Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построение урока Закона Божия






При построении урока необходимо учитывать важнейшие эта­пы подготовки учителя к занятию.

1. Постановка цели урока.

Цель — это то, к чему стремится педагог в результате урока, она непосредственно касается духовной жизни детей, их личного спа­сения. Ею не может стать формулировка «Познакомить с события­ми», которая может быть лишь одной из задач урока. Цель должна быть конкретной, не совпадать с целью жизни христианина — спа­сение, с целью церковно-приходской школы — воцерковление детей. Это должна быть именно педагогическая цель, достичь кото­рой возможно за 40 минут занятия. Например, раскрыть значение праздника, показать смысл события, дать понятие о добродетели... Формулируя таким образом, учитель должен сам четко понимать, в чем состоит значение того или иного события, иначе цель, по сути дела, не будет поставлена, а значит, и не будет достигнута.

Пример постановки цели для урока по теме «Притча о мытаре и фарисее»: раскрыть значение смирения для нашего спасения.

2. Формулировка задач.

Задачи есть пути достижения цели. Традиционно в педагоги­ке выделяется три вида задач: обучающие, развивающие, воспита­тельные. Они должны быть очень конкретные, помогающие учи­телю достичь цели, верно выстроить ход урока. Как правильно их сформулировать? Например:

обучающие — познакомить, изучить, убедить;

развивающие — развивать способность или добродетель;

воспитательные — воспитывать любовь, почитание или пробу­дить стремление, побудить к чему-либо...

Развивающим и воспитательным задачам обычно соответствуют глаголы несовершенного вида: формировать, воспитывать, т. к. в ходе небольшой встречи невозможно планировать сформиро­вать полностью, например, какую-либо добродетель. Не пренебре­гая задачами по развитию аккуратности и мелкой моторики, стоит в первую очередь озаботиться теми, которые связаны с духовным ростом детей. Внимательно рассудите, к чему побуждаете детей в церковной жизни, как должно совершенствоваться их духовное состояние с помощью тех средств, которые им рекомендованы на уроке. Проверьте, действительно ли сформулированные задачи ве­дут к ранее поставленной цели.

На уроках Закона Божия, поскольку цель и задачи касаются ду­ховных вопросов, развивающие и воспитательные задачи порой оказываются очень близкими, а иногда и совпадают.

3. Повторение предыдущего урока.

Повторение или вводная беседа необходимы на каждом уроке. Повторение должно быть кратким, выстроенным в соответствии с логикой прошлого занятия от простого к самому важному, являть­ся связующим звеном с новым материалом. Исходя из содержания, связь может быть хронологической или идейной, духовной. Все это содействует укреплению материала в памяти и более разумному усвоению учащимися.

Повторение обычно осуществляется в виде вопросов, но может принимать другие формы: разгадывание кроссворда, работа с кар­точками — индивидуальная или в парах и др.

4. Новый материал.

• Метод подачи.

Требуется, чтобы учитель большую часть времени отводил на изучение нового материала, а не на повторение. Следует выбирать Разнообразные формы деятельности: рассказ, комментированное чтение Священного Писания, беседа, работа с картой и иллюстративным материалом, запись новых слов; продумать оптимальное сочетание методов и форм, подбор средств. Как повторение, так и Учение неизвестного ведется с целым классом.

Примерный план подачи нового материала может выглядеть таким образом:

а) изложение события, явления,

б) его духовное, догматическое значение,

в) празднование Православной Церковью, церковные установ­ления и традиции,

г) нравственные и духовные выводы.

• Связь с жизнью.

Новый материал непременно должен быть связан с жизнью де­тей, этому посвящается отдельный этап изучения. Это достаточно подробный разговор, в котором показывается значение изученного события для личного спасения ребенка, разбирается влияние вос­принятого им материала на его собственную жизнь, даются реко­мендации по устроению его духовной жизни.

• Этапы с промежуточными итогами.

Новый материал делится на этапы в соответствии с планом. Каждый этап становится определенной ступенью в познании темы. Каждая ступень обязана иметь краткий вывод, заключающий в себе основную мысль. Эти выводы связываются в цепочку, приво­дящую к итогу урока.

• Стержень, идея урока.

Главным в занятии является духовный смысл, значение рас­крываемого явления. Он должен быть как центральная идея про­веден через весь разговор с детьми, стать определенным стержнем, на котором держится весь урок.

• Священное Предание на уроке.

Понять, что означает событие Священной истории или любое церковное явление, возможно лишь внимательно изучив Преда­ние Церкви — святоотеческие толкования, иконы, богослужеб­ные тексты, жития святых. Священное Предание, кроме использо­вания при подготовке, необходимо и на уроке. Мысли святых от­цов предлагаются детям для ознакомления, литургические тексты (тропарь, кондак, стихиры, молитвы) при всякой возможности чи­таются на уроке.

5. Закрепление.

Закрепление обычно проводится с помощью вопросов, оно не должно быть слишком длинным, выстраивается в соответствии с логикой занятия. Может отсутствовать, если урок построен по проблемно-исследовательскому методу и все дети были активны на уроке. Возможны разные формы закрепления: исследователь­ские задания, игры, самостоятельное чтение документальных ис­точников, и др.

При подготовке нужно продумать время, отведенное на каж­дый этап урока и вид работы. Подобрать дополнительные вопросы и задания на тот случай, если в конце урока останется время.

6. Моделирование.

Обязательный вид действий для построения проблемных уро­ков. Это может быть запись темы рисунками, опорными схемами, таблицами. Очень удобно для повторения темы на следующем за­нятии, при выполнении домашнего задания, при подготовке к эк­замену и в любых других случаях.

7. Итог урока.

Итог — обязательный элемент урока. Он является заключи­тельным словом учителя, кратким выражением всей темы. Может представлять собой библейское выражение, церковную поговор­ку, благочестивую народную пословицу. Пример итогового выра­жения к теме «Притча о мытаре и фарисее»: «Бог гордым противит­ся, смиренным дает благодать». Не является итогом вопрос учите­ля к детям: «Что вам понравилось в уроке?» Составив конспект или план урока, проверьте, совпадает ли итог с поставленной в начале подготовки целью.

Закончив подготовку урока, проверьте воздействие на все силы Души ребенка: ум, сердце и волю — достаточно ли сильна интел­лектуальная нагрузка, удалось ли вам «растопить» сердце ребен­ка и расположить его к добру, побуждаете ли вы детей к совершен­ствованию в духовной жизни, к ведению православного, церковно­го образа жизни.

В. Домашнее задание.

Выполнение домашнего задания зависит от многих условий, предлагать или не предлагать домашнее задание учитель решает са­мостоятельно. К домашним заданиям можно отнести: чтение Свя­щенного Писания, особенно Евангелия, и глав из учебника Зако­на Божия, заполнение рабочей тетради, рассказ об изученном чле­нам семьи и друзьям, творческие задания — рисунки, сочинения, самодельные книжки, игры, спектакли и пр. Хорошо, если домаш­нее задание способствует воцерковлению всей семьи. Для старших учеников возможны: мини-исследования с описанием веществен­ного источника (храма, иконы), подготовка докладов или кратких сообщений, рефераты, электронные презентации, составление ан­кет для опроса одноклассников или прихожан и другие разнооб­разные формы.

 

6. Особенности отбора материала для уроков в Воскресной школе.

Приготовление к урокам

Подготовка к уроку заключается в полном овладении предме­том, в понимании, как лучше передать урок детям, и во внутрен­нем приготовлении.

Собираясь дать урок, необходимо серьезно и всесторонне под­готовиться к нему. Недостаточно прочесть рассказ по Библии, не­обходимо обратиться к толкованию святых отцов, выяснить, как поясняется событие учителями и подвижниками Церкви. Обяза­тельно обращение к богослужебным текстам: когда и в каких слу­чаях читается данный отрывок, как раскрывает Церковь его содер­жание. Для такой подготовки педагог должен обладать достаточ­ной библиотекой и пользоваться большим количеством книг перед каждым занятием.

Обращаясь к проповедникам, сщмч. Фаддей (Успенский) при­зывает готовиться к выступлению самым тщательным образом: обдумать во всех подробностях, записать и заучить наизусть, хотя даже при такой обработке проповедь не должна терять характера живой беседы. Тем более такая подготовка необходима для законо­учителя. Священномученик точно определяет, в чем она состоит:

• выбрать предмет, заключающий в себе назидание и в то же вре­мя увлекательный. В раскрываемом предмете постараться най­ти стороны, стоящие в тесной и близкой связи с настроением слушателей и вызывающие соответствующие чувства, отыскать убедительные доводы. Вместе с тем нужно позаботиться о том, чтобы «сказать слушателям нечто новое, не вполне ими еще ис­пытанное, не со всех еще сторон обдуманное» — возвести их на более высокую ступень уразумения христианского идеала. «Удивить и поразить» слушателей.

• Провести выбранный предмет «через горнило своего сердца». Изливаться неудержимым потоком мысли и слова будут после того, как «согреются в сердце».

• Позаботиться о том, чтобы речь текла «логически стройно, ясно, раздельно, чтобы ясен был главный предмет речи... ход мыслей, их исходный пункт и конечная цель слова». Обратить внимание на простоту и доступность, на художественную об­работку речи.

Сщмч. Фаддей предупреждает, что «многим придется начинать с чтения по тетрадке, от которой боятся они оторвать глаза и по­смотреть на слушателей», затем переходить к изложению с тетрад­кой под руками и только потом, после тщательного обдумывания общего хода мыслей и всех подробностей — при помощи краткого конспекта. Не нужно бояться и остановок во время рассказа, слу­чающихся по причине нарушения хода мыслей. Если виновен сам учитель, поленившись обдумать как следует, то «нужно приложить лишь большее усердие к подготовке. Если остановка произошла по случайному забвению, болезни и т. п., то не следует очень сму­щаться, поддаваться внушениям тщеславия, необходимо бороть­ся с ложной мнительностью, с преувеличенной боязнью посрамле­ния в следующий раз: дело Божие не должно быть прекращаемо по внушениям немощей человеческих». Усиленней призывайте благо­дать Святого Духа!

Необходимо также внутренне, субъективное приготовление — воспитание в себе настроения, соответствующего высоте предме­та. Оно достигается как молитвой, так и чтением необходимой ли­тературы. В течение урока также нужно поддерживание в себе молитвенного настроя, без которого ничего невозможно совершить во славу Божию. Нужно проверить, имеет ли педагог в себе чистоту намерений, смирение сердца и упование на помощь Божию. Чисто­та необходима как для учителя, так и для учеников: для учителя — потому, что управляясь в деле обучения Закону Божию нечистыми намерениями, он лишает себя неоцененных сокровищ благодати и милости Божией, которые он мог бы снискать за совершаемое им великое дело христианской любви и милосердия.

Подведем итог: каковы же должны быть свойства учителя? Прот. Аполлоний Темномеров пишет: «Его качествами непремен­но должны быть проникновенность истинами Закона Божия и ис­кренняя любовь к детям. Обычно такое внутреннее расположение духа определяют одним словом «призвание». Напрасно некоторые считают призвание исключительно прирожденным даром. Учи­тель, взявшийся за преподавание Закона Божия по необходимости, не лишен возможности воспитать в себе любовь к этому делу и от­даться ему всей душой. Добросовестное, внимательное отношение к принятым на себя обязанностям — первая ступень. Ясное созна­ние высоты и святости законоучительства и важности для детей усвоения спасительных истин Закона Божия, тщательное изучение способов преподавания и стремление применить их к делу, нако­нец, беспристрастная оценка успеха своих трудов».

Деятельность учителя нужно рассматривать, исходя из смыс­ла человеческой жизни. Церковь осуществляет главную часть вос­питания — воспитание духовное. Каждый христианин обязан вос­питывать детей в христианском духе. «И, зажегши свечу, не ставит ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 16). Учительский труд есть православное служение, направленное на духовно-нравственное становление ребенка, раскрытие образа Бо­жия в нем, его воцерковление. Законоучитель получает для этого значительные полномочия от Церкви и от родителей детей, ответ­ственных за их спасение. Доверие к нему огромное, т. к. от пости­жения истин веры зависит жизнь детей и последующих поколений.

Призвание (см. состав слова) — дар Божий. Вспомним: «Все ли учители?» (1 Кор. 12, 29), «не многие делайтесь учителями» (Иак. 3, 1). Педагогический дар может проявляться в человеке с юности в стремлении помогать другому, руководить с теплотой и сердечностью. Признаки Божественного дара в педагоге обнаружи­ваются в любви к детям и к учительскому труду, в духовной радо­сти от работы, от «возгревания» полученного дара. Служение ста­новится личным подвигом человека на пути ко спасению. Как го­ворил великий русский педагог С. А. Рачинский, «нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный — и потому великий».

Свт. Иоанн Златоуст, говоря о долге учительства, подчеркивает, что подвизающийся в слове «подъемлет великий труд», т. к. он не­престанно трудится, печется и поучается. «Один укоряет его, дру­гой хвалит... и он нуждается в великом подкреплении, чтобы пере­носить это», ведь он содействует благоустроению и пользе Церкви. Трудящиеся в слове и учении (1 Тим. 5, 17) «не будут оставлены без помощи Духа Святого, Которого обещал Господь Иисус Христос по­слать ученикам Своим на помощь в деле проповеди Евангелия...»

Каждую проповедь св. Иоанн сопровождал нравственными увещаниями: об отношении к собственности, о недопустимости посещения теа­тра и цирка, о любви к бедным и милосердии, об исполнении запо­ведей и хождении в церковь. Проповеди святителя пользовались огромной популярностью, вызывали рукоплескания и восторжен­ные крики, так что проповеднику приходилось умолять о тишине. Несколько стенографов записывали каждое слово. Благодаря им, проповеди дошли до нас. Ко времени призвания на Константино­польскую кафедру относятся толкования на Деяния, на Псалмы, на многие послания ап. Павла. Многие беседы снова были стеногра­фированы и сохранили живость устного слова. Это клад для пре­подавателя: речь святителя — эмоциональная, красивая, востор­женная, в то же время язык библейский, высокий. Большое вни­мание он уделяет грамматической и логической стороне речи. Его отличает необыкновенная филологическая зоркость и внимание к слову: он раскрывает смысл слов, оттенки синонимов, оборотов речи. На это мы обратим внимание далее.

Творения св. Иоанна Златоуста составляют целую библиотеку бо­гословской литературы. Основная ее часть — беседы на книги Вет­хого и Нового Заветов. Святитель был первым из греческих отцов, толковавшим основные библейские книги последовательно и систе­матически. К лучшим творениям Златоустого писателя принадле­жат толкования на Новый Завет. Это было замечено уже в древности. Нам, педагогам, нужно знать, что можно использовать на уроках.

Экзегетические труды свт. Иоанна Златоуста включают сле­дующие беседы.

1. На Ветхий Завет:

• Беседы на Книгу Бытие.

• Беседы на Псалмы.

• Беседы на пророка Исайю.

• Отдельные беседы: беседа о св. Анне и три беседы о Дави­де и Сауле.

2. На Новый Завет:

• Беседы на Евангелие от Матфея — стали классическим ком­ментарием к этому Евангелию и получили самое широкое распространение в христианском мире. Уже в V в. их чита­ли на латинском, армянском и сирийском языках; в X в. появилась арабская версия, в XI в. — грузинская и позднее — славянская. На Руси беседы Златоуста были излюбленным чтением, сохранилось множество славянских списков.

• Беседы на отдельные места из Евангелия от Матфея: на притчу о должнике (Мф. 18, 23), на Мф. 7, 14 с изъяснением молитвы «Отче наш».

• 88 Бесед на Евангелие от Иоанна.

• 55 Бесед на Деяния апостольские — являются единствен­ным полным комментарием Деяний из появившихся в тече­ние первых десяти веков по Рождестве Христовом.

• Беседы на послания ап. Павла.

• Слова на праздничные дни:

Беседа о крещении Господа и о Богоявлении.

Беседы на Страстную седмицу, в которых изложено учение о Тайной Вечере как первой Евхаристии, говорится о силе Креста Христова, о значении покаяния и молитве за врагов.

Беседы на Святую Пасху.

Беседа о Вознесении Господнем, в которой говорится о вознесе­нии как о величайшем благодеянии человеческому роду.

Два слова о Пятидесятнице — о плодах Сошествия Святого Духа и о Его благодатных дарах.

Итак, толкования являются систематическими и последова­тельными, обеспечивающими педагога по всем основным темам школы I ступени. Для школы II ступени: по истории Церкви — тол­кования на Деяния и Послания.

 

7. Урок, типы уроков в Воскресной школе.

Рассмотрим несколько классификаций форм обучения. По количеству учащихся формы могут быть: коллективные, групповые, индивидуальные.

Наи­большее распространение приобрела классно-урочная форма, ав­тором которой является Я. А. Коменский.

Отличительные особенности классно-урочной формы обучения:

• постоянный состав учащихся.

• Наличие годового плана.

• Построение учебного процесса в виде взаимосвязанных уроков (на законченном отрезке УП).

• Постоянное чередование уроков (наличие четко составленно­го расписания).

• Руководящая роль учителя.

Достоинствами классно-урочной формы являются: строгая ор­ганизационная структура, экономия сил и средств (один учитель и много учеников), создание предпосылок для взаимообучения и коллективной деятельности.

К недостаткам можно отнести: ориентацию на среднего учени­ка, отсутствие возможностей для индивидуальной работы. Церковно-приходская школа из-за небольшого количества учеников и индивидуального подхода к ним преодолевает эти недостатки.

В зависимости от педагогических задач, решаемых учителем на занятии, уроки подразделяются на несколько традиционных, наи­более часто встречающихся типов.

Типы уроков

1. Изучение новых знаний.

2. Закрепление.

3. Обобщение и систематизация.

4. Контроль знаний.

5. Комбинированные.

В церковно-приходской школе могут присутствовать все виды уроков. Занятия, посвященные обобщению и систематизации материала, проводятся в заключение темы, курса, учебного года. Контрольные работы, проводимые в разнообразных формах, иногда занимают целый урок. Но в абсолютном большинстве случаев уроки носят вид комбинированных. Это связано с тем, что в воскресных школах встреча учителя с детьми происходит один раз в неделю. Важность же каждой изучаемой темы такова, что необходимо проверить, насколько устойчиво она сохранилась в памяти. Затем нужно изучить новый материал и закрепить его, особенно если он касается грядущих значимых церковных событий. Контроль знаний также присутствует по окончании крупных тем, но занимает лишь часть урока. Получается, что все необходимое нужно соединить в один урок. Это означает: внимания учителя и времени требует каждая часть урока, организация занятия должна быть достаточно четкой.

8. Требования к урокам объяснения нового материала.

Новый материал.

• Метод подачи.

Требуется, чтобы учитель большую часть времени отводил на изучение нового материала, а не на повторение. Следует выбирать Разнообразные формы деятельности: рассказ, комментированное чтение Священного Писания, беседа, работа с картой и иллюстративным материалом, запись новых слов; продумать оптимальное сочетание методов и форм, подбор средств. Как повторение, так и Учение неизвестного ведется с целым классом.

Примерный план подачи нового материала может выглядеть таким образом:

а) изложение события, явления,

б) его духовное, догматическое значение,

в) празднование Православной Церковью, церковные установ­ления и традиции,

г) нравственные и духовные выводы.

• Связь с жизнью.

Новый материал непременно должен быть связан с жизнью де­тей, этому посвящается отдельный этап изучения. Это достаточно подробный разговор, в котором показывается значение изученного события для личного спасения ребенка, разбирается влияние вос­принятого им материала на его собственную жизнь, даются реко­мендации по устроению его духовной жизни.

• Этапы с промежуточными итогами.

Новый материал делится на этапы в соответствии с планом. Каждый этап становится определенной ступенью в познании темы. Каждая ступень обязана иметь краткий вывод, заключающий в себе основную мысль. Эти выводы связываются в цепочку, приво­дящую к итогу урока.

• Стержень, идея урока.

Главным в занятии является духовный смысл, значение рас­крываемого явления. Он должен быть как центральная идея про­веден через весь разговор с детьми, стать определенным стержнем, на котором держится весь урок.

• Священное Предание на уроке.

Понять, что означает событие Священной истории или любое церковное явление, возможно лишь внимательно изучив Преда­ние Церкви — святоотеческие толкования, иконы, богослужеб­ные тексты, жития святых. Священное Предание, кроме использо­вания при подготовке, необходимо и на уроке. Мысли святых от­цов предлагаются детям для ознакомления, литургические тексты (тропарь, кондак, стихиры, молитвы) при всякой возможности чи­таются на уроке.

9. Уроки повторения и закрепления нового материала.

Повторение должно занимать краткий период времени, быть сжатым, напоминать существенные моменты предыдущего уро­ка, не отвлекаться на второстепенное. Вопросы на повторение не­обходимо четко выстроить в соответствии с логикой разверты­вания предшествующего занятия, а также логически связать с новым материалом, придав последним вопросам (последнему во­просу) подготавливающий характер. Продуманный переход к новому материалу дидактически важен, он переключает внима­ние, вызывает интерес и потребность узнавать неизвестное. Про­водиться повторение может устным, письменным, графическим способом.

Основная часть завершается закреплением, цель которого мно­гозначна: это и повторение пройденного для лучшего запомина­ния, и связь со старым материалом и с жизнью детей, и осмысление, и проверка (контроль) вновь освоенного.

Закрепление обычно проводится с помощью вопросов, оно не должно быть слишком длинным, выстраивается в соответствии с логикой занятия. Может отсутствовать, если урок построен по проблемно-исследовательскому методу и все дети были активны на уроке. Возможны разные формы закрепления: исследователь­ские задания, игры, самостоятельное чтение документальных ис­точников, и др.

При подготовке нужно продумать время, отведенное на каж­дый этап урока и вид работы. Подобрать дополнительные вопросы и задания на тот случай, если в конце урока останется время.

10. Комбинированные уроки.

В церковно-приходской школе могут присутствовать все виды уроков. Занятия, посвященные обобщению и систематизации ма­териала, проводятся в заключение темы, курса, учебного года. Кон­трольные работы, проводимые в разнообразных формах, иногда занимают целый урок. Но в абсолютном большинстве случаев уро­ки носят вид комбинированных. Это связано с тем, что в воскрес­ных школах встреча учителя с детьми происходит один раз в неде­лю. Важность же каждой изучаемой темы такова, что необходимо проверить, насколько устойчиво она сохранилась в памяти. Затем нужно изучить новый материал и закрепить его, особенно если он касается грядущих значимых церковных событий. Контроль зна­ний также присутствует по окончании крупных тем, но занимает лишь часть урока. Получается, что все необходимое нужно соеди­нить в один урок. Это означает: внимания учителя и времени тре­бует каждая часть урока, организация занятия должна быть доста­точно четкой.

 

Классическая структура комбинированного урока выглядит следующим образом:

1. Повторение изученного ранее материала.

2. Изучение нового материала.

3. Закрепление, систематизация.

4. Задание на дом.

Повторение должно занимать краткий период времени, быть сжатым, напоминать существенные моменты предыдущего уро­ка, не отвлекаться на второстепенное. Вопросы на повторение не­обходимо четко выстроить в соответствии с логикой разверты­вания предшествующего занятия, а также логически связать с новым материалом, придав последним вопросам (последнему во­просу) подготавливающий характер. Продуманный переход к новому материалу дидактически важен, он переключает внима­ние, вызывает интерес и потребность узнавать неизвестное. Про­водиться повторение может устным, письменным, графическим способом.

Основная часть завершается закреплением, цель которого мно­гозначна: это и повторение пройденного для лучшего запомина­ния, и связь со старым материалом и с жизнью детей, и осмысление, и проверка (контроль) вновь освоенного.

Не всегда занятия проводятся традиционными способами. Нестандартные уроки больше нравятся учащимся. Практиковать их можно, но не следует превращать в главную форму работы из-за отсутствия серьезного познавательного труда. Виды уроков мо­гут быть следующими: деловые игры, уроки типа КВН, уроки-заче­ты, творческие отчеты, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки типа „Поле чудес" или «Что, где, когда?».

Выбор методов преподавания обусловливается степенью развития учащихся и содержанием предмета. Священно-исторические события, догматы веры, способ совершения богослужения и Таинств, значение многих славянских слов не могут быть выведе­ны детьми путем самостоятельного мышления и по необходимо­сти должны быть им изложены в готовом виде; при объяснении же истин веры и нравственности, объяснении молитв и богослуже­ния, сопоставлении изученного и применении его в жизни следует идти по возможности путем вопросов — ответов. Таким образом, не следует вести урок в одной форме. Формы должны чередовать­ся, дополняя одна другую. Например, все, что сообщено в рассказе должно быть повторено, раскрыто, освещено при помощи во­просов. Искусство учителя состоит в том, чтобы уметь вовремя и непринужденно переходить от одного метода обучения к другому. Чаще всего при составлении уроков учителя подают новый мате­риал в излагающей форме, после чего проводят закрепление в во­просной форме.

Учителю важно привлечь весь класс к активной работе, а каждо­му ученику хочется высказаться, поэтому нужно дать возможность большему числу учеников принять участие в уроке. Один скажет, что задано, другой — изложит часть урока, третий даст к рассказан­ному пояснения, четвертый исправит ошибку в рассказе товарища и таким образом все ученики в течение урока обнаружат свои позна­ния. Если спросить учеников, кого опрашивали в течение урока, они затруднятся ответить. Работал целый класс, все отвечали. Интерес­нее всего то, что, работая таким образом, учитель составляет несрав­ненно более верное представление о развитии и знаниях отдельных учеников. Тогда в традиционный для воскресной школы комбини­рованный урок войдет непременный элемент контроля.

Для того чтобы дети захотели работать и сами направили свои дей­ствия, учитель должен предложить им проблемную ситуацию. Самый сложный для учителя момент — увидеть и сформулировать проблему. Это сложнее, чем решить ее. Причем предложенная си­туация должна задеть каждого, чтобы все задумались, не прошли мимо. Как это сделать?

• Начать с ситуации успеха, когда дети понимают: это они зна­ют, это умеют... т. е. первый вопрос должен иметь обязатель­ный ответ.

• Дети сами должны обнаружить, что чего-то не знают.

• Дети должны хотеть решить задачу (это должно быть жизненно необходимо); определить, чему они должны научиться.

Кратко схема учебной деятельности выглядит следующим об­разом:

Мотив — цель — через интерес, через религиозную потребность — деятельность

Например, при подготовке к празднику учащиеся сами наме­чают план действий: перелистать календарь и узнать, каков гря­дущий праздник, изучить эпизод из Библии (Новый Завет и Вет­хий Завет), познакомиться с иконой, выучить тропарь, совершить паломничество в храм соответствующего имени и др. Или другой пример, подсказанный протодиаконом Андреем Кураевым в кни­ге «Школьное богословие». После прочтения притчи о милосерд­ном самарянине можно вместо традиционного опроса задать уча­щимся следующий вопрос: почему человек шел именно в Иерихон? Пусть они по подсказке учителя рассмотрят карту и увидят — эта дорога опасна тем, что проходит через лес, эта дорога спускается к Иерихону, а значит, все встречные поднимались ввысь, и священ­ник и левит не выдержали этого восхождения. При исследовании Евангельских текстов или вспомогательной литературы удастся выяснить, что около Иерихона уже проходило испытание — иску­шение Христа дьяволом (показан путь победы над искушениями), что здесь уже состоялась встреча Христа с Закхеем (пример веры), и на этой самой дороге Сам Спаситель исцелял слепого (пример ми­лосердия). Многим наверняка окажется знакомой ветхозаветная история с иерихонскими трубами — напоминание о доброй языч­нице. Т. е. Иерихон — город особой Божией милости.

Дети особенно любят такие «хитрые», повышенной сложности вопросы. Приведем еще один пример непростого, требующего спе­циальных раздумий вопроса: почему песнопения Недели о блуд­ном сыне поются при пострижении в монашество? Ответ: как образ возвращения к Богу из житейского мира.

Конечно, такие уроки труднее для учителя, но и интереснее. Педагог не является источником информации, он управляет про­цессом усвоения знаний; не показывает, а подсказывает; его руководство иногда внешне невидимо. Но у детей — интеллектуальное и духовное напряжение, возникновение альтернативных мнений и гипотез (где возможно), ощущение необходимости старых знаний, ни не «ответчики», а инициаторы познавательного процесса.

Умение поставить эвристический вопрос дается не без труда и требует от учителя внимательного обдумывания каждого урока, но зато часто удачный вопрос лучше всякого пространного объясне­ния открывает детям смысл рассказа и лежащие в основе его исти­ны. Например, учитель после рассказа об укрощении бури спра­шивает: «Почему Господь укоряет учеников за то, что они испуга­лись? Как же им было не испугаться, когда поднялась такая буря?». Дети: «Им нечего было бояться, потому что они были с Иисусом Христом». Учитель: «А Иисус Христос, мы знаем, был Кто?» Дети: «Бог». Учитель: «Верно! Когда Господь Бог с нами, ничего не нужно бояться. Он может избавить нас от всякой опасности».

Учителю важно привлечь весь класс к активной работе, а каждо­му ученику хочется высказаться, поэтому нужно дать возможность большему числу учеников принять участие в уроке. Один скажет, что задано, другой — изложит часть урока, третий даст к рассказан­ному пояснения, четвертый исправит ошибку в рассказе товарища и таким образом все ученики в течение урока обнаружат свои позна­ния. Если спросить учеников, кого опрашивали в течение урока, они затруднятся ответить. Работал целый класс, все отвечали. Интерес­нее всего то, что, работая таким образом, учитель составляет несрав­ненно более верное представление о развитии и знаниях отдельных учеников. Тогда в традиционный для воскресной школы комбини­рованный урок войдет непременный элемент контроля.

Чтобы сведения усваивались детьми не механически — памя­тью и рассудком, а проникали им в душу, урок непременно дол­жен иметь характер беседы. Беседа — это живой обмен мнений ме­жду участниками. Она требует активного участия в уроке обеих сторон. Там, где ученик пассивно воспринимает объяснения учи­теля или учитель механически спрашивает учеников, нет ничего похожего на беседу. Урок приобретает характер беседы, когда учи­тель вместе с классом повторяет урок, помогая детям припомнить забытое, оттенить главное, точнее выразить мысль. В объяснении нового урока в свою очередь принимают участие и дети, обобщая и сопоставляя уже известные им данные, и, таким образом, при по­мощи учителя делая вывод. При живом участии в уроке детей и учителя различие между спрашиванием и объяснением сглажива­ется и они сливаются в один акт. После такой беседы не нужны во­просы на закрепление, ведь если в течение беседы о Благовещении дети несколько раз назвали Архангела Гавриила, незачем спраши­вать, как звали Ангела, принесшего Деве Благую весть.

Оживленная беседа обычно стремится принять форму диалога. Но урок не всегда будет беседой, если предлагать возможно боль­шее число вопросов наибольшему числу учеников. Понятие бесе­ды, скорее, определяет не форму, а характер урока. Катехизис весь изложен в вопросно-ответной форме, но когда учитель предлага­ет помещенные в книге вопросы, а дети — ответы, то урок проти­воположен понятию беседы. Непринужденность беседы есть плод простых, искренних отношений между учителем и учениками и состоит в том, что дети свободно выражают свой интерес к пред­мету урока.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.