Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы кейсов и их структурный анализ






Существует множество определений кейса, в большей или меньшей степени похожих друг на друга. Рассмотрим некоторые из них.

1. Кейс — это история, повествующая о некоторых событиях, в ре­зультате которых перед участниками вставал выбор между нескольки­ми альтернативами возможного поведения. Имеющиеся альтернативы по-разному оцениваются участниками событий, исходя из их интере­сов, ценностных ориентации и взглядов на жизнь.

2. Кейс — это описание реальной ситуации, в которой менеджер или чиновник (лицо, принимающее решение, — ЛПР) должен при­нять решение. При этом в кейсе может содержаться неполная или про­тиворечивая информация о ситуации, а также различные оценки ситу­ации действующими лицами.

3. Кейс — это описание реальной ситуации, имевшей место в про­шлом, которая обнаруживает проблему и необходимость ее выявле­ния, анализа и решения.

Таким образом, исходя из представленных определений, можно сделать вывод, что в самом общем виде кейс включает следующие со­ставные компоненты:

• описание ситуации;

• наличие конфликта интересов или проблемы;

• наличие нескольких альтернативных вариантов поведения.

Кейс по социальной работе представляет собой описание некоторой ситуации (проблемы), с которой сталкива­ется организация, а главными действующими лицами являются социальные работники. Изучение кейсов такого рода, как правило, предполагает оценку ситуации и в некоторых случа­ях принятие того или иного решения, учитывающего широкий круг экономических, правовых, институциональных, пове­денческих и ценностных аспектов проблемы.

 

 

Сравнительный анализ методики изучения кейсов и

традиционных академических методов

1. Традиционные методы ориентированы на изучение чего-то, а ме­тод «кейс-стади» (наряду с другими интерактивными методами) ори­ентирован на научение чему-то, то есть в рамках традиционного под­хода сердцевиной учебного процесса является передача определенного набора знаний студентам, в то время как метод изучения кейсов выяв­ляет, какие дополнительные возможности открываются перед студен­тами в результате того, что они чему-то научились.

2. В традиционных методах упор делается на анализ причинно-следственных связей, а метод «кейс-стади» предполагает созидание, достижение результата. Таким образом, если взгляд в традиционных методах обращен в прошлое, то в методе «кейс-стади» он направлен в будущее. Студенты учатся ставить цели, искать пути их достижения, предвидеть возможные последствия.

3. В методе «кейс-стади» важен сам процесс получения знаний, так как в его ходе студенты приобретают большое количество навыков и умений, тогда как в традиционных методах важен, как правило, только конечный результат.

4. Другое различие заключается в том, на какие результаты нацелен тот или иной метод. Соотношение традиционных методов и метода «кейс-стади» по этому параметру представлено на схеме.

5. Также различна и роль преподавателя. Если в рамках традицион­ной лекции преподаватель сначала изучает, анализирует и интерпрети­рует исходный материал, а затем преподносит его учащимся, то есть его роль — роль наставника, ментора. То применение методики «кейс-ста­ди» предполагает, что анализ и интерпретация материала производится самими учащимися. Они также имеют возможность взаимодействовать друг с другом, работая в малых группах и участвуя в дискуссии. Роль преподавателя в данном случае заключается в направлении и коорди­нации этих взаимодействий в соответствии с поставленными образова­тельными целями. Он должен: ставить задачи, предоставлять информа­цию (кейс), поощрять инициативу и взаимодействие, выявлять успехи и исправлять ошибки.

Ниже представлено схематическое сравнение методик на основе взаимосвязей между преподавателем (П), учащимся (У) и изучаемым материалом (М).

 

Образовательные цели применения

метода изучения кейсов

Практически во всех изданиях по методологии написания и препо­давания кейсов особое внимание уделяется тому, какие именно знания и навыки приобретают студенты, при обучении которых используется эта методика. Например, Дж. Кеннет Матейка и Томас Дж. Чоссе вы­деляют восемь образовательных целей, поставленных и достигаемых с помощью применения метода изучения кейсов.

1. Более активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Кейсы представляют собой реальные ситуации (или ситуации вымышленные, но реалистичные), а следовательно, студенты вовлекаются в решение актуальных задач и проблем, что вызывает гораздо больший интерес и мотивацию к участию, нежели изучение абстрактных проблем, дале­ких от реальности.

2. Формирование у студентов умения воспринимать себя, как лицо, принимающее решения (ЛПР). Изучая реальные ситуации, студенты ассоциируют себя с лицом, принимающим решения и несущим ответ­ственность за них. Это позволяет развить более глубокое осмысление и понимание проблемы на психологическом уровне.

3. Совершенствование у учащихся навыка применять теоретические знания для решения реальных проблем. «Кейс-стади» является одновре­менно и методом получения знаний, и методом применения знаний, по­лученных на более ранних этапах. Кейсы помогают учащимся понять взаимосвязь между теорией и практикой, выработать собственные мето­ды и модели использования накопленного теоретического материала.

4. Приобретение и совершенствование навыков принятия реше­ния. Процесс принятия решения состоит из нескольких компонентов, таких как анализ проблемы, сбор данных, выработка и оценка альтер­натив решения и собственно принятие решения — все эти навыки со­вершенствуются при использовании методики «кейс-стади». Постоян­ная практика принятия решения даже на таком, «игровом», уровне развивает у учащихся уверенность в себе и в своей способности выби­рать лучшую альтернативу из возможных в условиях временных и ин­формационных ограничений.

5. Развитие аналитических способностей и умения давать объектив­ную оценку ситуации.

6. Приобретение навыка прогнозировать последствия принятого решения.

7. Развитие навыка групповой кооперации и умения работать в ко­манде. Методика изучения кейсов предполагает работу в малых груп­пах, а следовательно, студенты узнают, как наиболее эффективно рас­пределять обязанности и организовывать процесс работы группы.

8. Развитие изобретательности и инициативности. Изобретатель­ность и инициативность развиваются вследствие необходимости дейст­вовать в условиях временных и информационных ограничений, а также особой атмосферы соревновательности (между несколькими малыми группами), которая рождает в учащихся стремление быть лучшими.

В других методологических пособиях в основном рассматриваются аналогичные аспекты, по-разному структурированные, среди них осо­бый интерес представляет собой «таксономия образовательных целей Блума», подход, предполагающий иерархиезированную классификацию целей, достигаемых применением методики изучения кейсов, по следу­ющему принципу: «каждая следующая категория целей включает в себя более сложные поведенческие аспекты, нежели предыдущая категория».

В таксономии Блума образовательные цели разделены на две ос­новные группы: когнитивные (классифицированы интеллектуальные характеристики) и психоэмоциональные (классифицированы уровни эмоционального восприятия, чувствования).

В основании иерархии когнитивных целей лежит процесс позна­ния. Согласно Блуму, познание это способность запоминать кон­кретные факты или абстрактные принципы и воспроизводить их в дальнейшем. Второй уровень — усвоение, которое характеризуется способностью понимать и интерпретировать полученную информа­цию. Третий уровень предполагает применение знаний, то есть их экс­траполяцию, что означает способность двигаться от частного к общему и на основе конкретных фактов выводить законы и принципы более общего порядка. На следующем уровне расположен анализ, так как он предполагает работу с информацией, то есть ее разложение на состав­ные части, выявление взаимосвязей между ними, глубокое понимание структуры текста и его смысла. Пятый уровень — это синтез, предпола­гающий построение нового целого из имеющихся составных частей — это может быть изложение имеющейся информации в иной форме с другой расстановкой акцентов, взгляд на события или отношения, описанные в тексте, с другой точки зрения или создание новой цепоч­ки взаимосвязей и выведение новых абстрактных законов. Последний, шестой уровень представлен оценкой — то есть вынесением суждений относительно имеющейся информации. Оценки могут быть качест­венными или количественными, основанными на внутренних взаимо­связях или с привлечением внешних данных, исходя из общепринятых критериев или критериев, разработанных самим студентом примени­тельно именно к данному случаю. По мнению Блума, кейсы позволяют развить и усовершенствовать все перечисленные когнитивные харак­теристики обучения. Особенно полезны кейсы для развития способ­ностей к анализу, синтезу и оценке информации.

Цели психоэмоционального спектра также иерархиезированы в по­рядке нарастания их важности для индивида. Первый уровень — вос­приятие — предполагает, что учащийся готов уделить внимание инфор­мации. Второй уровень — реакция, — то есть наличие у студента достаточной заинтересованности в материале, для того чтобы появилось желание работать с ним. Далее — осознание значимости, — что означает восприятие информации, а также содержащихся в ней ценностных ка­тегорий, как важных и значимых для индивида. По мнению Блума, су­ществует два уровня осознания значимости: первый — простое восприя­тие ценностей в том виде, в котором они представлены, второй — придание особой важности представленным ценностям по сравнению с другими и их активная поддержка. Если информация содержит множе­ство ценностных категорий, студент приобретает навык их структуриро­вания и построения целой системы ценностей. Этот уровень Блум опре­деляет как организацию. Последний уровень психоэмоциональных целей — характеризация — означает, что студент способен, исходя из построенной им ценностной системы создать новую картину мира, сво­его рода персональную философию жизни. Кейсы, как полагает Блум, содержат не только фактическую информацию, но и оценки и ценности участников описываемой ситуации, которые становятся основой для создания студентами собственных ценностей и своего взгляда на мир.

В целом, образовательные цели использования методики «кейс-стади», можно представить следующим образом:

 

Когнитивные характеристики Характеристики Учебного процесса Психоэмоцио- нальные харак- теристики Коммуникатив- ные характе- теристики
Аналитические способности (аналитиче- ское мышление) Способности сопоставле- ния (синтези- рования) данных и оценивания их •Более активное вовлечение учащихся •Поощрение инициативы и изобретатель- ности   •Навык приме- нения теорети- ческих знаний к реальным ситуациям •Независимое мышление •Групповая кооперация •Уверенность в себе • Применяемая методика ролевой игры   развивает эмпатию и степень вовлечения •Построение собственной системы цен- ностей и взгля- да на мир •Способность четко и ясно высказывать свою точку зрения •Способность логично   выстраивать цепочку аргументов •Способность слушать, возражать или поддерживать чужую точку зрения
1. Выявление проблемы 3. Анализ проблемы и причин ее возникновения 1. Сбор информации и оценка ее релевантности 4. Сопоставле- ние данных. Установление причинно- следственных связей
5.Разработка альтернатив и принятие решения

 

Среди достоинств метода можно выделить развитие у студентов креативности и ситуативного мы­шления. На основе изучения ситуации в некоторой организации с заданными параметрами, касающимися корпоративной политики и внутренних процедур, применяемых в данной организации, студенты разрабатывают план действий для разрешения некой проблемы, кото­рый должен, с одной стороны, соответствовать заданным параметрам, а с другой, привести к решению проблемы.

Итак, начиная применять кейсы в учебном процессе, необходимо в первую очередь определить, какие образовательные цели вы хотите до­стичь, используя данную методику.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.