Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для построения проблемного урока






1. Действия, вызывающие проблемную ситуацию:

• ситуация противоположности. Например, между опытом и нор­мой. Заповеди блаженства гласят: блаженны плачущие, а окру­жающий мир говорит: блаженны веселящиеся; ситуация парадокса (странности, неожиданности). Например, вопрос: почему блудный сын ел рожки?

• ситуация диспута, когда изначально задаются две точки зрения.

2. Выход из проблемной ситуации. Осуществляется с помощью различных видов беседы, коллективного диалога.

3. Моделирование (материализованные действия). Обязатель­ный часто опускаемый вид действий, важный для построения исследовательских уроков. Это может быть запись темы рисунка­ми, опорные схемы, таблицы, о которых говорилось выше.

4. Контроль и оценка. Виды контроля:

• пошаговый. Проводится на каждом этапе урока;

• итоговый. Обязателен в конце каждого урока, темы;

• контроль учителя, взаимоконтроль (детьми друг друга), само­контроль. При проведении взаимоконтроля удобно использо­вать групповые формы работы — в парах, группах. При этом резко возрастают интерес к работе и активность, улучшает­ся результат. Психологические исследования показывают, что с применением групповой работы у детей, любящих данный предмет, отношение к нему не меняется, а у детей, относящихся к предмету негативно, интерес увеличивается.

Контроль удобно проводить с помощью вопросов. Но не про­сто: «Понятно?», а поставить задачу — «Задайте вопросы по теме». Можно использовать различные формы — тесты, игры, кроссворд. Вообще, правильно организованный контроль приводит к почтению интереса.

Отметка в церковно-приходских школах используется редко. Можно попробовать ввести оценочную шкалу. Критерий выбира­ется в зависимости от задания (учителем или совместно учителем и детьми) — аккуратность, правильность, оригинальность, актив­ность работы на уроке и т. п. Затем рисуется вертикальный отрезок, верхняя точка которого обозначает максимальную оценку, а ниж­няя — минимальную. На отрезке учеником ставится отметка в том месте, которое он считает соответствующим уровню своего испол­нения задания. Свою отметку может поставить и учитель. Следо­вательно, это будет и самооценка, и оценка учителя.

11. Работа с книгой на уроке.

Работа с книгой. Дает возможность обрабатывать информа­цию в доступном ученику темпе и в удобное время. Является самостоятельной работой. Сложный и трудный метод, значительная часть учеников не овладевает им. Необходимо увеличить удельный вес данного метода.

Главным источником приобретения детьми знаний по Закону Божию должны быть Священное Писание и живое слово учите­ля. Вспомогательную роль играет учебник, содействующий лучше­му укреплению в памяти усвоенного со слов. Это массовая учебная книга, излагающая содержание предмета и определяющая виды деятельности для усвоения учащимися. У С. И. Ширского находим мысли о важности учебников и руководств по преподаванию За­кона Божия. Учебники нужны как для учеников, так и для зако­ноучителей, ведь и самые опытные имеют постоянную надобность в справках, в проверке своих познаний и методов преподавания. Преподавание по учебнику тверже, основательнее; заучивание по учебнику легче и надежнее. Учебники должны отличаться кратко­стью, ясностью и простотой; быть снабжены хорошими иллюстра­циями, дешевы.

Учебники показывают преподавателю, как объяснять уроки, какие приводить примеры, сравнения и проч. Все другие руковод­ства предназначаются для расширения познаний учителя. Учитель должен пользоваться ими для того, чтобы по каждому предмету иметь, по возможности, всесторонние сведения.

К функциям учебника можно отнести: информационную, си­стематизирующую (определяет последовательность изложения, систематизирует материал) и обучающую (облегчает усвоение и за­крепление знаний).

Учебники находятся в полном соответствии с учебной про­граммой. Программа по Закону Божию для церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии составлена по учебнику «Закон Божий» в пяти томах издательства YMKA-PRESS. В состав учебника входят:

• тексты, расположенные по параграфам в соответствии с про­граммой. Учебник достаточно краток, вся дополнительная ин­формация дается на уроке.

• Иллюстрации.

• Вопросы, задания, упражнения для самостоятельной работы.

• Указания на тексты Священного Писания.

К сожалению, не все педагоги уделяют достаточное внимание та­кому типу работ, как работа с учебником. И даже прибегая к ней, не оценивают всех возможностей работы с книгой. Между тем, по учеб­нику можно успешно выстроить различные виды деятельности:

• выяснение, умеют ли дети читать?

• Объяснительное чтение: чтение, разъяснение, дополнение.

• Выполнение разнообразных заданий: найти в тексте имена, от­ветить на вопросы, сделать выводы по тексту, найти доказа­тельства, самостоятельно прочитать, составить конспект.

• Выполнение домашнего задания.

• Работа с иллюстрациями.

• Поиск указаний на тексты Священного Писания.

Форма объяснения законоучителя не может идти вразрез с из­ложением учебника. Педагог должен считаться с книгой, по кото­рой будут готовить урок дети, и твердо основываться на ней. Детям учебник необходим не только для одних повторений, хотя это очень важно, но еще нужно научиться передавать материал Закона Божия в надлежащей благоговейной форме.

 

12. Самостоятельная работа на уроках Закона Божия.

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы Она зай ймае особое место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельностиі.

Исследования ученых-педагогов и психологов позволяют установить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся

1 копируя действия учащихся по заданному образцу Идентификация объектов и явлений, их распознавание путем сравнения с известным образцом На этом уровне осуществляется подготовка учащихся к самостоятельной деятельности

2 Репродуктивная деятельность, связанная с воспроизведением информации о различных свойствах учебного объекта На этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности

3 Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца и требует способности к индуктивных и дедуктивных выводов

4 Самостоятельная деятельность, что проявляется в переносе знаний при решении задач в существенно новых ситуациях, составлении новых программ принятия решений, выработке гипотетического аналогового мышления Задача учителя - довести яком мога более детей до четвертого уровня самостоятельностиі.

Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке Любая самостоятельная работа на любом уровне имеет конкретную цель Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы Самостоятельная работа соответствует является учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принцип постепенного перехода от одного уровня самостоятельности к другому, обеспечивая сочетание различных видов самостоятельной работы Назначение я самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, творческого мышления, инициативы в принятии решенияення.

Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца Самостоятельная работа организуется так, чтобы она способствовала выработке у учащихся навыков и привычек. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.

В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся выделяют четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно- вариативные, эвристические и творческие работы Каждый из этих типов имеет свою дидактическую цель

13. Методика использования наглядных пособий на уроках.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. Наглядные методы опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия.

В результате этого метода у учащихся формируется познавательный интерес, потребность к знаниям.

Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.

Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога.

Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.

Демонстрация применяется учителем преимущественно при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала.

Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации. Обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.

Иллюстрация — показ и восприятие предметов в символьном изображении с помощью карт, плакатов, портретов, рисунков, схем, моделей. Избирая наглядные пособия, необходимо продумать их Дидактическое назначение, место и роль в учебном процессе, опре­делить оптимальный объем материала. Большое количество иллю­страций отвлекает учащихся от сущности изучаемого явления.

Видеометод — экранное преподнесение информации с помо­щью проекторов, телевизоров, компьютеров. Высокая эффективность воздействия. Развивающее воздействие невелико, слабо сти­мулируются абстрактное мышление, творчество и самостоятель­ность. Является дополнительным методом, которым не следует особенно увлекаться. Требует тщательной предварительной подготовки учителя, дозированного воздействия.

14. Место игры на уроках Закона Божия.

Познавательные игры — специально созданные ситуации, мо­делирующие реальность, из которых учащимся предлагается най­ти выход. Главное назначение — стимулировать познавательный процесс.

Выбор методов обучения сложен. Каждый раз нужно учиты­вать многие зависимости: прежде всего, цели и задачи урока, воз­можности учащихся и учителя. На уроке должны применяться разнообразные методы, например: рассказ, иллюстрация, беседа с элементами дискуссии, работа с книгой, игра. При использова­нии каждого метода возможно применение многочисленных прие­мов — действий, направленных на решение конкретной задачи. Например, графических — составление календарей, таблиц, слова­рей, планов, схем, рисунков.

15. Обобщающее повторение на уроках Закона Божия.

Урок обобщения и систематизации знаний

На уроках обобщения и систематизации знаний выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.

Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятии, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:

1. постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;

2. воспроизведение и коррекция опорных знаний

3. повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;

4. обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;

5. усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;

6. подведение итогов урока.

16. Роль учителя в подготовке и проведении уроков. Личные качества учителя.

Педагогу не обойтись без учета возрастных особенностей детей, с которыми он работает. Поэтому уделяется внимание и этой теме, причем особый взгляд, конечно, обращен на духовно-нравственные особенности возраста и возможности педагогической помощи детям конкретного возраста в воскресной школе, роль учителя в возрастании каждого ребенка.

Телесные качества

Преподавание требует много сил и возлагает на всех наставни­ков обязанность беречь свое здоровье. Они должны: 1) избегать все­го, что может вредить здоровью, притуплять их чувства и умень­шать физические силы и 2) стараться о поддержании и укреплении своего здоровья и о развитии своих телесных сил.

Внешняя благопристойность и приличие

«По виду, — говорит премудрый Сын Сирахов, — узнается человек, и по выражению лица при встрече познается разумный. Одежда и осклабление зубов, и походка человека показывают свой­ства его». (19, 26). Высота законоучительского служения и свя­тость преподаваемого учения дают право ожидать от законоучи­теля уверенности, серьезности, достоинства и благопристойно- сти. Законоучитель обязан проходить свое служение и с внешней стороны благопристойно (1 Кор. 14, 40).

Учитель соблюдает приличие в положении своего тела, в одежде, домашней обстановке, осанке и походке, и особенно в обхождении со всеми окружающими его лицами.

Главная забота учителя должна быть направлена на внутреннее состояние души воспитанников.

Умственные качества

• Хорошая память.

По слову Господа Иисуса Христа, «всякий книжник, навыкнувший в учении о Царствии Небесном, подобен хозяину, который из сокровища своего вынимает новое и старое» (Мф. 13, 52).

• Строгий, логический ум.

Христианские истины постигаются верою, которая не исключа­ет знания. Строгий, логический ум необходим законоучителю как для приобретения им самим надлежащих познаний по Закону Бо­жию, так и для того, чтобы ясно, правильно, в необходимом поряд­ке сообщать познания детям.

• Живое воображение.

Внешние образы создаются с помощью воображения. Фантазия, которая не является игрой представлений или фантазированием, создает новые образы, когда необходимо представить для детей об­щие положения в наглядных формах. Воображение православного педагога умеряется здравым умом и христианским чувством.

• Дар слова.

Дар слова — способность правильно, ясно и свободно излагать свои мысли. Учительский труд немыслим без этого дара. От зако­ноучителя особенно требуется умение рассказывать и вести разго­вор с детьми.

Духовно-нравственные качества

• Вера.

Без веры невозможно быть учителем Закона Божия. «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте», — вот первые слова, которыми Господь Иисус Христос напутствовал будущих проповедников Евангелия в прощальной беседе с ними (Ин. 14, 1) Неверующий учитель не может иметь в себе пребывающего слова Божия СИн. 5, 38), а потому и другим не передаст того, чего сам не имеет. Вера возбуждается верою, без веры нет и знания.

• Добрая жизнь.

Вера обусловливает праведность человека (Рим. 10, 6), обнару­живается по его делам и содействует им (Иак. 2, 18, 22). На вере в Господа Иисуса Христа строится наша христианская жизнь.

Из истинной веры и доброй жизни вытекают и другие нравственные качества.

• Добросовестность в исполнении учебно-воспитательных обязанностей.

Добросовестность означает ревностное исполнение обязанностей, старание совершенствоваться. Учителю должно быть одинаково важно все относящееся к его служению — и большое, и малое. Он должен стараться лучше сделать что-нибудь лишнее, чем опустить хоть одну из своих обязанностей.

• Терпение и кротость.

Должность учителя не легка, она сопряжена с большими неприятностями. Если от каждой неприятности он будет расстраиваться, то отравит свою жизнь и повредит ученикам. Стоит только немного поддаться нетерпению, оно овладевает человеком и делает его раздражительным, ворчливым и недовольным.

• Истинная любовь к ученикам.

Законоучителю нужно стать близким с детьми. Любовь учителя к ученикам должна истекать из высших христианских побуждений. Тогда она бывает проникнута терпением и кротостью, ибо мы легко и охотно переносим недостатки тех, кого истинно любим.

Педагогическое общение учителя с учениками в церковной школе строится на следующих принципах:

— Божественный авторитет. Учитель возвещает слово Божие, учение Православной Церкви. Вера такому учителю больше, чем любому другому преподавателю, авторитет его высок.

— Отношения, складывающиеся между учителем и учениками в Церкви, — очень близкие, это отношения братьев и сестер во Христе. Главным в них является литургическое общение, единение во Христе.

— Учитель также является учеником перед лицом Единого Учителя Господа Иисуса Христа.

— Учитель есть орудие Божие, через него действует благодать, ведущая детей ко спасению.

• Пламенная ревность о вечном спасении детей.

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

• Смирение сердца.

• Упование на помощь Божию.

 

Преподаватель МинДС Климаш В. А.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.