверяемый период___________________________________________ Дата начала проверки__________________________________________ Предоставленные документы____________________________________ Проверяемый период___________________________________________ Масштаб выборки_____________________________________________ Дата окончания проверки_______________________________________
Вопрос Вариант ответа
Кто у клиента ведет бухгалтерский учет? Структурное подразделение, возглавляе­мое главным бухгалтером. Бухгалтер в штате. Специализированная организация на до­говорных началах. Руководитель
Какие основные документы регла­ментируют работу бухгалтерской службы? Положение о бухгалтерской службе. Должностные инструкции. Положение о филиалах и других струк­турных подразделениях. Положение о внутренней отчетности. Организация системы внутреннего кон­троля
Как обрабатывается учетная инфор­мация? Ручным способом. Ручным способом с частичным примене­нием средств автоматизации. Автоматизированным способом
Как бухгалтерская программа при­меняется и на каких участках? (Дается конкретный ответ)
Есть ли приказ об учетной политике? Да. Нет
Утвержден ли рабочий план счетов? Да. Нет. Используется типовой План счетов
Утверждены ли формы первичных документов, по которым не преду­смотрены унифицированные формы? Да. Нет
Установлен ли перечень лиц, имею­щих право подписи первичных доку­ментов? Да. Нет
Утвержден ли график документо­оборота? Да. Нет
Определен ли перечень лиц, ответ­ственных за хранение документов? Да. Нет
Определены ли порядок и сроки проведения инвентаризации имуще­ства и финансовых обязательств? Да. Нет
Заключены ли договоры о полной ма­териальной ответственности с матери­ально ответственными лицами? Да. Нет
Имеются ли у организации струк­турные подразделения, выделенные на отдельный баланс? Да. Нет
Какой способ начисления амортиза­ции применяется? Линейный. Уменьшаемого остатка. Списания по сумме чисел лет срока полезного использования. Списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
Установлен ли в учетной политике ор­ганизации стоимостной лимит (не бо­лее 20 000 руб.) для включения ак­тивов в состав основных средств? Да. Нет
Определен ли порядок проведения переоценки ОС? Да. Нет
Определен ли порядок учета ремон­та производственных ОС? Да. Нет
Определен ли способ начисления амортизации НМА? Да. Нет
Какой порядок отражения в учете приобретения и заготовления МПЗ применяется? По фактической себестоимости их приобретения. По учетным ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклоне­ние в стоимости материальных ценностей»
Определен ли способ списания отпу­щенных в производство материалов? Да. Нет
Определен ли порядок списания от­клонений фактической себестоимо­сти МПЗ от их учетной цены? Да. Нет
Определен ли порядок учета гото­вой продукции по заготовке и дос­тавке на склад? Да. Нет
Определен ли метод учета выпуска готовой продукции (по фактической производственной себестоимости, по нормативной (плановой) себестои­мости (с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, ус­луг)»), по прямым статьям затрат? Да. Нет
Определен ли способ распределения косвенных расходов (по величине зара­ботной платы производственных рабо­чих; по величине прямых материаль­ных затрат; по величине общих пря­мых затрат; по величине выручки от реализации продукции (работ, услуг)? Да. Нет
Какой порядок списания расходов на продажу применяется? Полностью в отчетном году их призна­ния в учете. Распределяются между проданными и непроданными товарами (продукцией, работами, услугами)
Какой порядок оценки незавершен­ного производства используется? По фактической производственной себе­стоимости. По нормативной (плановой) производст­венной себестоимости. По прямым статьям затрат. По стоимости сырья, материалов и полу­фабрикатов
Принято ли решение о создании ре­зервов (по предстоящим расходам и платежам, по сомнительным долгам, на гарантийный ремонт и гарантий­ное обслуживание)? Да. Нет
Переводится ли долгосрочная задол­женность по заемным средствам в краткосрочную? Да. Нет
Определен ли способ оценки при выбытии стоимости финансовых вложений, по которым текущая ры­ночная стоимость не определяется? Да. Нет
Определен ли способ списания рас­ходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и техноло­гическим работам Да; Нет
Как учитываются затраты по обыч­ным видам деятельности? С использованием счетов 20 — 29. С использованием счетов 20 — 39

 

 

Тема: Практический аудит нематериальных активов

 

Целью аудита нематериальных активов является установле­ние соответствия применяемой в организации методики бухгалтер­ского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам. Задачами аудита нематериальных активов (далее НМА) являются: - изучение состава НМА по данным первичных документов и учетных регистров, подтверждение права собственности на них; - оценка состояния синтетического и аналитического учета НМА; - подтверждение первичной оценки системы внутреннего кон­троля и бухгалтерского учета НМА; - проверка своевременного и полного отражения в бухгалтер­ском учете операций с НМА при соблюдении требований законода­тельства Российской Федерации; - своевременное проведение инвентаризации НМА, выявле­ние ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета. Основные нормативные документы: - Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтер­ском учете»; - Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007», утвержденное приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н; - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея­тельности организаций и Инструкция по его применению, утвер­жденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н; • приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о движении денежных средств (форма № 4), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, положение об учетной политике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематери­альных активов», 91 «Прочие доходы и расходы», 90 «Продажи», 98 «Доходы будущих периодов». Работы при проведении аудита НМА можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный. Ознакомительный этап Основной задачей аудита нематериальных активов является под­тверждение информации о нематериальных активах в финансовой отчетности. Аудитору необходимо изучить весь комплект представ­ленной ему бухгалтерской отчетности, а именно установить, что: - данные об остатках на счетах нематериальных активов
на начало и конец отчетного периода, указанные в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге, соответствуют данным, указан­ным по строкам 110 «Нематериальные активы» бухгалтерского ба­ланса (форма № 1). Пример оформления процедуры приведен в приложении № 3.1 (процедура 1); - данные о приобретении объектов нематериальных активов соответствуют данным, указанным по строке 290 отчета о движе­нии денежных средств (форма № 4). Кроме того, данные по строке 210 отчета о движении денежных средств (форма № 4) должны со­ответствовать данным о поступлении денежных средств от прода­жи объектов нематериальных активов. Пример оформления про­цедуры приведен в приложении № 3.1 (процедура 2); - суммы начисленной амортизации за отчетный период были отражены по строке 020 «Себестоимость проданных товаров» отче­та о прибылях и убытках (форма № 2). Пример оформления про­цедуры приведен в приложении № 3.1 (процедура 3). Информация о составе НМА анализируется на основании дан­ных первичных документов и учетных регистров, проверяется оформление права собственности на них, изучается система внутреннего контроля НМА. На основании регистров бухгалтерского учета по счету 04 «Нематериальные активы» и первичных доку­ментов проводится проверка правильности отнесения отдельных видов активов к нематериальным, наличие права собственности на них. Наименования НМА и документы, подтверждающие отнесе­ние к ним, представлены в табл. 3.1. Таблица 3.1 Основания для отнесения активов к нематериальным
Наименование нематериальных активов, краткое определение Первичные документы, подтверждающие наличие НМА
Исключительное право патентообладателя на изобре­тение, промышленный обра­зец полезную модель Патент, выданный Роспатентом (если НМА соз­дан в организации). Договор и исключительная лицензия (если орга­низация приобрела исключительные права на данный НМА)
Исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных Акт ввода НМА в эксплуатацию или свидетельст­во о регистрации права на данный НМА, полу­чаемое в добровольном порядке (если НМА соз­дан в организации). Договор и первичные документы, подтверждаю­щие передачу НМА (если организация приобрела исключительные права на данный НМА)
Имущественное право авто­ра или иного правообладате­ля на топологии интеграль­ных микросхем Свидетельство о регистрации права, выданное Роспатентом (если НМА создан в организации). Договор и первичные документы, подтверждаю­щие передачу НМА, если организация приобрела имущественное право на данный НМА
Исключительное право вла­дельца на товарный знак и знак обслуживания, наиме­нование места происхожде­ния товаров Свидетельство, выданное Роспатентом (если НМА создан в организации). Договор и первичные документы, подтверждаю­щие передачу НМА (если организация приобрела исключительные права на данный НМА)
Исключительное право па­тентообладателя на селекци­онные достижения Патент, выданный Госсорткомиссией (если НМА создан в организации). Договор и исключительная лицензия (если орга­низация приобрела исключительные права на данный НМА)
Деловая репутация организа­ции и организационные рас­ходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответ­ствии с учредительными до­кументами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) ка­питал организации) Документы, подтверждающие приобретение орга­низации как имущественного комплекса и позво­ляющие определить величину деловой репутации (стоимость НМА). Учредительные документы организации, а также копии первичных документов, предоставленные учредителями и подтверждающие произведенные расходы

Патент — документ охраны изобретения, выдаваемый компетентным органом, удостоверяющий государственное признание но­визны технического решения и потенциальной пригодности изобре­тения, закрепляющий за его владельцем монопольное право на это изобретение.

Изобретение — новое прогрессивное творческое решение зада­чи технического характера в области науки, культуры, здраво­охранения и других отраслей хозяйства, которое можно использо­вать на практике. Признаки изобретения: мировая новизна, высо­кий технический характер решения задачи, прогрессивность, полезность, практическая применяемость. Изобретением могут яв­ляться устройства, способы ведения, вещества, культуры клеток растений и животных, удовлетворяющие перечисленным выше требованиям. Изобретением также является применение уже из­вестного способа, устройства, вещества по новому назначению.

Промышленный образец — полученное в результате художе­ственно-конструкторской (дизайнерской) деятельности решение вида какого-либо объекта.

Полезная модель — конструктивное выполнение средств произ­водства и предметов потребления, а также их составных частей. При­знаки полезной модели: новизна и промышленная применимость.

Селекционное достижение — новый сорт растений или новая порода животных, т. е. определенная группа растений или живот­ных, которая имеет отличительные признаки, присущие только данной группе. Признаки селекционного достижения: новизна, отличимость, однородность и стабильность.

Товарный знак обслуживания — обозначения, предназначен­ные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от других. Товарный знак представляет собой словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые, цве­товые и другие обозначения или их комбинации с использованием любых цветов и цветовых сочетаний.

Запрещено регистрировать в качестве товарного знака обозна­чения или их комбинации с использованием любых цветов и цвето­вых сочетаний.

Запрещено регистрировать в качестве товарного знака обозна­чения, воспроизводящие полностью или частично: государствен­ные гербы, флаги, эмблемы, официальные названия государствен­ных организаций, обозначения, не способные вызвать у потребите­ля ассоциативные образы, необходимые и достаточные для индивидуализации товара и его происхождения.

Деловая репутация организации — разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущества) и стоимостью по бухгалтерскому учету всех ее активов и обязательств.

Организационные расходы — расходы, связанные с образова­нием юридического лица, признанные в соответствии с учредитель­ными документами частью вклада участников (учредителей) в ус­тавный капитал организации.

Аудитору необходимо провести проверку представленных пер­вичных документов, подтверждающих записи по счету 04 «Немате­риальные активы».

Далее необходимо выяснить, не учитываются ли на счете 04 не­материальные активы, не являющиеся нематериальными в соответ­ствии с требованиями ПБУ 14/2007. К последним относятся:

- не давшие положительного результата научно-исследова­тельские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКиТР);

- не законченные и не оформленные в установленном законо­дательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструк­торские и технологические работы;

- материальные носители (вещи), в которых выражены ре­зультаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее — средства индивидуализации);

- финансовые вложения.

Необходимо также проверить, выполняются ли одновременно следующие условия, при которых НМА принимаются к бухгалтер­скому учету:

- объект НМА способен приносить организации экономиче­ские выгоды в будущем, в частности объект предназначен для ис­пользования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в пред­принимательской деятельности);

- организация имеет право на получение экономических вы­год, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной ор­ганизации на результат интеллектуальной деятельности или сред­ство индивидуализации: патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индиви­дуализации, документы, подтверждающие переход исключитель­ного права без договора и т. п.), а также имеются ограничения дос­тупа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее — контроль над объектом);

- объект можно выделить или отделить (идентифицировать) от других активов;

- объект предназначен для использования в течение длитель­ного времени, т. е. срока полезного использования, продолжитель­ностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;

- организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;

- фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

- у объекта отсутствует материально-вещественная форма. Состояние синтетического и аналитического учета НМА прове­ряется по двум направлениям:

- обеспечена ли информация по единицам бухгалтерского уче­та НМА;

- соответствует ли система открытых субсчетов к счету 04 «Нематериальные активы», действующему Плану счетов или рабо­чему плану счетов организации, закрепленному в учетной полити­ке организации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.