Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А н т и т е з и с о м называют положение, которое противоречит тезису.
Различают два вида непрямого доказательства: - апагогическое и - разделительное. Название апагогическое доказательство происходит от греческого слова «apagogе» - вывод. Апагогическое доказательство иногда называют доказательством от противного. В апагогическом доказательстве процесс обоснования тезиса как бы уходит в сторону от поставленной цели. Вместо того, чтобы ссылаться на аргументы, которые прямо подтверждают истинность тезиса, выдвигают суждение, противоречащее тезису, потом из него выводятся следствия, приводящие к противоречию. Это дает основание отбросить антитезис (суждение, противоречащее тезису) и признать истинность тезиса. Стратегіи апагогического доказательства такова. Чтобы обосновать тезис, следует совершить следующие шаги: - выдвинуть антитезис, который временно считается истинным; Из него выводят соответствующие следствия. Если они противоречат действительности, положениям, истинность которых была установлена ранее, то тем самым устанавливается ложность антитезиса и признается истинность тезиса. Например, в теме «Умозаключение как форма мышления» путем апагогического доказательства мы обосоновали логическую корректность, надежность специальных правил фигур простого категорического силлогизма. Обосновывая специальные правила I-й фигуры, мывыдвигали антитезис, положение, противоречащее правилам данной фигуры. Из временно принятых правил мы находили следствия. Однако эти следствия противоречили общим правилам простого категорического силлогизма. Это и вынуждало нас признать логическую надежность специальных правил I-й фигуры. Рассмотрим теперь пример из юридической практики. Нужно оьосновать тезис: «Подозреваемый К. причастен к краже”. Аргументов имеем мало. Поэтому прибегнем к апагогическому доказательству. «Подозреваемый К. причастен к краже» – тезис. «Подозреваемый К. не причастен к краже» - антитезис. Выводим следствия: «Если К. не причастен к краже, то на месте преступления не должно быть его следов. В результате проведенного расследования было установлено, что на месте преступления К. оставил отпечатки пальцев, в квартире К. найдены орудия преступления, в подвале гаража К. найдена часть украденных вещей». Таким образом, наш антитезис отпадает, и мы обязаны признать истинность тезиса. Другим видом непрямого доказательства является разделительное доказательство. Его суть заключается в построении разделительного суждения, одной из частей которого является тезис. Другие структурные элементы данного разделительного суждения несовместимы с тезисом. По форме, или по демонстрации, данный вид доказательства представлен разделительно-категорическим умозаключением. Устанавливая ложность всех несовместимых с тезисом суждений-альтернатив, приходят к истинности тезиса. Схема данного вида доказательства такова: P1, или …, или … Pn, или T Неверно, что P1, …, неверно, что Pn
|