Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метода изучения кейсов






Объектно и субъектноориентированные кейс-технологии

В социальной работе

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ КЕЙСОВ

История возникновения и развития метода изучения кейсов, или «кейс-стади» (case study method), насчитывает тысячелетия. Еще в глу­бокой древности шаманы и старейшины собирали людей своего пле­мени у костра и рассказывали притчи, легенды, басни. Традиции уст­ного народного творчества сопровождают практически все известные нам культуры. Однако, что общего имеют мифы и легенды с методикой «кейс-стади»? Как утверждает профессор Университета Миннесоты Стив Р. Симмонс, «иносказания и басни были не только развлечени­ем, но выполняли задачу более высокого порядка — а именно — обра­зовательную». По мнению профессоров Гарвардского университета Гарвина и Кристенсена, медитацию также можно отнести к одному из древнейших видов кейсов, так как она в сущности представляет собой «экспериментальный метод погружения».

Дальнейшим развитием метода «кейс-стади» можно считать совер­шенствование древнегреческих традиций «сократической дискуссии», или, иными словами, обсуждения различных жизненных ситуаций. Изначально возникнув как способ решения важнейших философских вопросов, «сократическая дискуссия» быстро нашла применение в качестве учебной методики в образовательных учрежде­ниях Древней Греции.

Всеобщее распространение методика изучения кейсов получила в XX веке. В первую очередь, она стала активно применяться в юриспруденции, затем перешла в управленческие и другие дисциплины. Разви­тие и совершенствование метода изучения кейсов неразрывно связано с появлением Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School).

Идея создания нового факультета в Гарвардском университете воз­никла не случайно. Уже с середины XIX века многие бизнесмены и представители академических кругов заявляли о необходимости выде­ления бизнес-образования, которое до тех пор существовало в виде разрозненных курсов в рамках учебных программ различных факуль­тетов. Но только в 1908 году профессор Мелвин Т. Коупленд добился признания властями факта необходимости преподавания бизнес-уп­равления в университете и как следствия — необходимости создания нового факультета. Так была создана Гарвардская школа бизнеса.

Вскоре после основания нового факультета, его преподавателями был выдвинут ряд новаторских идей относительно методики и техники преподавания, в том числе неоднократно звучал тезис о более актив­ном вовлечении студентов в учебный процесс путем инициирования дискуссий и научных споров. Сначала это были дискуссии, предметом которых становилась некая гипотетическая проблема (ситуация). За­тем в университет стали приглашать практиков, которые рассказывали о реально существующих управленческих проблемах и путях их реше­ния. Студенты должны были выполнить письменное задание, которое предполагало описание ситуации, анализ сущности проблемы и ее причин, а также их видение альтернативных путей решения описан­ной проблемы. Далее следовала дискуссия, которая заканчивалась принятием на основе высказанных мнений того или иного решения. Эти дискуссии стали прологом к возникновению методики «кейс-ста­ди» в том виде, в котором она существует и по сей день.

Пионером внедрения и развития метода можно по праву считать первого декана Гарвардской школы бизнеса Мелвина Т. Коупленда, который вместе с группой преподавателей подготовил учебное посо--бие, представлявшее собой сборник кейсов по различным тематикам. Эта книга вышла в 1921 году. Под его руководством Бюро исследова­ния бизнеса, созданное в начале 20-х годов, стало центром совершен­ствования методологии написания и использования кейсов в учебном процессе. Кроме того, сотрудники Бюро непосредственно готовили тексты кейсов. Как правило, по форме новые кейсы напоминали те, которые использовались для подготовки юристов. Подготовка кейсов и отработка методики преподавания осуществлялась тремя исследова­телями, работа велась под контролем — Мелвина Т. Коупленда, руководителя Бюро. В ходе работы были установлены стандарты написа­ния, правила оформления и критерии оценки эффективности кейсов. Всего было подготовлено более 200 кейсов.

Правила составления кейсов Бюро исследования бизнеса:

1. Если возможно, то проблема должна быть поставлена в первом па­раграфе.

2. Поставленная проблема должна пронизывать весь кейс.

3. Предоставьте относящийся к проблеме фактический материал.

4. Кроме того, предоставьте другую информацию для того, чтобы бо­лее точно описать ситуацию. Невыясненных и непонятных момен­тов остаться не должно.

5. Хорошо написанное начало кейса — залог его эффективности.

6. Каждый факт, описанный в кейсе, должен соответствовать общей проблеме кейса.

7. Формальные правила подготовки кейса не должны превалировать над его основной целью — вовлечение студентов в процесс обучения.

8. Не рассчитывайте на то, что студент воспользуется всей предостав­ленной информацией.

В 1925 году функции по развитию и внедрению новой методики пе­решли к преподавателям Гарвардской школы бизнеса, которые стали сами разрабатывать кейсы для своих учебных курсов. Дело в том, что попытка нового декана Школы бизнеса Донхэма побудить других пре­подавателей использовать кейсы, подготовленные в Бюро, наткнулась на их сопротивление. В результате разработка кейсов стала составной частью подготовки учебных курсов преподавателями Школы.

В то же время в Гарварде возникла идея привлекать выпускников магистратуры (имеется в виду программа MBA — Master of Business Administration), которые в течение одного-двух лет после окончания учебы работали вместе с профессорами факультета над написанием кейсов. Это ускорило процесс создания кейсов и повысило эффектив­ность работы вследствие того, что у выпускников было больше време­ни и возможностей для проведения «полевых исследований» с целью сбора необходимых данных. Однако выяснилось что, для того чтобы писать кейсы приемлемого уровня, выпускникам недостаточно зна­ний, которые они получили, анализируя кейсы в процессе своего обу­чения. Следовательно, возникла необходимость в разработке специ­альных тренингов для них.

Так сформировались группы преподавателей, перед которыми бы­ла поставлена задача разработать более совершенную методологию на- писания кейсов. В итоге была создана программа «Written Analysis of Cases», в рамках которой проводились многочисленные конференции и форумы по обмену опытом между различными университетами США, а впоследствии и Европы. Создавались также межуниверситет­ские комиссии по оценке кейсов и систематизации накопленного ме­тодологического опыта.

. Все эти мероприятия привели к тому, что в настоящее время «кейс-стади» активно используются практически во всех дисциплинах, изу­чаемых в высших учебных заведениях США, а также являются неотъ­емлемой частью всех учебных курсов и тренингов для управленческого персонала. В США и Европе существует ряд центров по разработке кейсов. Среди них можно назвать: Гарвардскую школу бизнеса, Шко­лу управления Кеннеди, Стенфордский университет, Школу бизнеса Чикагского университета, Университет Колумбии, Университет Вир­джинии, Школу бизнеса Ричарда Иви Университета Онтарио, Универ­ситет Крэнфилд в Великобритании, Лондонскую Школу Бизнеса, Университет Нотр-Дам во Франции и др.

В среднем, в высших учебных заведениях США «кейс-стади» со­ставляют 30—40% учебного времени. В бизнес-школе Чикагского уни­верситета на долю кейсов приходится 25% времени, в бизнес-школе Колумбийского Университета — 30%. Лидером по количеству часов, отводимых занятиям по этому методу, является его первооткрыватель — Гарвардский университет. В среднем, студент Гарвардского универси­тета анализирует в течение учебы до 700 кейсов.

Одновременно с совершенствованием методологии написания и использования кейсов в учебном процессе эволюционировали и сами представления о сущности метода и его задачах. В эволюции этих представлений можно выделить три основных этапа:

Первый этап. До 40-х годов XX века метод изучения кейсов исполь­зовался исключительно с целью развития у студентов способности вы­являть и разрешать ту или иную проблему. Предполагалось, что для этого студенты должны владеть теоретическими знаниями в области, к которой относится проблема, на достаточно высоком уровне. Таким образом, метод рассматривался как вспомогательный по отношению к теоретическим учебным курсам.

Второй этап. 40-е — 60-е годы XX века ознаменовались отказом от существовавших представлений о способах применения метода. Ме­тод изучения кейсов стали рассматривать как способ приобретения знаний и начали применять на всех этапах обучения — от этапа восприятия информация до этапа ее интерпретации наравне с теоретическими курсами.

Третий этап (с 60-х годов по настоящее время) — характеризуется более глубоким изучением особенностей метода, его преимуществ, не­достатков и пределов применения. В частности, было выявлено, что использование метода изучения кейсов не только развивает в студен­тах способность к определению и поиску решения проблемы, но и спо­собность участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, уме­ние слушать и воспринимать мнения других, а также ряд других важных характеристик психо-эмоционального характера. На этом этапе кейс стал представлять из себя нечто большее, чем просто метод обучения. По мнению Майкла Фратантуоно, автора статьи «Оценивая методику «кейс-стади», он позволяет создать благоприятную обуче­нию и восприятию информации атмосферу, развивает инициативу, за­ставляет поставить себя на место практика и думать, как он. Иными словами, кейс создает определенный социальный контекст, который облегчает процесс обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.