Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественная Безопасность






 

Принцип Потенциальной Интеллектуальной Безопасности не просто новый принцип педагогики. Это впервые предлагаемый принцип, происходящий из недр целостного, здорового человече

ского сознания (мы уже употребляли в связи с целостным сознанием термин экологичное сознание).

Потенциальная Интеллектуальная Безопасность основана на общесистемных принципах, важнейшие из которых в данном случае:

- природосообразность,

- самоорганизация информации,

- инвариантность.

 

 

Работа с природными символами и образонами также потенциально безопасна. Вспомним, что учился человек слушать природу и свое окружение, именно выбирая для себя природные образцы. Первые экологические представления человека выражены в явлении тотема. В качестве тотема выбирали вид, стоящий на вершине экологической пирамиды экосистемы региона. Связь, охрана, подражание тотему человеком давали чувство подключённости и единения со Вселенной, с окружающим человека миром. Все органы чувств подключал человек. Он учился у тотема.

Понимая культуру как вторую природу или символическую вселенную (Ю.М.Лотман), мы вводим в образование ее базовое понятие – символ – на осознанном (в отличие от неосознанного) уровне именно как символ, а не как пример (иллюстрация сказанного учителем). Мы предлагаем перемену мест слагаемых. От этого акта многое меняется, ибо восприятие информации не математика, где от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Восприятие – сложный психофизический процесс.

Предлагая символу занять лидирующее место в образовательном процессе, мы тем самым выдвигаем в символе идеал как образец образцового. Мы предлагаем культурные образцы и природосообразные символы для воплощения индивидуальной ментальности.

При этом учащимся предлагается трактовать символ первыми, а не после учителя, и тем самым на первое место выходит формирование “участного мышления” как индивидуального переживания знания (М.М.Бахтин). Провоцируя генезис переживания знания, мы культивируем мысль на основе природных и культурных (“вторая природа”) образцов. В этом сущность принципа Потенциальной Интеллектуальной Безопасности.

Безопасность от перегрузок, чужеродной и ненужной индивиду информации, от давления педагогов и авторитетов, безопасность от неправильных ходов и путей, от попадания в крайности болезненных увлечений и сектантства гарантирует высший потенциал человека. Последнее мы понимаем как сумму высших физиологических, интеллектуальных, духовных возможностей человека. Скорректированное “биоритмическое” образование может быть организовано через REAL-методику[16] – релаксационно–активную методику. Аббревиатура REAL указывает и на реальность её организации.

В этом случае образование приближается к тому, что Ю.М.Лотман в культуре называл пространством собственных имён.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.