Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Трудовое право Российской Федерации. Трудовой договор и Общая характеристика отдельных институтов трудового права






1. Трудовое право: понятие, предмет, источники. Трудовые правоотношения: стороны и основания возникновения

2. Трудовой договор:

а) виды и содержание трудовых договоров;

б) порядок заключения договоров;

в) изменение трудового договора;

г) прекращение трудового договора.

3. Рабочее время и время отдыха.

4. Оплата за труд. Заработная плата.

5. Дисциплина труда (дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность, материальная ответственность).

6. Охрана труда.

7. Трудовые споры.

Методические рекомендации. Трудовое право является самостоятельной отраслью права и представляет собой совокупность устанавливаемых и применяемых правовых норм, которые регулируют трудовые отношения граждан и некоторые другие тесно связанные с ними общественные отношения.

Нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права Российской Федерации, именуются источниками права. Юридическая сила правовых актов о труде зависит от того, каким органом государства принимается тот или иной акт. Студенты, рассматривая первый вопрос, должны уяснить понятия и основные виды источников трудового права, знать коллективно- договорные формы регулирования труда и их значение как источников трудового права. Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу с 1 февраля 2002 года, с октября 2006 года действует в новой редакции. Поэтому студенты при подготовке к вопросам семинарского занятия должны учесть изменения в трудовом законодательстве.

Первый вопрос предполагает рассмотрение понятий «предмет трудового права», «трудовое правоотношение», «субъекты трудового правоотношения». Необходимо также обратить внимание на отличие трудового правоотношения от смежных с ним правоотношений, на трудовую праводееспособность субъектов трудовых правоотношений и на основания возникновения трудовых правоотношений.

Трудовой договор занимает центральное место среди институтов трудового права, и его изучению следует уделить особое внимание. Надо усвоить понятие «трудового договора», его отличительные признаки от смежных договоров гражданского права (авторского, изобретательского, договора подряда и др.), его значение – народнохозяйственное (в обеспечении производства трудовыми ресурсами) и социально-правовое (как юридический акт осуществления права на труд и основание возникновения трудовых отношений).

Известные трудности для изучения представляет вопрос о содержании трудового договора. Нужно обратить внимание на то, какие условия договора относятся к непосредственным, определяемым соглашением сторон, а какие – к производственным, предусмотренным законодательством.

Изучая форму трудового договора, надо иметь ввиду, что соблюдение письменной формы обязательно не только при заключении срочных договоров, но и во всех иных случаях. Однако, если работник с ведома или по поручению работодателя приступил к работе, а договор не был надлежащим образом оформлен, трудовой договор считается заключенным (ст. 67 ГК). Обращаем ваше внимание на то, что заключение письменного договора – это только основание для приема на работу. Прием окончательно оформляется приказом (распоряжением) работодателя, содержание которого должно соответствовать условиям договора.

Рекомендуется обратить внимание на сроки испытания при приеме на работу, их предельные размеры, порядок установления и трудовые последствия, поскольку новый кодекс внес существенные изменения в эту норму (см. ст. 70, 71 ГК). Студентам необходимо усвоить понятие, виды и условия, и правила перехода на другую работу (ст. 72 –74 ГК).

Изучая материал о прекращении трудового договора, нужно проанализировать все пункты ст. 76 –84 ГК и знать условия и порядок увольнения по каждому пункту этих статей. При этом важно понять, в каких случаях допустимо увольнение без согласия профкома, а также для каких категорий работников при их увольнении по инициативе администрации необходимо согласие профкома.

Следует также разобраться в порядке оформления увольнения; кому выплачивается выходное пособие; как формируется запись в трудовой книжке при увольнении.

Рабочее время и время отдыха – эти два понятия находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Раскрывая значение правового регулирования рабочего времени и времени отдыха, студентам надо учитывать, что государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.

Изучая третий вопрос, необходимо прежде всего уяснить понятие рабочего времени и его структуру. Студент должен различать понятия «рабочий день» как рабочее время в течение суток и «нормальный рабочий день» как установленная законом норма рабочего времени в течение того же отрезка времени.

В соответствии со ст. 100 –105 ГК следует изучить режим рабочего времени, проанализировать содержание соответствующих норм, имея в виду, что законодательство регулирует как продолжительность рабочего времени (нормальная и сокращенная), так и виды рабочей недели (пяти – шестидневная). При этом нужно знать, как определяется продолжительность ежедневной работы при пятидневной и шестидневной рабочей неделе. Необходимо также уметь провести различие между понятиями рабочего дня и рабочей смены, указать порядок регулирования рабочих смен и их продолжительность.

Изучая вопрос о сверхурочных работах, необходимо обратить внимание на понятие сверхурочных работ, знать в каких случаях они допускаются, порядок их разрешения и круг лиц, не допускаемых к сверхурочным работам.

При усвоении вопросов о времени отдыха нужно обратить внимание на порядок привлечения отдельных рабочих и служащих к работе в выходные и праздничные дни.

Особое внимание требует изучение вопроса о ежегодных отпусках – основном и дополнительном. При этом следует внимательно рассмотреть виды дополнительных отпусков, знать условия их предоставления и круг лиц, которым предоставляются такие отпуска.

В числе основных прав граждан, закрепленных в Конституции России, предусмотрено право на оплату труда в соответствии с его количеством и качеством. Рассматривая четвертый вопрос, надо уметь показать, как этот принцип отражается в нормах трудового законодательства. Что же касается размера заработной платы он зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессиональных и деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия и максимальным размером не ограничивается. Студентам следует уяснить различные формы оплаты труда, формы материального поощрения работников и порядок определения условий оплаты труда в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, в ночное и вечернее время суток и в некоторых других случаях.

Изучая пятый вопрос, студентам следует усвоить правовые формы регулирования совместного труда на предприятиях, в учреждениях, организациях: правилах внутреннего распорядка, уставы о дисциплине работников и др.

Трудовая дисциплина требует добросовестного выполнения каждым работником своих трудовых обязанностей. В этой связи важное значение имеет закрепление в ТК и др. нормативных документах, регулирующих внутренний трудовой распорядок, обязанностей рабочих, служащих и администрации.

Изучая дисциплинарную ответственность, полезно знать порядок процессуального оформления при наложении дисциплинарного взыскания, а также последствия, наступающие для лиц, на которых налагается дисциплинарное взыскание, порядок снятия взыскания. Нужно также уяснить при наличии каких условий наступает материальная ответственность работника и работодателя, при каких условиях наступают индивидуальная и коллективная материальная ответственность.

При изучении шестого вопроса необходимо уяснить содержание института охраны труда. Нужно различать охрану труда в широком значении – как совокупность социально-экономических, организационно-технических и иных мероприятий в сочетании с правовыми нормами и охрану труда в узком значении – как институт трудового права.

Обеспечение безопасных и здоровых условий труда на производстве возлагается на работодателя. Студенты должны раскрыть права и обязанности работодателя по организации охраны труда, обучению работников, проведению предварительного инструктажа по технике безопасности. Кроме этого, необходимо уяснить права и обязанности работников по соблюдению правил охраны труда, также следует обратить внимание на предусмотренные трудовым законодательством особые правила по охране труда женщин, несовершеннолетних, лиц с пониженной трудоспособностью.

Рассматривая последний вопрос темы, понять сущность трудовых споров будет легче, если изучить причины их появления. Трудовые споры – это неурегулированные путем непосредственных переговоров разногласия между работником и собственником предприятия (уполномоченным им органом) по поводу применения норм трудового законодательства, а также установления новых или изменений существующих условий труда.

Студентам нужно изучить порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров, знать права и обязанности сторон при забастовке и уметь определять, какие споры подлежат рассмотрению в КТС, а какие в судах.

Литература

1. Трудовой кодекс РФ.

2. Трудовой кодексРБ.

3. Комментарии к Трудовому кодексу РФ. – М. Контракт: ИНФРА – 2002 г.

4. Закон РБ «Об охране труда в Республике Башкортостан». – Уфа. – 2001.

5. Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

6. Болдырев В. А., Сысоев В. А. Трудовое право России: Учебник для вузов. – М: Норма, 2006. – 832 с.

7. Охрана труда: Сборник нормативных документов. – М.: МЦФЭР, 2006. – 720 с.

8. Коршунов Ю. Н. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Ю.Н. Коршунов, Т.Ю. Коршунова, М. И. Кучма, Б. А. Шеломов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство: «Экзамен», 2004. – 672 с.

9. Трудовое право России: Учебник / Под ред. Маврика С. – М.: Юристъ, 2002.

10. Сергеев А. В. Основание дисциплинарной ответственности ВМГУ. Сер. 11 «Право», 2005. - № 4. – С. 77-86.

11. Хныкин Г. В. Правовая природа локальных нормативных актов не предусмотренных трудовым законодательством ВМГУ. Сер. 11 «Право», 2005. - № 1. – С. 80-89.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.