Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комедия тогата. Литературная ателлана






Тогатой в Риме называли комедию, в которой действующие лица выступали в тоге (верхняя мужская одежда римских граж­дан).

Появление новой комедии было связано с переменами в об­щественно-политической жизни Рима. В результате своих завое­ваний Рим объединяет к середине II в. до н. э. Средиземно­морье п превращается из небольшой земледельческой общины, какой он был еще около 300 г. до н. э., в огромное рабовладель­ческое государство. Все это способствует росту общественного сознания среди римских граждан. В литературе и театре воз­никает потребность иметь такую комедию, которая сбросила бы греческий плащ и давала непосредственное отражение рим­ской жизни.

Действующими лицами тогаты выступают «маленькие люди» деревни и города: крестьяне и разного рода ремесленники — сапожники, сукновалы, портные, цирюльники, пекари и т. п. В этих комедиях даются образы женщин — не рабынь и не гетер. Это жены, дочери, сестры.

Выдающимися представителями тогаты были Титиний, Афраний и Апт а, писавшие в конце II — начале I в. до н. э. От их произведений дошли до нас лишь около 600 отдель­ных строк, но мы знаем, что пьесы этих драматургов высоко оценивались не только современниками, но и в более позднее время.

Действие тогат происходило обычно в каком либо италий­ском городке. Персонажи носили латинские имена или называ­лись по своим ремеслам. Крупные общественные и политиче­ские вопросы, по-видимому, не занимали авторов тогаты. Мим тоже с давних пор был известен п римском обществе. Однако особенно он распространился в конце периода респуб­лики. Актеры выступали в мимах без масок, и это открывало широкий простор для искусства мимической игры. Женские роли исполнялись женщинами Актеры мимов играли босиком или надевали на ноги только гонкие подошвы, так что казались босыми. Поэтому исполнителей, мимов называли босоногими.

Содержанием мимов были жизнь и быт столичного плебса. В мимах изображались плутовство, судебное крючкотворство, но еще чаше нарушение супружеской верности. (Застигнутого врасплох любовника уносят в сундуке, чтобы он не попался на глаза обманутому мужу.)

Большую роль играли в мимах всякого рода брань и побои. Существенной частью их были танцы под аккомпанемент флей­ты. Судя по свидетельствам современников, границы пристойного нарушались в миме чаще, чем в других видах комедии.

Нередко в мимах допускались и выпады против властей, с одо­брением встречавшиеся зрителями. Демократические тенденции мима наряду с участием в нем женщин немало способствовали утверждению его на римской сцене в I в. до н. э.

СЕНЕКА

/. Жизненный путь. 2. Философские сочинении. 3. Драматургия

Уча, мы учимся. Сенека

Сенека был одной из самых колоритных литературных фи­гур «серебряного века». В его личной судьбе отчетливо отразил­ся драматизм эпохи. Философ, поэт, драматург, лицо, прибли­женное к сильным мира, он по-своему мог бы служить иллюстрацией к формуле Герцена: «История в человеке».

/. Жизненный путь

РАННИЙ ПЕРИОД. Луций Анней Сенека (младший) (Lucius Anneus Seneca Minor) явил пример выходца из провинции, до­стигшего влияния и славы в Риме. Точный год его рождения не­известен. Детские годы прошли в италийском городе Кордубе. Семья была состоятельной, высокоинтеллигентной. Отец, Сене­ка старший (Seneca Major) (ок. 55 г. до н.э. — ок. 40 г. н.э.), как уже писалось, был известным ритором, автором написанного в глубокой старости труда «Образцы, отрывки и оттенки различ­ных ораторов и риторов» (Oratorum et retorum sententin dioisiones colores) в 11 книгах, и сын пошел по стопам родителя. Но силь­нее, чем красноречие, будущего писателя пленяла философия; этому способствовали отменные педагоги. Среди них был Соти-он, приверженец учения Пифагора; одно из его положений заклю­чалось в уклонении от чрезмерных чувственных удовольствии и вегетарианском образе жизни. Некоторое время Сенека практи-

ковал вегетарианство. Но самым сильным его увлечением стала философия стоицизма. В дальнейшем ее идеи Сенека станет раз­вивать и преломлять как в специальных, так и в художественных сочинениях. Полунин отменную подготовку, Сенека приезжает в Рим, выступает в судах в качестве адвоката. Позднее получает должность квестора, т.е. должностного лица, ведавшего казной и выполнявшего административные функции. Постепенно Сенека втягивается в политическую жизнь, блистает как оратор в сенате.

ССЫЛКА И ВОЗВРАЩЕНИЕ. С этого времени в его судьбе на­чинаются резкие перепады. Император Калигула, человек не­уравновешенный, сумасбродного нрава, претендовавший на лавры первого оратора в Риме, усматривает в Сенеке чуть ли не конкурента. Жизнь Сенеки оказалась в опасности. Тучи над го­ловой философа отчасти рассеялись после убийства Калигулы, когда на престол был возведен Клавдий, не столь свирепый, как его предшественник. Но Сенеку Клавдий не любил; философу инкриминировали то, что он состоял в связи с сестрой Калигу­лы Юлией Ливиллой. Видимо, не последнюю роль в интригах против Сенеки сыграла жена Клавдия, Мессалина, женщина не только распутная, но и коварная. В итоге, в 41 г. Сенека срав­нительно счастливо отделался тем, что был сослан на пустын­ный остров Корсика, где провел восемь лет.

Как и Овидий, Сенека отправлял из ссылки слезные письма, не имевшие действия. После казни Мессалины, новая, четвер­тая по счету жена Клавдия, Агриппина, ненавидевшая свою предшественницу на императорском ложе, вернула изгнанника в Рим. Получил Сенека и престижную должность претора, по­мощника консула. Но самым существенным оказалось то, что Агриппина выхлопотала для бывшего изгнанника место воспи­тателя своего сына Нерона.

При прямом участии Агриппины в 54 г. н.э. Клавдий был отравлен. На престол вступил его пасынок, сын Агриппины Нерон. Это был звездный час Сенеки, который к тому моменту имел пятилетний стаж общения с будущим императором в ка­честве его педагога. Сенека был незамедлительно осыпан поче­стями, подарками, но и сам не остался в долгу перед Нероном, своим благодетелем. Во время пышных похорон Клавдия Не­рон произнес «Слово об усопшему, написанное Сенекой. Оно,

в духе сложившейся обрядности, состояло из приторно-лице­мерного восхваления Клавдия и тонкой лести по адресу того, кто пришел на смену усопшему.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.