Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и виды дохода






Доход признается в соответствии со стандартом бухгалтерского учета 5 «Доход». Доходы, полученные от основной и не основной деятельности субъекта, составляют его совокупный доход.

Доход от реализации готовой продукции и товаров приобретенных и оказание услуг определяется по стоимости их реализации, предусмотренный в договоре между его сторонами.

Доход нетто определяется как общий доход за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

Валовой доход определяется как доход нетто за вычетом себестоимости произведений к реализованной продукции.

В СБУ 3 раскрыт механизм получения чистого дохода:

1) доход от основной деятельности;

2) себестоимость реализованной продукции (работ, услуг);

3) валовый доход;

4) расходы периода:

- общие административные расходы;

- расходы на выплату процентов;

- расходы по реализации.

5) доход (убыток) от основной деятельности;

6) доход (убыток) от не основной деятельности;

7) доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения;

8) подоходный налог;

9) доход (убыток) от обычной деятельности после налогообложения;

10) доход (убыток) от чрезвычайных ситуаций;

11) чистый доход (убыток)

Доход - это увеличение активов, либо уменьшение обязательств в отчетном периоде.

Доходы предприятия в зависимости от их характера условий получения и предмета хозяйственной деятельности подразделяются на:

- доходы от обычных видов деятельности;

- прочие поступления (операционные доходы, внереализационые доходы, чрезвычайные доходы).

Доходом от обычных видов деятельности, представляющим интерес для ценообразования, является выручка от продажи производственной и закупленной продукции, поступление, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, а также от предоставления за оплату во временное пользование своих агентов по договору аренды; предоставление за оплату прав, возникающих из патентов на изобретение и других видов интеллектуальной собственности; участие в уставных капиталах других корпораций и других хозяйствующих субъектов.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения определяется либо:

- по методу начисления и предъявления заказчику расчетных документов;

- по методу оплаты - по поступлению денежных средств на счете в коммерческих банках, в кассу предприятия.

Величина выручки от реализации продукции по методу отгрузки в плановых финансовых расчетах определяется по формуле:

(1), где

В - выручка от реализации продукции (работ, услуг) в планируемом периоде;

- изменение остатков готовой продукции на складе на конец планируемого периода по сравнению с началом в продажных ценах;

- изменение остатков товаров отгруженных, на конец планируемого периода, учитываемых по сравнению с началом в продажных ценах;

ТП- товарная продукция в планируемом периоде в продажных ценах.

Величина выручки по методу оплаты в плановых финансовых расчетах определяется по формуле:

(2), где

- изменение остатков отгруженных, но неоплаченных покупателями на конец планируемого периода по сравнению с его началом в продажных ценах.

Основная часть выручки направляется на возмещение затрат, включенных в издержки, т.е. себестоимость реализованных товаров, работ, услуг. Другая часть направляется на уплату налогов, сборов и отчислений, которые не включаются в себестоимость (НДС, акциз и другие).

Третья часть выручки представляет собой доход предприятия до налогообложения, которая после уплаты корпоративного подоходного налога находится в его полном распоряжении и направляется на цели, определяемые, исходя из стратегии развития предприятия.

 

2. Прибыль предприятия (фирмы): сущность, виды, методы планирования

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе пред­принимательской деятельности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает фор­му прибыли.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятель­ности обеспечивает потребности самого предприятия, его работ­ников и государства в целом. Поэтому важно определить состав об­щей валовой (балансовой) прибыли предприятия и ее величину в абсолютном выражении.

Общая (валовая) прибыль планируется раздельно по всем видам:

• прибыль от реализации товарной продукции;

• прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

• прибыль от реализации основных фондов и другого имущества;

• прибыль от внереализационных доходов и расходов.
Основными методами планирования прибыли являются:

• метод прямого счета;

• аналитический метод;

• метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между вы­ручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле

П = (В х Ц) - (В х С), где В — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в

натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции. Прибыль по товарному выпуску (ПТП) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого пе­риода:

Птп = Чтп - Стп'

где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, тор­говых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость товарной продукции планируе­мого периода (рассчитывается в смете затрат на произ­водство и реализацию продукции).

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товар­ный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой про­дукции. Прибыль на реализуемую продукцию (П) рассчитывается по формуле

где Вп — планируемая выручка от реализации продукции в дей­ствующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбыто­вых скидок);

Сп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем пе­риоде продукции.

Так как объем реализуемой продукции предстоящего планово­го периода в натуральном выражении определяется как сумма ос­татков нереализованной продукции на начало планируемого пе­риода (Пон) и объема выпуска товарной продукции в течение пла­нируемого периода (Птп) без остатков готовой продукции, кото­рые не будут реализованы в конце периода (Пок), то расчет пла­новой суммы прибыли от реализации продукции производится по формуле

прп = пон + птп - пок.

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реа­лизуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль сум­мируется по всем ассортиментным позициям. К полученному ре­зультату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не Реализованных на начало планируемого периода.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как до­полнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влия­ние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех по­следовательных этапов:

• определение базовой рентабельности как частного от де­ления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себе стоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

• исчисление объема товарной продукции в планируемом пе­риоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

• учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен

и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяет­ся, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятель­ности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

Кроме изложенных способов планирования прибыли — мето­дом прямого счета и аналитическим — существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года опре­деляется методом прямого счета, а воздействие на плановую при-

быль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помо­щью аналитического метода.

В соответствии с СБУ 3, 5 чистый (нераспределенный) доход предприятия определяется следующим образом: выручка от реализации продукции (работ, услуг) минус косвенные налоги =доход от реализации. Доход от реализации минус себестоимость = валовый доход. Валовый доход минус расходы периода = доход до налогообложения. Доход до налогообложения минус корпоративный подоходный налог (30%) = чистый (нераспределенный доход).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.