Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В юбилейный 1983-4 год, Иоанн Павел II, в годы своего понтификата снова открыл и закрыл святые двери после их опечатывания Павлом II в 1976 году».






Папа Иоанн Павел II переступает порог Святой двери в начале юбилейного 2000 года. По традиции эта дверь открывается Папой только в начале каждого Святого Года и закрывается в конце Юбилея. Она остается замурованной весь период, проходящий между одним Святым Годом и другим.

Эта дверь закрыта и залита цементом с внутренней стороны. Только Папа имеет право открывать и закрывать эту дверь в Юбилейный год, на протяжении которого она остается открытой для любого верующего и для тех, кто желает получить индульгенцию.

 

1 Энциклика (от лат. [littera] encyclica, от греч. ε ν κ υ κ λ ι ο ς — окружной) — основной папский документ по тем или иным вопросам, адресованный верующим или епископам или архиепископам отдельной страны, и второй по важности после апостольской конституции.

2 Pacem in Terris (лат. Мир на земле) — последняя энциклика папы римского Иоанна XXIII, посвящённая правам и обязанностям человека, взаимоотношениям гражданской власти и общества, мирному сосуществованию государств и вообще проблемам мира, также известна как Послание мира папы Иоанна XXIII.

Ø Центральный неф

 

В

нутреннее пространство делится на три нефа, разделенных между собой колоннами. Центральный неф достигает 187 м в длину и 45 м в высоту, перекрыт сводом. Между 1962 и 1965 годами под этим нефом состоялся Второй Ватиканский собор.

 

В центральном нефе, на мраморном полу, помечены размеры других больших христианских соборов, которые намного красноречивее говорят о необъятности этого храма.

 

 

Следует отметить особый дизайн мраморного пола, сохранившего элементы древней базилики, такого как, диск из красного египетского порфира, на котором приклонил колени Карл Великий во время его коронации. Неф, площадью десять тысяч квадратных километров, сплошь покрыт мозаикой, результатом работы многих художников, в основном семнадцатых и восемнадцатых веков, таких как Пьетро да Кортона, Giovanni De Vecchi, Джузеппе Чезаре и Франческо Тревизани.

 

В арках находятся статуи добродетелей. Начиная с главного входа, в арках южной стены нефа статуи церковного управления, божественного правосудия (1), девственности (2), послушания (3), смирения (4), терпения (5), суда(6) и стойкость духа (7). А письмена на антаблементе вдоль южной стены нефа гласят (из Лк 22: 32):

«но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих».

Статуя, символизирующая терпение.

Статуя, символизирующая послушание.

 

 

В арках северной стены нефа находятся статуи любви (9), веры (10), невинности (11), мира (12), божественной милости (13), постоянства (14), милосердия (15), физическая стойкость (16). Письмена на антаблементе вдоль северной (правой) стены нефа гласят (из Мф 16: 19):

«и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

 

Статуя, символизирующая постоянство.

 

 

Статуя, символизирующая мир.

В опорах есть ниши, в которых находятся скульптуры 39 известнейших святых. Начиная с ниш по правую руку, статуи Терезы Авильской (1754), Madeleine Sophie Barat (1934), Венсана де Поля (1754), Jean Eudes (1932), Филиппа Нери (1737), Жана-Батиста де ла Салля (1904), самая древняя бронзовая статуя апостола Петра (Арнольфо ди Камбио, 1300) и последняя Иоанна Боско (1936). В нишах слева: Пётр Алькантрийский (1713), Lucy Filippin (1949), Камилл де Леллис (1753), Людовик Мария Гриньон де Монфор (1948), Игнатий де Лойола (Камилло Рускони, 1733), Антонио Мария Дзаккария (1909), Франциск из Паолы (1732), Петр Фурье (1899).

 

Статуи Венсана де Поля и Терезы Авильской.

Ø Неф Апостолов

 

Пьета (Оплакивание Христа) была высечена из единого куска каррарского мрамора и подписана Микеланджело на ленте, перекинутой через плечо Божьей Матери, с добавлением слова «флорентинец». Она была заказана флорентийскому скульптуру французским послом в Риме кардиналом Жаном де Вийе де ля Грослэ. Двадцатилетний Микеланджело работал больше двух лет, начиная с 1498 г., чтобы закончить это произведение. Типология статуи заимствована от французских скульпторов предыдущего века: Пресвятая Дева держит мертвого Христа на коленях. Но Микеланджело создал небывалую до тех пор композицию Матери и мертвого Сына. Идеальные пропорции тел в натуральную величину и их взаимоотношение, представительный вид, вечно молодые лица, спокойно-печальный образ Пресвятой Девы – все это указывает на классическую подготовку Микеланджело. Искупление, которое до тех пор связывалось с представлением о скорби, здесь, скорее, порождает красоту классического спокойствия.

Н

еф по правую сторону. В первой из часовен находится Пьета Микеланджело. Перемещаясь вниз можно увидеть монументы Льва XII работы Джузеппе де Фабрис, и Кристины, королевы Швеции работы Карло Фонтана. Далее в капелле Святого Себастьяна находится мозаика, изображающая мученичества святого и выполненная Пьером Паоло Кристофари по примеру картины Доменикино, потолок украшен мозаикой Пьетро да Кортона. Под алтарем за мраморной плитой с надписью «BEATVS IOANNES PAVLVS PP» были сохранены останки Блаженного Павла Иоанна II от 2 мая 2011 года. В этой часовне также находятся монументы Пия XI и Пия XII, сделанные в период девятнадцатого века.

Далее находятся монумент Иннокентия XII, выполненный Филиппо делла Валле в 1746 году, и монумент Матильды Тосканской, выполненный Джованни Лоренцо Бернини в 1633. Следующая – придел (капелла) Святого Причастия, скрыта дверью мастера Франческо Борромини. Именно в ней проходит Евхаристия. Наряду с киворием из бронзы и лазурита над алтарем, есть два почитаемых ангела и большие масляные лампы, свет которых никогда не гаснет. Капелла была задумана для объединения новой и старой базилики в единое целое архитектором Карло Мадерна. Но она имеет более низкий потолок в отличие от основной базилики. Это расстояние было решено скрыть за аттиком. Здесь мы можем увидеть два величественных монумента Григория XIII, выполненного скульптором Камилло Рускони в 1723 году, и Григория XIV. Отсюда начинается кольцевой обход вокруг главной апсиды – деамбулаторий, занимающий пространство под куполом.

Капелла Святого Причастия

Ø Неф Евангелистов

 

Н

еф по левую сторону. Первая из пределов – «Капелла Крещения», спроектированная Карло Фонтана и украшенная мозаикой Джованни Баттиста Гаулли, позже воплощенной Франческо Тревизани, мозаика за алтарем наглядно имитирует живопись Карла Маратта в базилике Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири.

Вслед за этой капеллой находятся монументы с гробницами своих прототипов, таких как Maria Clementina Sobieska, работы итальянского скульптора Пьетро Баччи в 1742 году, и рода Стюартов, работы Антонио Каново в 1829 году, включающих себя следующих представителей династии: Джеймса Фрэнсиса Эдуарда Стюарта и его сыновей Карла Эдуарда Стюарта и кардинала Генриха Бенедикта Стюарта. Ниже расположена «Капелла Явления», под алтарем которой покоиться Пий X. В ее стенах находятся монументы Иоанна XXIII и Бенедикта XV, сделанные в двадцатом веке. А также монумент Пия X (1923) и гробница Иннокентия VIII, выполненная флорентийским скульптором Антонио дель Поллайоло в пятнадцатом веке.

В самом конце находиться капелла с хором и алтарем Непорочного Зачатия, близнец капеллы Святого Причастия, расположенной сбоку правого нефа. Именно этот факт повлиял на схожую конфигурацию приделов. И последнее, что стоит упомянуть до перехода через деамбулаторий это монумент Льва XI, выполненный скульптором Алессандро Альгарди в 1644 году, и монумент Иннокентия XI.

Капелла Непорочного зачатия, в ней размещен хор и орган базилики.

Ø Деамбулаторий

 

Купол Григорианской капеллы.

 

Д

еамбулаторий – кольцевой обход вокруг апсиды, в соборе являющейся продолжением боковых нефов и обхватывающий «сердце церкви» - четыре опоры купола Микеланджело.

В продолжение северного бокового нефа находятся Алтарь Иеронима Стридонского с гробницей Иоанна XXIII, великолепным украшением служит мозаика Доменикино. На месте, что остается между капеллой Таинств и средокрестием разместилась Григорианская капелла, перекрытая сводом с одним из наименьших куполов собора. Так же здесь находится статуя Григория XVI, созданной Luigi Amici в 1848-1857 годах, а вместе с ней алтарь Пресвятой Богородицы, где покоятся мощи Григория Богослова. Рядом мы можем заметить алтарь Василия Великого, украшенного мозаикой восемнадцатого века, именно здесь покоятся останки архиепископа Иосафата, напротив, возвышается статуя Бенедикта IV.

Сразу после пересечения трансепта появляется алтарь Navicella 1, а напротив мы видим статую Климента XIII, созданной Антонио Канова в 1787-1792 годах. Рядом алтарь Архангела Михаила, алтарь Святой Петрониллы и алтарь «Воскрешение Табиты Святым Петром». У западной стены находится статуя Климента X, созданная Маттиа де Росси в конце семнадцатого века.

В продолжение южного бокового нефа, в нише опоры купола находится алтарь со знаменитой и последней мозаикой Рафаэля «Преображение», а также тело Иннокентия XI.

Соседняя капелла Клементина, имеющая сходство с григорианской, вмещает в себя алтарь Григория I Великого и статую Пия VII, созданной датским скульптором Торвальдсеном в 1831 году. Интересный факт, Торвальдсен не исповедовал христианской веры, поэтому смело можно сказать, что он был единственным не христианином, работавшим в этом соборе. Далее идет Altar of the Sacred Heartby Muccioli, чьим украшением служит мозаика восемнадцатого века, а напротив возвышается статуя Пия VIII, созданной Пьетро Тенерани в 1866 году. Именно из этой капеллы одна из дверей ведет в ризницу базилики.

По другую сторону от трансепта находится статуя Александра VII, одна из самых лучших работ Джованни Лоренцо Бернини, где он изобразил понтифика, погруженного в молитву и смерть, в образе скелета, с песочными часами в костлявых руках, над дверью, ведущей в загробный мир. Напротив располагается алтарь Лжи с мозаикой 1930 года. Далее идет капелла Пресвятой Богоматери, где находится алтарь, посвященный Пресвятой Богоматери и великолепный мраморный алтарь посвященный Льву I Великому, созданный Алессандро Альгарди, об изгнании Аттилы между 1645-1653 гг. И в самом конце, перед пресвитерием, расположен алтарь «Исцеление калеки Святым Петром», созданный в восемнадцатом веке и статуя Александра VIII.

 

 

1 NAVICELLA (итал.) — хождение по водам.

Надгробный памятник Александру VII. В церковных облачениях, как бы развивающихся от внутренних терзаний, Бернини, по всей вероятности, стремился выразить пылкий аскетизм этого папы. Восьмидесятилетний скульптор отметил в этом памятнике, помпезном и блестящем (1671-78), апогей барочного стиля, одним из создателей которого он был в молодости. Милосердие и Истина – на первом плане, Справедливость и Благоразумие окружают базу.

Ø Трансепт

Т

рансепт расширяется на север к Апостольскому дворцу. Он был спроектирован и воплощен в жизнь Микеланджело Буонарроти, расширивший деамбулаторий, разработанный его предшественниками, таким образом, освободив ниши для алтаря, увенчанного большими окнами. В северной части трансепта находятся три алтаря, посвященных Святому Вацлаву, Святому Эразму и в центре Altar of Sts. Processus & Martinian. Южный трансепт схож с предыдущим, здесь находятся алтари, посвященные Иосифу Обручнику, в центре алтарь посвященный сцене Распятия Святого Петра и Апостолу Фоме.

По длине всего трансепта, в нишах опор, помещаются статуи святых и основателей религиозных орденов, конгрегаций. Начиная с севера трансепта: St. Bonfilius Monaldi (1906), Иосиф де Каласанс (1755), Павел Креста (1876), Св. Бруно Кёльнский (1744), Святая Луиза де Марийяк (1954), Пётр Ноласко (1742), St. Mary Euphrasia Pellettier (1942), Святой Иоанн Божий (1745). Южная часть: St. William of Vercelli (1878), Норберт Ксантенский (1767), Анджела Меричи (1866), St. Juliana Falconieri (1740), St. Joan Antida Thouret (1949), Иероним Эмилиани (1757), Кабрини Франциска Ксаверия (1947), Каетан Тиенский (1738).

По периметру северной части трансепта на антаблементе под аркой есть надпись с буквами два метра высотой (Ин. 21: 17):

«Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих».

В противоположной стороне трансепта (Мф. 16: 16-17):

«Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго.

Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах»

По длине всего трансепта, в нишах опор, помещаются статуи святых и основателей религиозных орденов, конгрегаций. Слева направо: St. Juliana Falconieri, Норберт Ксантенский, Пётр Ноласко.

Ø Пресвитерий

Кафедра во славе. Огромный ковчег, выполненный Бернини в 1658-66 гг., вмещает кафедру, принадлежавшую по преданию Петру. В ее основание стоят четыре статуи Отцов Церкви, двух западных – Амвросия и Августина, с митрами на головах, и двух восточных – Афанасия и Иоанна Златоуста. Этой роскошной и фантасмагорической работой художник закончил украшение соборных структур и вместе с триумфом барокко прославил и первенство Папы. Прошло почти полтора века с момента закладки первого камня храма (18 апреля 1506), чья постройка тогда вызвала реакцию со стороны протестантов.

 

 

П

ресвитерий имеет форму схожую с концами трансепта. У основания кафедры стоят четыре большие статуи Отцов Церкви, западных – Амвросия и Августина, восточных – Афанасия и Иоанна Златоуста. Кажется, что своими жестами они поддерживают кафедру, символ папской власти, непосредственно вдохновляемые Духом Святым. Наверху парит Святой Дух как источник света, сталь, и мудрости. Своим гениальным чутьем Бернини предварил время: кажется, что помещенный над папской кафедрой Святой Дух предвозвещает догму непогрешимости, которая была провозглашена в этом же храме на Первом Ватиканском Соборе в 1870 г., а четыре епископа, окружающие кафедру, напоминают о доктрине епископской соборности, утвержденной затем на Втором Ватиканском Соборе, состоявшемся в этой же базилике с 1962 по 1965 гг.

Слева от кафедры находится статуя Павла III, созданная Джакомо делла Порта. Справа же располагается гробница Урбана VIII, созданная Бернини в 1627 году, здесь мы видим понтифика отдающего благословение, он возвышается над саркофагом с аллегорическими фигурами Любви и Суда, а центре эпитафию. В колоннах размещены следующие статуи: Святой Доминик де Гусман Гарсес (1706), St. Francis Caracciolo (1834), Франциск Ассизский (1727) и Святой Альфонсо Лигуори (1839). Так же и в опорах купола размещены статуи, такие как: Бенедикт Нурсийский (1735), St. Frances of Rome (1850), Святой Франциск Сальский (1845) и Илия (1727).

Латинская надпись над алтарем гласит (Ин. 21: 15-19):






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.