Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Строительство






Ø План реконструкции

В

конце пятнадцатого века, после периода Авиньонского пленения пап, базилика раннехристианского искусства угрожала разрушиться. Первым из пап кто взялся восстановить или, по крайней мере, внести радикальные изменения, был папа Николай V в 1452 году. Заказ на начало работ в базилике получили теоретик Раннего Возрождения Леон Баттиста Альберти и Бернардо Росселлино, именно им были поручены внести наиглавнейшие изменения в, приходящую в упадок, базилику. В своем проекте, Росселлино перекрыл пять продольных нефов куполообразной крышей и обновил трансепт со строительством новой широкой апсиды, добавив хор. Это новое пересечение между продольным нефом и апсидой было решено покрыть сводом. Эта конфигурация, разработанная Росселлино, в последствие оказало огромное влияние на проект Браманте. Работы были прерваны спустя три года в связи со смертью Папы, когда стены были подняты лишь на метр над уровнем земли. Однако папа отдал приказ о разрушение Римского Колизея, и на момент его смерти, 2 522 поклажи с каменными блоками были доставлены для их использования на стройке.


План последующей пристройки к первоначальной базилике. С периода 1483 по 1506 гг.

 

Полвека спустя при папе Юлии II в 1505 году, работы были возобновлены, с идеей, состоящей в том, что новое здание вместит в себя гробницу понтифика, что возвысит его перед остальными. Для этого было проведен смотр работ, многие из которых хранятся и по сей день в Галереи Уффици во Флоренции. Дело, начатое Юлием II, было продолжено при понтификате Льва Х (1513-1521), Адриана VI (1522-23), Климента VII (1523-1534), Павла III (1534-1549), Юлия III (1550-1555), Марцелла II (1555), Павла IV (1555-1559), Пия IV (1559-1565), Святого Пия V (1565-1572), Григория XIII (1572-1585), Сикста V (1585-1590), Урбана (1590), Григория XIV (1590-1591), Иннокентия IX (1591), Климента VIII (1592-1605), Льва XI (1605), Павла V (1605-1621), Григория XV (1621-1623), Урбана VIII (1623-1644) и Иннокентия X (1644-1655).

 


Ø Проект Браманте

С

троительство нынешнего здания началось 18 апреля 1506 года. Проект был поручен архитектуру Донато Браманте, прибывшему накануне из Милана и заслуживший доверие папы, в отличие от своего приемника Джулиано да Сангалло. Архитектор решил построить здание заново в современном классическом стиле, по образцу Пантеона. Создавая проект собора, Браманте задумал соорудить величественный монументальный памятник, не имевший себе равных во всей мировой архитектуре. В плане собор представлял собой греческий (равноконечный) крест, вписанный в квадрат. Центром здания является большой купол, вырастающий из массы более мелких объемов, в своей совокупности образующих ступенчатую, пирамидально построенную композицию. По своим размерам купол собора почти равен куполу Брунеллески в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. В проекте собора Святого Петра античное влияние сказывается определеннее, нежели в ранних культовых постройках Браманте. Он не довел сооружение до конца, им были лишь начаты подкупольные пилоны и наружные стены собора.

 

Браманте велел начать работы со сноса ранней христианской базилики, из-за чего подвергся широкой критики в церкви и за ее пределами. Уничтожение уникальных колонн древней базилики также не остались не замеченными таким великим гуманистом как Эразм Роттердамский и легендарным скульптором Микеланджело. Браманте прозвали мастером-разрушителем, Андреа Гарнер подшучивал над ним в свое сатире Scimmia («Обезьяна»), опубликованной в Милане в 1517 году, где представляет архитектора умершего перед Петром, который обвиняет его в разрушении и критикует его предложение о реконструкции нефов. Эти скандалы вокруг строительства собора подогрели известием о продаже индульгенций в пользу проекта, сыгравших немаловажную роль в рождении Реформации Мартином Лютером, по приезду в Рим в 1510 году, посетившим работы. На основе этих событий написавшего 95 тезисов. Браманте умер в 1514 году, и работа так и не была закончена. К его смерти построили лишь четыре опоры, которые должны были поддерживать главный купол.

 


Медаль с проектом Браманте.

 

 

В центральном нефе, на мраморном полу, помечены размеры других больших христианских соборов, которые намного красноречивее говорят о необъятности этого храма. Собор, со всеми пристройками, занимает более 44.000 кв. м. Длина собора – около 187 м., а вместе с портиком и толщиной стен увеличивается до почти 219 м. Его фасад простирается как футбольное поле; ширина его – 114 с половиной метров и высота – 46 м. Купол диаметром в 42 с половиной метра, мало чем отличающейся от купола Пантеона, устремляется ввысь до верхушки креста на 136 метров.

 

Чертеж купола Собора святого Петра в проекте Браманте.

 


 

Ø Проект Рафаэля и Перуцци

В

1514 году, после смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, которого архитектор считал своим законным преемником и верил, что он может воплотить изначальный замысел. Но молодой мастер не пошел по пути Браманте, а вернулся к форме латинского креста.

 

Работая над планом собора, Рафаэль стремился воссоздать древние античные формы. В его проекте базилика представляла собой купольную постройку с тремя одинаковыми апсидами и длинным центральным нефом.

 

Архитектор был влюблен в проект и утверждал, что не променял бы Рим на другой город именно из-за строительства собора. «Где оно, на всем свете место более достойное, чем Рим, и есть ли более благородное предприятие, чем сооружение собора Святого Петра!» - восклицал Рафаэль в письме к своему дяде. Он посвятил проекту последние годы жизни.

После смерти Рафаэля в 1520 году работами руководил его преемник Бальдассаре Перуцци, который снова отдал предпочтение центрической форме греческого креста. Почти все рисунки с ранними проектами собора принадлежат Перуцци, но содержат архитектурные идеи Браманте.

 

 

Ø Проект Сангалло

Чертеж Сангалло.

П

остройка храма прервалась в 1527 году, когда в Рим вторглись войска Карла V. Солдаты императора ворвались в город и подвергли его разорению такого масштаба, какого он не видел со времен варварских нашествий. На время разграбленный Рим обезлюдел, к строительству его главного храма удалось вернуться только в 1534 году, но во главе его уже стоял Антонио да Сангалло-младший. Он в очередной раз изменил проект, вернувшись к вытянутой форме плана. Сангалло занимал пост главного архитектора до своей смерти в 1546 году и за это время успел возвести восточную и южную ветви латинского креста.

 

Ø Проект Микеланджело

П

осле Сангалло всеми работами стал руководить великий Микеланджело, которому к тому времени исполнилось 72 года. Он упорно пытался отказаться от проекта, утверждая, что архитектура - это не его дело. Но скромный мастер с такой же неохотой поначалу взялся и за роспись потолка Сикстинской капеллы.

Микеланджело не оценил работы своего предшественника. В одном из писем он отмечает, что Сангалло лишил первоначальный план Браманте всех источников света. «У него между верхом и низом столько темных закоулков, представляющих великие удобства для бесконечного количества бесчинств», - сетует архитектор.

Микеланджело вновь возвратился к фигуре греческого креста. Все несущие конструкции он сделал массивнее, а сооружение в целом - более компактным. По его замыслу в интерьере собора господствовало внутреннее пространство под куполом. Главная роль отводилась куполу и во внешнем облике храма. За несколько дней Микеланджело слепил глиняную модель собора и получил разрешение папы Павла III на строительство.

Все 18 лет работы Микеланджело посвятил созданию купола. В качестве модели он избрал купол Флорентийского собора, сооруженный Брунеллески, при этом укрепив колонны. Он возвел барабан центрального купола, но увидеть собор завершенным мастеру было не суждено. Круглый свод был закончен лишь в 1590 году, через 26 лет после его смерти. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана возвели два купола: округлый внутренний и внешний, вытянутый вверх. Из четырех малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола построил только два. В наибольшей степени архитектурные формы, задуманные Микеланджело, сохранились с алтарной, западной, стороны собора.


Вслед за умершим мастером здесь работали такие мастера, как Виньола, Пирро Лигорио, Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана, которые строго следовали заветам Микеланджело.

 


Чертеж Микеланджело. Купол Собора святого Петра.

 

 


 

Современное состояние собора с фасадом. План Микеланджело.


Первый камень в фундамент собора Святого Петра в Риме был заложен Папой Юлием II 18 апреля 1506 года. К тому моменту, как Микеланджело в 1546 году был назначен главным архитектором собора, уже были построены четыре гигантских столба и арки средокрестия, а также частично один из нефов. Микеланджело успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного (42 м в диаметре) купола, возведенного после его смерти Джакомо делла Порта. Освящен собор был только в 1626 году. Собор представляет собой исключение из общего правила строительства христианских храмов. Его алтарь обращен не на восток, а на запад. Дело в том, что Нерон расположил свой цирк на западном берегу Тибра. И если бы собор построили «по правилам», то паломникам пришлось бы сначала подниматься на Ватиканский холм, а потом спускаться с него к храму.


Поперечный разрез по пяти дворам.


 

 

Ø Завершение работы

З

амысел купола с круглым сводом был исправлен Джакомо делла Порта и Доменико Фонтаной в виде стрельчатого свода, придавшего куполу стройность и гармоничность пространства, которым мы любуемся еще и сегодня, как элементом, отождествляющимся с римским пейзажем. И наконец, Карло Мадерно вернулся к форме латинского креста с просторным и удлиненном нефом не только для того, чтобы позволить наибольшее участие верующих, но, главным образом, для охраны всего сохранившегося от древней базилики свидетельства произведений искусства и еще большей веры в закрытом новой конструкцией пространстве. Между 1612 и 1616 гг. был, наконец, выполнен грандиозный фасад с рядом гигантских колонн.

 

В определенные периоды на огромной строительной площадке работало даже 2000 рабочих. 800 рабочих возводили купол, который Микеланджело оставил на уровне барабана. Они провели 22 месяца в бурной работе, даже по ночам при свете факела, потому что Сикст V хотел спешно закончить работу, длившуюся слишком долгое время. Папа Перетти увидел окончание работ 14 мая 1590 г. Освящение «Храма», как тогда назывался новый Собор св. Петра, было совершенно папой Урбаном VIII 18 ноября 1626 г. в 1300 годовщину константиновской базилики.

Ø Архитекторы базилики

· 1506: Браманте, в сотрудничестве с Джулиано да Сангалло.

· 1514: Рафаэль Санти, в сотрудничестве с Джулиано да Сангалло, которого позднее сменил племянник Антонио да Сангалло Младший в 1515 году и Фра Джованни Джокондо до своей смерти в том же году.

· 1520: Антонио да Сангалло Младший в сотрудничестве с Бальдассаре Перуцци до 1527.

· 1546: Микеланджело.

· 1564: Пирро Лигорио и Джакомо да Виньола.

· 1573: Джакомо делла Порта с Доменико Фонтана.

· 1603: Карло Мадерна.

· 1629: Джованни Лоренцо Бернини

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.