Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы прямого государственного регулирования цен






Государственное вмешательство в ценообразование реализуется на ос­нове сочетания прямых и косвенных методов регулирования цен.

Прямое регулирование цен - административное вмешательство государ­ства в установление действующих цен, участие государства в формиро­вание уровней, структуры и движения цен, установление определен­ных правил ценообразования.

Основные формы прямого регулирования цен:

· общее замораживание цен (применяется при чрезвычайно сильной инф­ляции в экономике) и замораживание цен на отдельные товары;

· установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введе­нии фиксированных цен предшествует процедура определения прибы­ли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечивают отдель­ным предприятиям и гражданам, зарегистрированным в качестве ин­дивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты це­нообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовывать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксиро­ванную цену;

· установление пределов возможного роста цены за определенный триод вре­мени или предельного уровня цены (минимального или максимального). Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению про­изводства;

· установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти;

· установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Органам исполнительной власти на местах разрешено уста­навливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых над­бавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня назван­ных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующий территории;

· декларирование цен. По решению органов исполнительной власти мо­жет вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдель­ные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обя­заны представлять в органы ценообразования декларации относитель­но применяемых цен для заявительной регистрации;

· установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрес­сивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные;

· установление паритетных цен.

Проводя активную ценовую политику, государство может обеспечить прибыльность бизнеса, который невыгоден для чисто рыночного хо­зяйствования. Подобный результат может быть достигнут как путем ис­пользования договорных цен, так и через размещение государственных заказов и закупок.

При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механиз­мы ослабевают и возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные параметры рын­ка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка не имеющими сбыта товарами.

В случае полного отхода государства от участия в формировании цен и их регулирования разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становятся до­статочно неустойчивыми.

Государственное регулирование цен осуществляется также при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен и посредством субсидирования издержек производства.

Наряду с методами прямого регулирования цен государство осуществ­ляет косвенное регулирование, то есть воздействует на процесс цено­образования рядом косвенных мер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.