Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новоаттическая комедия.






Самый термин «новоаттическая комедия» указывает на два важнейших обстоятельства: во-первых, эта жанровая разновид­ность рождена новой исторической эпохой; во-вторых, она от­лична от древнеаттической комедии. Последняя, представленная Аристофаном, носила отчетливо выраженный политический, со­циальный, тенденциозный характер. «Средняя» комедия, пере­жившая расцвет в IV в., до нас практически не дошла. Взлет но­воаттической комедии — III в до н.э.

ОСОБЕННОСТИ ТЕМАТИКИ. Эта — комедия бытовая, любов­ная, семейная. Известное в античной эстетике истолкование ис­кусства как «воспроизведения жизни», т.е. бытовой повседнев­ности, применимо к новоаттической комедии. Она близка некоторым «трагедиям интриги». Еврипида, популярность ко­торого начинает расти с эпохи эллинизма, в частности Новоат­тической комедии чужда сатира на пороки общества, равно как и арисгофановская буффонада, фантастика, грубые шутки, ве­селье. Эта разновидность комедии, как можно судить, являла довольно щедрый пласт литературных образов и была представ­лена почти пятью десятками авторов; однако подавляющее бо­льшинство их произведений утрачено.

Главный акцент в новоаттической комедии сделан на психо­логической характеристике персонажей, показанных обычно в семейной сфере.

ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ И СЮЖЕТОВ. При этом, как мож­но судить по немногим уцелевшим произведениям, фрагментам, а также переделкам греческих оригиналов, выполненных рим­скими комедиографами, для комедии подобной жанровой раз­новидности характерен определенный набор устойчивых сюже­тов и ситуаций. Это попытки юноши вызволить свою возлюбленную, оказавшуюся в лапах сводника; участь подкину­того младенца, родившегося вне брака; отношения родителей и детей; соперничество между сыном и стариком-отцом; ревность и другие перипетии любовных коллизий. Указанные мотивы были намечены уже Еврипидом (соединение разлученных супру­гов, брата и сестры, узнавание подкинутого ребенка и др.). Не­редко новоаттическая комедия строилась на увлекательной инт­риге.

Названным сюжетным типам соответствовали и некоторые закрепленные типы, или маски. В их числе были: «сводник», алч­ный и грубый; «сводня», старуха-пьяница; «юноша», обычно беспомощный, пылко влюбленный и страдающий от недостат­ка средств; «старик», отец юноши, нередко охотник до молоде­ньких девушек; «девушка», ставшая живым товаром сводника; «гетера», многоопытная, знающая, как выманивать деньги; «хвастливый воин», наемник, беспардонный бахвал, фантазер по части мнимых побед как на поле боя, так и над женскими сердцами.

Известны такие мастера новоаттической комедии как Дифил и Филемон; но в истории литературы остался прежде всего Ме­нандр (ок. 342—292 г. до н.э.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.