Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классного руководителя. В современной школе функции классного руководителя определены Уставом общеобразовательной организации






 

В современной школе функции классного руководителя определены Уставом общеобразовательной организации, Концепцией и программой воспитательной работы школы.

Концепция воспитания школьников — это базовый методологический документ, отражающий ведущие идеи, лежащие в основе организации воспитательного процесса, без осмысления которого эффективная деятельность классного руководителя невозможна. Следует отметить, что с точки зрения известных педагогов целью воспитания является:

- формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека (Н.Е. Щуркова);

- формирование гармонично развитой личности, способной полноценно выполнять систему социальных ролей (Н. М. Таланчук);

- формирование гармонично и разносторонне развитой личности (Т. А. Стефановская);

- формирование максимально развитой личности (В. А. Караковский и др.).

Цели воспитания можно конкретизировать с помощью модели выпускника школы. По мнению Н. Е. Щурковой, чтобы по окончании школы выпускник смог самостоятельно выстраивать свою деятельность и поведение, планировать будущее и жить достойно в настоящем, необходимо:

- чтобы школьник имел в своем сознании образ жизни, достойный Человека, как обобщенную характеристику картины жизни с ее сущностными чертами, содержанием и основными ценностями, без которых не осуществляется счастливая жизнь современного культурного человека;

- чтобы учащийся выработал свою жизненную позицию, т.е. общее отношение к жизни и свое положение по отношению к ней, определив для себя связь «Я -Жизнь»;

- чтобы школьник имел осознанное представление о роли общества в жизни личности, о связи своего «Я» с обществом и людьми, а также опыт участия в общественной жизни и понимание ответственности каждого человека за свои действия, влияющие на самочувствие и жизнь «другого человека»;

- чтобы для школьника идеалом достойного человека в конечном итоге стал человек, живущий по принципам Добра, Истины и Красоты, а основными характеристиками этого идеального образа были интеллект, нравственность, созидательность;

- чтобы школьник освоил, усвоил и присвоил основные принципиальные социальные нормы общежития как условие человеческого существования на земле и регулирования их совместной деятельности.

Н. Е. Щуркова особо выделяет задачу формирования уважительного и ответственного отношения к Природе, к Земле — дому, в котором живет человечество. Ниже мы представляем модель выпускника, составленную Е. В. Краснояровой.

1. Быть полноправным членом общества, внутренне осознавая себя в различных социальных ролях, и прежде всего в ведущих («Профессионал», «Общественник», «Семьянин»); иметь потенциальные способности и реальные возможности для их осуществления, основанием для реализации которых являются сформированные установки, ценности, стереотипы и картина мира человека.



2. Заботливо относиться к Родине, родному краю, к проблемам охраны природы и окружающей среды.

3. Обладать коммуникативной культурой, выработать необходимую степень независимости, свободы в поступках и ответственности за свои действия.

4.Осознавать необходимость «учения через всю жизнь», неустанно овладевая знаниями, умениями и навыками, способствующими активному, творческому, полноценному включению человека в профессиональную, общественную и социально-педагогическую деятельность, а также предопределяющими его способность к саморазвитию и самореализации в социуме.

5. Стремиться к полноценной жизни в семье, созданной на
основе любви, заботы и взаимоуважения, постоянно овладевая
и совершенствуя навыки социально-педагогической деятельности.

Содержание воспитания (реализация цели воспитания) отражается в программе воспитания и рассматривается через следующие аспекты:

- отношение к окружающей действительности, к другим людям и т.д. (И.С. Марьенко, О.С. Богданова и др.);

- отношение к наивысшим ценностям жизни (ценностные отношения) (Н. Е. Щуркова);

- единство двух типов отношений — отношений товарищеского творческого обучения и отношений творческого содружества поколений (И.П. Иванова);

- общечеловеческие ценности (В. А. Караковский);

- направленность личности (3. И. Васильева, М. И. Рожков и др.);

- социально значимые качества личности (М. И. Шилова и др.).



В концепции воспитания школьников может быть выделена ключевая идея. Например: ориентация на личность; воспитание в коллективе; интеграция обучения и воспитания; создание образовательного пространства и др.

В концепции отражаются следующие особенности организации воспитания в образовательной организации:

- ведущий вид деятельности для возраста (например, учеба, игра, труд);

- клубная деятельность;

- система ключевых дел;

- собственная символика и традиции школы;

- методика коллективного творческого воспитания;

- функции институтов социализации и др.

Условия эффективности реализации концепции воспитания конкретны в каждом случае, однако они непременно должны включать такие составляющие, как личность, позиция, деятельность воспитателя; активная деятельность субъекта воспитания; межличностное (в том числе деловое) общение; сотрудничество с другими (наукой, другими учителями и пр.) и др.

Критерии эффективности реализации концепции воспитания отражают содержание воспитания и варьируются в соответствии с Программой воспитания школьников в конкретном образовательном учреждении.

Прогнозируя будущую программу своей деятельности, классный руководитель прежде всего проводит анализ условий воспитательного процесса (факторы глобального мирового порядка, социальные факторы современного состояния развития общества, особенности региона, внутришкольные и классные, микросредовые факторы, особенности жизни и воспитания каждого из учащихся). В результате анализа этих условий классный руководитель определяет конкретные тактические задачи и стратегические цели своей деятельности, которые воплощаются в плане воспитательной работы.

План работы классного руководителяконкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в её общих стратегических направлениях (перспективный план воспитательной работы) и деталях (планы конкретных воспитательных мероприятий).

Этапы составления плана классного руководителя

I этап. Составление характеристики классного коллектива и отдельных воспитанников.

II этап. Изучение общешкольного плана воспитательной работы.

III этап. Формулирование конкретных задач воспитательной работы с коллективом класса на учебный год, определение системы воспитательных мероприятий по различным направлениям воспитательной деятельности (интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной).

IV этап. Обсуждение на классном собрании плана работы, закрепление ответственных за организацию тех или иных мероприятий, распределение поручений активу и отдельным воспитанникам, создание временных органов самоуправления для организации и проведения конкретного коллективного творческого дела.

Структура плана работы классного руководителя

1. Краткая характеристика класса и анализ состояния учебно-воспитательной работы (уровень обученности и воспитанности отдельных обучающихся и коллектива в целом, структура межличностных взаимоотношений, коллективное мнение и т.п.).

2. Воспитательные цели и задачи (формулируются основные, реально выполнимые цели и задачи нового учебного года).

3. Основные направления и технологии деятельности классного руководителя (основное содержание деятельности классного руководителя по различным направлениям воспитания, описание форм, методов, средств воспитательной работы, воспитательных технологий).

4. Координация учебной и воспитательной деятельности учител