Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод изучения кейсов в России






В России впервые начали говорить о методе изучения кейсов в конце 60-х — начале 70-х гг. Первые попытки внедрения метода были сделаны на экономическом факультете МГУ в конце 70-х гг. Однако в то время метод не нашел широкого применения. Скорее всего, это было связано с двумя основными причинами: сильная приверженность преподавателей вузов традиционным методикам преподавания академических курсов (лекции, семинарские занятия), а также затрудненность доступа к ин­формационным источникам (статистические данные, интернет).

Новая волна интереса к методу «кейс-стади» появилась в середине 90-х гг.

В 1992 году был внедрен крупный образовательный проект по обоб­щению опыта преподавания на основе изучения кейсов, который был инициирован Национальным фондом подготовки финансовых и уп­равленческих кадров. В рамках проекта было создано профессиональ­ное сообщество в составе преподавателей и научных сотрудников Го­сударственного университета управления, Академии менеджмента и рынка, Школы бизнеса МГУ, Калининградской международной шко­лы бизнеса. В период с 1992 по 1996 гг. ими были организованы первые семинары и тренинги для преподавателей вузов по основам ситуаци­онного обучения и технологии написания кейсов. Был издан также ряд методических пособий, посвященных данному методу. Однако метод «кейс-стади» на практике использовался не часто. Говорить о его сис­тематичном применении в обучении государственному управлению вообще не приходилось.

В настоящее время, несмотря на то что метод изучения кейсов при­знан эффективным многими российскими вузами, большинство экспер­тов в области образования по-прежнему считают, что его использование имеет смысл только в сочетании с традиционными образовательными методиками. Обычно рассуждают о том, что «кейсы» хороши и уместны в тех случаях, когда они подтверждают экономические и социологические теории, без изучения которых подготовить грамотного специалиста не­возможно.

Процесс внедрения методики изучения кейсов в российских вузах тормозит также и то, что рынок кейсов в России находится пока только в стадии формирования, в то время как в США один только Гарвард­ский университет ежегодно производит более 7500 кейсов. В Европе также существуют специализированные организации, объединяющие многие крупные европейские университеты и занимающиеся создани­ем и распространением кейсов, например, созданный в 1991 году European Case Clearing House.

Тем не менее, в России появились организации, целью которых яв­ляется разработка и распространение информации о существующих современных методах образования. Так, Международный центр учеб­ных материалов (МЦУМ) — негосударственный образовательный фонд, который учрежден Национальным фондом подготовки финан­совых и управленческих кадров, в ряду прочих ставит перед собой за­дачу создания базы кейсов, а также разработки эффективной системы их распространения и использования в учебном процессе. Центр ак­тивно привлекает авторов кейсов к сотрудничеству и проводит много­численные конференции и семинары, посвященные этой тематике.

Попытка внедрить методику «кейс-стади» была также предпринята в Институте государственной службы Государственного университета управления (ГУУ). В 2000 году ГУУ, при поддержке Фонда «Открытое общество», выступил инициатором проведения конкурса на лучшую инновационную программу. Сотрудники ГУУ разработали общую концепцию конкурса, технологию отбора программ. Был отобран ряд муниципальных и региональных программ, которые вошли в выпу­щенное в 2000 году сотрудниками Института госслужбы В. В. Лобано­вым и Е. А. Михайловой учебное пособие «Государственные и муни­ципальные программы. Кейсы». Книга представляла собой сборник кейсов по муниципальному управлению. Кроме того, она содержала краткое описание методики «кейс-стади». В 2002 году состоялся новый конкурс инновационных программ и вышло новое издание учебного пособия с кейсами.

Кейсы, содержащиеся в учебном пособии, посвящены региональ­ным и муниципальным программам. Иными словами, область их при­менения связана исключительно с программно-целевым управлением и касается только местного уровня управления. Как правило, кейсы содержат краткое описание целевой программы, характеристику му­ниципалитета или региона, в котором она применяется, и вопросы для анализа программы (с особым акцентом на определение инновацион­ного характера программы). Иногда, кроме оценки текста программы и результатов ее применения, студентам предлагается дать рекоменда­ций по улучшению тех или иных аспектов программы.

Итак, первые шаги по внедрению методики изучения кейсов уже предприняты. Однако основной областью применения методики про­должают оставаться бизнес-управленческие дисциплины. Именно по­этому остро ощущается необходимость разработки методик подготов­ки и использования кейсов в учебном процессе, и непосредственного создания кейсов по большинству проблем, изучаемых в политологии и государственном управлении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.