Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основная деятельность






Воскресная школа организует учебно-воспитательный процесс в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами (для детей) Русской Православной Церкви».

Решение о зачислении учащихся в воскресную школу принимает директор с благословения настоятеля на основании письменного заявления родителей (законных представителей).

При зачислении в воскресную школу директор обязан ознакомить родителей (законных представителей) воспитанников с документами, регламентирующими деятельность учебно-воспитательного процесса (Правила поведения в воскресной школе и другими локальными актами школы).

Расписание занятий в школе составляется директором с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей детей, установленных санитарно-гигиенических норм и графиком богослужений.

Состав и количество классов в воскресной школе определяется в зависимости от числа полученных заявлений и условий, созданных для осуществления учебно-воспитательного процесса.

В воскресной школе могут быть организованы дополнительные занятия в форме кружков, секций, выездных лагерей.

Дисциплина в воскресной школе поддерживается на основе православных традиций, взаимного уважения воспитанников друг к другу. Применение методов грубого физического и психического насилия не допускается.

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе включает в себя три ступени:

а) дошкольная (набор детей в возрасте 5-6 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 2 года);

б) начальная (набор детей в возрасте 7-11 лет) - с ориентировочным сроком обучения (максимум 4 года);

в) основная, (набор детей в возрасте 12-16 лет)– с ориентировочным сроком обучения (максимально 4 года).

Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению педагогического совета воскресной школы.

Ребенок, поступающий в воскресную школу, зачисляется на ступень, соответствующую возрастной категории.

Задачами дошкольной ступени являются православное воспитание и развитие детей, осуществляемые через приобщение к богослужебной жизни Церкви, игровую, творческую и развивающую деятельность, а также через взаимное общение.

Задачами начальной ступени являются обучение основам православного вероучения, православное воспитание, развитие детей, приобщение их к литургической жизни Церкви, обретение первичных навыков и начального опыта церковной жизни.

Задачами основной ступени являются обучение основам православного вероучения, усвоение детьми знаний о вере, осознанное участие в богослужении и Таинствах Церкви, применение полученных знаний в повседневной жизни, формирование навыка ежедневной домашней молитвы, последующее приобщение к социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода (посещение больниц, издание приходской газеты, организация клубов молодежного общения и т.п.).

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе, не имеющей статуса юридического лица (воскресной учебно-воспитательной группе), организуется на базе Учебного плана, соответствующего типовому Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Центр духовно-нравственного воспитания, имеющий статус юридического лица, разрабатывает основную образовательную программу в соответствии с направлениями своей деятельности и принимает ее на педагогическом совете школы. Основная образовательная программа обеспечивает преемственность содержания учебно-воспитательного процесса в трех возрастных ступенях, создает целостность всего учебного процесса, включает в себя учебный план и программы учебных курсов, предметов, иных учебно-воспитательных форм.

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе может быть организован с использованием авторских, творческих методик и подходов с учетом принципов, изложенных в Стандарте учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви и других нормативных документов, касающихся деятельности воскресных школ.

Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о священной библейской истории, о храме Божием).

Базовыми вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых); «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения».

Базовыми вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»; «Православное богослужение»/«Литургика»; «Основы Православного вероучения»/«Катехизис»; «История христианской Церкви»; «Христианская этика».

Помимо вероучительных дисциплин на каждой ступени учебно-воспитательного процесса рекомендуется проводить дополнительные развивающие занятия в кружках и секциях, по направлениям: художественно-эстетическому, научно-техническому, эколого-биологическому, физкультурно-спортивному, культурологическому, естественно-научному, туристско-краеведческому, военно-патриотическому и др.

При проведении занятий по вероучительным дисциплинам и предметам дополнительной части рекомендуется уделять особое внимание обсуждению с детьми вопросов современной жизни, связанных с семьей, социальными болезнями, иными проблемами современной молодежи.

Учебный год в воскресной школе рекомендуется начинать 14 сентября, в день церковного Новолетия.

Учебный год в воскресной школе рекомендуется заканчивать 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Учебный год в воскресной школе начинается и заканчивается богослужением.

Учебными днями являются суббота и воскресенье, но занятия могут быть организованы и в другие дни недели.

Занятия проводятся индивидуально и/или по группам.

С согласия родителей могут организовываться паломнические поездки, а также отдых в православных оздоровительных, военно-патриотических и других лагерях.

В школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности. Форма оценки знаний определяется педагогическим советом школы.

Промежуточная аттестация проводится в течение учебного года в форме собеседования по изучаемым дисциплинам.

Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией и проходит в форме итоговой аттестации по изучаемым дисциплинам.

Аттестационная комиссия возглавляется директором и формируется им из числа педагогов воскресной школы.

Духовник воскресной школы по должности является членом аттестационной комиссии.

Количество и состав участников комиссии определяется директором. Общее количество членов комиссии рекомендуется не менее четырех человек.

3. Целевая установка преподавания Закона Божия: воспитание любви к Богу, стремление к спасению, святости.

Обратимся к учебнику С. И. Ширского для того, чтобы узнать, каким методом нужно преподавать Закон Божий. Он выделяет несколько положений.

1. «Это должен быть именно именно учебный метод.

2. Закон Божий преподается детям в объеме начального курса; значит, нужно преподавать его именно начальным, элементарным методом. В высших учебных заведениях учат научно, в школах — элементарно.

3. Закон Божий существенным образом отличается от других учебных предметов как имеющий Божественное происхождение. Это отличие от других предметов должно выражаться и в мето­де преподавания. Иначе сказать, нужно преподавать Закон Божий хотя и начальным — учебным, но не во всем таким же методом, каким преподаются другие предметы.

Православная педагогика по своей сути является педагогикой спасения, воцерковления. В основе ее лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь цели воспитания невозможно. Основная цель воспитания и образования (от понятия «образ Божий») достигается образом жизни, проникнутой духом Церкви. Церковная жизнь становится средством стяжания Святого Духа, методом познания Божественной Истины — единственно верным, проверенным методом. Только здесь познается Истина, т. к. Церковь есть сокровищница знаний, хранилище благочестия.

Церковная жизнь не отменяет развития всех задатков ребенка: умственных, физических, эстетических. В воспитании должно осуществляться развитие всех сил, но с приоритетом духовной стороны. Главное — духовное образование, путь стяжания Духа Святого, путь покаяния, смирения, нравственного очищения. Воспитание ответственности перед Богом, страха по любви.

Исходной точной преподавания Закона Божия является не урок, а богослужение, то есть сама жизнь Церкви. Здесь слиты воедино все элементы религиозного бытия. Здесь мы найдем и Ветхий Завет, и Новый Завет, и догматическое богословие, и историю Церкви, и искусство, но не в раздельности, а в едином гармоничном целом. Человек, знающий богослужение, знает Православие. Церковь как сокровищница христианского опыта и учения дает ответы на все вопросы.

Литургическая жизнь должна быть центром жизни человека. Без воцерковления, без глубокого вхождения в литургическую жизнь не может быть настоящего православного воспитания. Вне Церкви, вне Евхаристии непостижима полнота Божественной благодати.

Важно также создание церковной среды, церковного быта, благодатное преображение социальной жизни. В таком случае семья становится для ребенка первой школой христианских добродетелей. Жизнь должна быть построена по требованиям христианского совершенства:

1. Участие в богослужениях, Таинствах. Молитва. Чтение слова Божия.

2. Пробуждение чувства греха, при котором обязательна Исповедь. Исповедь и Причастие — самые действенные средства к духовно-нравственному совершенствованию.

3. Православное миропонимание — удивительно радостное: «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, и). Духовная радость понятна только человеку церковному.

4. Дела любви — необходимая составляющая христианской Жизни. «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8), и нам заповедано: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всем Разумением твоим» (Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27).

Подлинная Любовь открывается человеку в личной встрече со Христом. Православное воспитание на основе изучения Закона Божия есть приведение ко Христу и Его Церкви, к постоянному питанию от тех благодатных даров, которые дает Церковь. Именно в православном воспитании происходит освящение образом Христовым всей человеческой жизни.

Рассмотрев взаимосвязь преподавания Закона Божия с жизнью Церкви и личным духовным миром ребенка, с этой точки зрения сравним два учебных предмета: «Закон Божий» и «Основы православной культуры».

Учтем, что системы изучения Закона Божия по содержанию и цели обучения могут быть следующими:

1. Вероучительная и тесно связанная с ней нравоучительная. «Вера воспитывает и поучает».

2. Познавательно-научная или религиоведческая, предполагающая свободное исследование как религиозных догматов, так и антирелигиозных движений души.

3. Культурологическая или просветительская, включающая религию в культурно-исторический контекст нации, народа.

Категории Закон Божий
Цели преподавания — Научение основам веры — Способствование воцерковлению, соделыванию членом Церкви, где совершается спасение. — Возбуждение духовной жизни
Содержание — Домостроительство человеческого Спасения: Священная история, катехизис, агиография. В том числе — жизнь Церкви, духовная жизнь человека (молитвы, богослужение)
Язык Язык Священного Писания, святых отцов — «библейский» язык
Учебник Священное Писание — слово Божие
Структура урока — Теоретическая часть. — Часть урока, посвященная духовной жизни
Учитель Несет послушание под окормлением священника, церковный человек, причащается, молится за детей, а дети за него

4. Взаимосвязь дисциплин, входящих в предмет «Закон Божий».

Тщательно проработаны методические вопросы преподавания предмета «Закон Божий» в целом и методические вопросы преподавания составляющих предмет дисциплин: Священной истории, литургики, катихизиса, агиологии. Рассматриваются не только общие вопросы преподавания предмета и составляющих его дисциплин, но и отличительные особенности преподавания.

Считая, что учебная дисциплина «Закон Божий» преподается в соответствии с дидактическими принципами, в то же время нужно обязательно отметить, что есть некоторые отличия в преподавании предмета, являющегося главным в воскресной школе. Отличия имеют важнейший, принципиальный характер, они касаются основания преподавания, которое заложено в Священном Писании и Предании Церкви, и целевой установки изучения вероучения на спасение, обретение вечной жизни, стяжание святости. Крайне важным представляется постоянное обращение к вопросу связи учебного материала с жизнью каждого ребенка-христианина, т. к. это способствует вовлечению ученика в жизнь Церкви.

Кроме общих черт преподавания Закона Божия, у каждого из его разделов имеются только ему присущие особенности. Подробному рассмотрению преподавания каждого раздела посвящены отдельные главы. Методика преподавания Священной истории, катехизиса, изучения богослужения и молитвы, житий святых — у каждой дисциплины свои отличительные принципы и методы преподавания. Кроме того, все разделы Закона Божия связаны между собой, связаны с богослужебной жизнью Церкви.

Исследование человека с точки зрения православной веры — вот чем должна заниматься с подростками воскресная школа. Это может происходить через любой вероучительный или исторический предмет, но особо любимо в данном возрасте нравственное богословие.

Выводы: Общее учебно-методическое обеспечение способству­ет единению внутри епархии: педагогической сплоченности, взаи­мосвязи приходов с Правящим архиереем и епархиальными струк­турами, повышает общий педагогический и богословский уровень, помогает учителям в их служении.

Создание системы учебно-методического обеспечения невоз­можно без активного развития других видов деятельности: обуче­ния педагогов, совершенствования приходского образования, ин­формационно-аналитической работы отдела в области церковно­приходского образования и др.

 

5. Построение уроков в Воскресной школе.

По типу познавательной деятельности

(каким образом добываются знания?):

1. Объяснительно-иллюстративные методы: собственно объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Их характеризует подача готовых знаний, последующее безошибочное их воспроизведение, многократное повторение, т. е. это группа репродуктивных методов обучения. Достоинства этой группы: экономят время, сберегают силы учителя и учеников, облегчают понимание сложных знаний.

2. Проблемные, исследовательские методы: проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский метод. Знания в той или иной мере добываются в результате собственного творческого познавательного труда — самостоятельного рассуждения, разрешения проблемных ситуаций, анализа, сравнения, обобщений и выводов. Достоинства: высокая интенсивность познавательного процесса, интерес к учебному труду, глубокие, прочные и действенные результаты обучения. Но — большие затраты по времени и силам, требование высокого уровня педагогического труда.

Дадим подробную характеристику объяснительно-иллюстра­тивной и проблемно-поисковой группе методов. Учитель во вре­мя каждого урока может пользоваться различными формами пре­подавания. Умение быстро и вовремя переходить от одной фор­мы к другой служит доказательством опытности педагога. Каждая из форм имеет свои преимущества. Обратимся к мыслям прот. А. Темномерова.

Суть объяснительно-иллюстративных методов состоит в том, что преподаватель в связном изложении сообщает ученикам из­вестные сведения, а они слушают и таким образом воспринима­ют сообщаемое. Применяются они там, где знание истины совер­шенно необходимо, а предшествующих знаний нет. Этим же спосо­бом преимущественно пользуются, когда желают подействовать на сердце и волю детей, что помогает преподавателю излагать вопрос в связном, целом виде и с наименьшею затратою времени. Раскры­вая вопрос связно, последовательно, преподаватель показывает учащимся пример связного, последовательного, ясного изложения и тем приучает детей к связной правильной речи. Умело пользу­ясь излагающей формой, преподаватель может не только заинтере­совать учащихся, овладеть их вниманием, но и произвести на них сильное впечатление.

Лучшим средством для поддержания в классе активного напря­женного внимания является, конечно, живое, интересное препода­вание. Если учитель говорит просто, живо и интересно, никому из Детей не придет в голову заняться посторонним делом. Они с напря­женным интересом будут следить за словами учителя, «смотря ему в рот», и наперебой будут вызываться повторять сказанное им.

Однако при указанных достоинствах излагающая форма имеет тот существенный недостаток, что при применении ее учащиеся воспринимают знания пассивно. Предлагая учащимся готовый Учебный материал, учитель не вызывает в них самодеятельности и потому оказывает мало влияния на умственное развитие, интен­сивность усвоения материала и применение его к жизни.

При использовании излагающей формы нужно помнить: учитель никогда не должен допускать длинных монологов, что являет­ся ошибкой многих начинающих педагогов. Привычка много говорить вытекает либо из того, что учитель любит слушать себя и увле­кается, как только начинает говорить, либо из стремления сообщить как можно больше знаний и разъяснить их как можно лучше. Такой учитель, работая добросовестно, убежден, что он делает все, от него зависящее, и искренне удивлен слабому развитию и невосприимчи­вости детей. Между тем, причина неуспешности — не в детях, а в не­соответствии их развитию формы преподавания. Маленькие дети не могут сосредоточенно слушать и следить за ходом мыслей продол­жительное время. Если учитель говорит без перерыва, дети утом­ляются, интерес их к уроку понижается, внимание падает, и как бы хорошо он ни говорил, его слова не только не доходят до сознания детей, но не всегда достигают и их слуха. Необходимо прерывать из­ложение урока вопросами, привлекающими учеников к более вни­мательному слушанию и к самостоятельной работе над изучаемым материалом, непрерывно поддерживать внимание ученика, возбу­ждать в нем интерес к уроку, руководить ходом его мысли.

Вопросы — ответы дополняют группу объяснительно-иллю­стративных методов. Вопросно-ответная форма состоит в том, что учитель предлагает учащимся вопросы, а они отвечают. Традици­онно в педагогике выделяются два вида беседы (вопросов-ответов): катехизическая и сократическая (или эвристическая). Даже по на­званию видно, что первая вышла из христианской педагогики.

Катехизическая — это вопросно-ответная форма обучения, ори­ентированная на буквальное воспроизведение знаний и требующая механического заучивания. Преподаватель разбивает все содержа­ние урока на ряд вопросов и посредством их помогает учащимся вос­произвести урок и усвоить его во всех частностях, а также проверяет их знания. По этой форме обычно велось преподавание катехизиса.

Сократическая беседа принадлежит к группе проблемно-ис­следовательских методов. Это беседа, в которой каждый вопрос ве­дет к новым выводам. Такой тип преподавания восходит, как вид­но из названия, к греческому философу Сократу, который не лю­бил давать знания готовыми. Он всегда наводящими вопросами приводил своих слушателей к выводу, помогал им самим родить мысль. Учебный метод Сократа состоял в том, что он, как свиде­тельствует Аристотель, «искусными вопросами последовательно развивал мысли из собственного сознания учащихся, и, таким об­разом, возбуждал их самодеятельность». Именно с помощью такой методики обучался свт. Иоанн Златоуст и неоднократно говорил о пользе сократической беседы. Она применяется также более поздними и современными православными педагогами.

При сократической форме преподавания вопросы имеют целью возбудить и направить самодеятельность учеников и таким обра­зом приводить их к знанию. Учитель не сообщает учащимся сведе­ний готовыми, а только помогает вырабатывать их. Рядом наводя­щих вопросов он руководит мыслительной деятельностью учени­ков и побуждает их делать выводы и заключения из известных им данных, обобщать отдельные факты, сопоставляя их, подводить их под общие правила, составлять понятия, и т. д. Сократической, или как ее еще называют, эвристической форме отдается предпочтение в тех случаях, когда можно предполагать в детях достаточно задат­ков к развитию истины; она особенно применима к учебным пред­метам, требующим соображений рассудка.

Вопросно-ответная форма обучения содействует оживлению урока. Благодаря смене вопросов и ответов урок приобретает живость, и учащиеся принимают в нем активное участие. Кроме того, вопросы помогают учителю контролировать знания учеников и облегчают учащимся изучение предмета, т. к. усвоить одну мысль легче чем сразу целый ряд. Из двух видов вопросно-ответной формы катехизическая не имеет особенного развивающего значения, т. к. учащиеся в своих от­ветах только воспроизводят то, что сообщено им преподавателем, сократическая же оказывает большое влияние на развитие умствен­ной деятельности учащихся. Они, благодаря умело поставленным вопросам, переживают творческий процесс, требующий напряже­ния их душевных сил; каждый вопрос представляет для них зада­чу, разрешение которой изощряет их ум, способности. Приобретае­мые эвристическим путем знания более сознательны и ясны и проч­нее удерживаются в памяти, чем воспринятые пассивно.

Выбор методов преподавания обусловливается степенью раз­вития учащихся и содержанием предмета. Священно-исторические события, догматы веры, способ совершения богослужения и Таинств, значение многих славянских слов не могут быть выведе­ны детьми путем самостоятельного мышления и по необходимо­сти должны быть им изложены в готовом виде; при объяснении же истин веры и нравственности, объяснении молитв и богослуже­ния, сопоставлении изученного и применении его в жизни следует идти по возможности путем вопросов — ответов. Таким образом, не следует вести урок в одной форме. Формы должны чередовать­ся, дополняя одна другую. Например, все, что сообщено в рассказе должно быть повторено, раскрыто, освещено при помощи во­просов. Искусство учителя состоит в том, чтобы уметь вовремя и непринужденно переходить от одного метода обучения к другому. Чаще всего при составлении уроков учителя подают новый мате­риал в излагающей форме, после чего проводят закрепление в во­просной форме.

Если для нас важнее последнее, то мы должны делать упор на самостоятельную интенсивную работу детей, а значит, исполь­зовать не только традиционные методы обучения (иллюстрация, объяснение), но и проблемные, исследовательские.

Как строится учебная деятельность при проблемном обучении? Для совместного движения вперед первое, что нужно, — поставить цель. Если учитель ставит цель: «Сегодня мы рассмотрим...», то у детей может и не возникнуть мотив, потребность ее достигать. Воз­можно, чтобы дети приняли участие в постановке цели, обсужде­нии условий ее достижения. Многие учителя, сами того не зная, ис­ходят из того, что раз дети пришли в школу, они должны делать все, что скажет учитель. Не умаляя традиционной строгости и требо­вательности, заметим, что необходимо возникновение мотивации, потребности в знании, побудительного момента. Мотив может быть внешним (долг перед родителями, учителем, товарищами; оценка) и содержательным (занимательность фактов, возможность выполнить какие-либо действия, творческий поиск). К сожалению, последний, по оценкам социологов, составляет не более 22 %. Для того чтобы дети захотели работать и сами направили свои дей­ствия, учитель должен предложить им проблемную ситуацию. Самый сложный для учителя момент — увидеть и сформулировать проблему. Это сложнее, чем решить ее. Причем предложенная си­туация должна задеть каждого, чтобы все задумались, не прошли мимо. Как это сделать?

• Начать с ситуации успеха, когда дети понимают: это они зна­ют, это умеют... т. е. первый вопрос должен иметь обязатель­ный ответ.

• Дети сами должны обнаружить, что чего-то не знают.

• Дети должны хотеть решить задачу (это должно быть жизненно необходимо); определить, чему они должны научиться.

Кратко схема учебной деятельности выглядит следующим об­разом:

Мотив — цель — через интерес, через религиозную потребность — деятельность






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.