Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






REAL методика






На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий, это знание метода, которым они были сделаны. Г. Лейбниц

Биологически адекватная релаксационно-активная (REAL) методика[24] представляет собой интеграцию скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является мотивация целостных динамичных мыслеобразов по учебной дисциплине и формирование навыков инструментальной работы с ними на основе специальных законов психики человека и законов образования. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся, активизации творческих способностей и экономия мышления.

REAL (релаксационно-активная) методика впервые ставит двухуровневую цель преподавательской деятельности:

1) научение учащихся методике мышления мыслеобразами,

2) формирование системы мыслеобразов по конкретной учебной дисциплине. REAL-методика - это кратчайший путь учёбы.

REAL-методика объективно, субъективно, физиологически и психологически работает на формирование метода мышления мыслеобразами. Осознанное, систематическое применение ассоциативных образов во всех дисциплинах школьного цикла создаёт системное ассоциативное природосообразное мышление. Мотивировать биоадекватный метод мышления у человека – самая важная задача REAL-методики, ибо правильный метод мышления даёт ученику инструмент для решения не только учебных, но и жизненных задач. Правильный метод мышления важнее гигантских объёмов информации, ибо правильный метод приведёт человека к ценнейшим открытиям и психофизиологическому здоровью.

По форме данная методика релаксационно-активная (Relaxation action learning = REAL), в которой этапы релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ информации). REAL-метод состоит в разумном расчленении учебного материала и видов работ на указанные этапы ради эффективного изучения материала и создания целостной системы знаний по дисциплине. Так создаются естественные для человека условия, при которых обе половины мозга активизируются и ни одна из них не остаётся без нагрузки. Кроме того, взаимодействие левого и правого полушарий мозга приводит к тому, что тело, мозг и душа достигают гармонии. В результате метод обеспечивает идеальную работу структур мозга и как следствие – идеальное физическое самочувствие учащихся. В обучение вовлечены душа, тело, мозг посредством снятия стресса[25] и подключения разнообразных центров удовольствия.

Почему же мы говорим о здоровье в связи с биоадекватной методикой? Да просто потому, что здоровье лежит в основе жизнедеятельности и генетики человека. Отрицательное влияние на здоровье школьников и студентов оказывает учебная перегрузка с опорой на левополушарное мышление при совершенно недостаточной нагрузке правого полушария головного мозга. Так снижается управляющее воздействие доминирующего правого полушария головного мозга на разнообразные функции организма человека. И возникают разнообразные болезни. По официальным данным, в столицах и крупных городах стран СНГ на 100 выпускников приходится 197 хронических болезней. Только 3, 7% учителей имеют первую группу здоровья. Одно заболевание имеют 39% учителей, а два и более – почти 49%. Эти заболевания учителя приобрели в школе. Уровень невротизации обнаружен более чем у 80% преподавателей.

Как влияет на здоровье детей биоадекватная методика преподавания? Множеством исследований в Украине, Якутии, Бурятии, России, Казахстане (2000 -2011гг) доказано благотворное влияниие биоадекватного метода на здоровье детей. Проведённые в Украине исследования учёными Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина под руководством проф. М.С. Гончаренко опубликованы в ряде изданий («Ноосферное образование: ключ к здоровью», 2011 и др.). Ярким примером такого оздоровительного влияния биоадекватной методики могут служить результаты её применения в средней школе № 3 пос. Агинское Бурятского автономного округа. Работа проводилась в 2001 – 2002 гг. 110 детей из 5-х и 6-х классов учились по трём предметам (история, русский язык, английский язык) на основе ноосферной методики. За здоровьем детей и учителей наблюдали врач, психолог школы, а также независимый специалист − врач из г.Чита. В контрольной группе также было 110 учеников, обучавшихся по традиционной методике. Все дети были обследованы в начале учебного года (в сентябре) и в конце (в мае). В результате установлено, что за первый год все 110 учащихся первой группы улучшили медико-физиологические показатели по всем 12 системам жизнеобеспечения при резком их снижении у детей из контрольных классов. Суть такого влияния биоадекватной методики на здоровье детей раскрыла выдающийся невропатолог, кандидат психологических наук Н.А. Давыдовская (г. Алматы).

Биоадекватная методика включает в учёбу генетически присущий природе человека способ передачи и восприятия учебной информации. Этот путь прохождения информации без прó пусков физиологически естественных этапов. При традиционном методе преподавания практически не задействуется образное мышление. Это ведёт к раскоординации деятельности головного мозга и структур, которые определяют функционирование гормональной, иммунной, сердечно-сосудистой и др. систем организма.

Основная функция лимбической системы связана с процессами саморегуляции поведения и психической активности, связанных с удовлетворением врождённых, органических потребностей (самосохранение, добывание пищи, удовольствие). Перекос в сторону резкой перегрузки левого полушария головного мозга чрезвычайно вреден для организма детей и подростков, чем и объясняется их высокая заболеваемость при традиционном преподавании. Кроме того, она ориентирована на социальную доминацию (обязательство): «Надо выучить!» В биоадекватной методике мотивируется биологическая детерминанта: «Хочу узнать!» Именно этот «золотой ключик» открывает вход в генетически детерминированный способ познания, путь к творчеству, здоровью. Спокойная атмосфера учёбы приводит к улучшению самочувствия, так как учащиеся испытывают удовольствие от работы. Они ожидают уроков, и это усиливает ощущение быстроты продвижения вперёд и успеха.

Методические приёмы работы соответствуют этапам восприятия информации. Первым и обязательным этапом является презентация информации. Вторым этапом − восприятие информации. Третьим – переработка (осмысление) информации. Четвёртым – представление в слове, пятым этапом – двигательное закрепление новой информации. Шестым - архивирование информации. Эти этапы соотносятся с известной системой этапов познания Ж.Пиаже.

 

Таблица 2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.