Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Могила Петра






Строительство

2.1. План реконструкции

2.2. Проект Браманте

2.3. Проект Рафаэля и Перуцци

2.4. Проект Сангалло

2.5. Проект Микеланджело

2.6. Завершение работы

2.7. Архитекторы базилики

Описание

3.1. Главный фасад

3.2. За пределами собора

3.3. Колокола

3.4. Портик

3.5. Пять дверей

3.6. Центральный неф

3.7. Неф Апостолов

3.8. Неф Евангелистов

3.9. Деамбулаторий

3.10. Трансепт

3.11. Пресвитерий

3.12. Папский алтарь (средокрестие)

3.13. Купол

Ватиканские гроты

Приложение

Словарь архитектурных терминов

Список литературы

 

МОГИЛА ПЕТРА

Ø Точка опоры Ватикана

К

люч к ватиканской тайне лежит в тайне ключей. Это не игра слов. Она заложена в поручении, какое Иисус дал Петру для управления Церковью, когда доверил ему ключи Царства Небесного. Она сокрыта в провиденциальном плане, который привел Первоверховного апостола около 42 года в Рим, в столицу империи. Здесь, между 64 и 67 годами он принял мученическую кончину в цирке Нерона на склоне Ватиканского холма и был погребен на кладбище, находящемся на прилегающей к цирку дороге. Тело его было положено в сырую землю, чуть прикрытую несколькими кирпичами. Чтобы понять ватиканскую загадку, необходимо исходить из этого абсолютного смирения: с момента погребения казненного в момент полного разгара гонений на христиан. Немногие десятки метров отделяют место, где Петр исповедал свою веру мученичеством, от места его захоронения. Именно, как это случилось со Христом, умершим на Голгофе и погребенном в близлежащем гроб Иосифа Аримафейского.

 

Могила св. Петра и есть точка опоры Ватикана. Суть и единственная причина всех его конструкций. Если бы не было здесь могилы бывшего галилейского рыбака, свидетеля воскресения Распятого, который был настолько глубоко уверенным в этом, и, в свою очередь, тоже распятым, но вниз головой, то не существовал бы этот великолепный город и не вырос бы на этом месте величайший храм христианства. Он был бедным евреем, презираемый властями своего народа, он не был даже римским гражданином и едва мог выражаться на правильном латинском языке. Захоронение этого человека было событием, которое вовлекло, изменило и возвысило Ватиканский холм с его некрополем. Цитадель, которую мы видим сегодня, родилась внутри фортификации, предназначенной для защиты, именно, той могилы с возвышающимся над ней собором.

 

Фантазия заставляет нас воображать, какой должно было быть это место две тысячи лет тому назад. Оно было болотистым и непригодным для жилья с множеством ужей. Малоплодородная почва производило плохое вино. Необходимо было держаться подальше от этого места ввиду образующихся на правом берегу Тибра болот – рассадника малярии. Впоследствии эту зону облагородили постройкой нескольких богатых вилл, и она заслужила внимание имперской хроники благодаря цирку, расположившемуся между рекой и холмами, Ватиканским и Яникульским. У одной из стен цирка император Калигула (37-41) поставил египетский обелиск, привезенный, вполне вероятно, из Александрии.

 

Во время преследований в 64-67 годах апостол Петр, глава христианской общины Рима, претерпел в этом цирке мученичество вместе с группой своих собратьев по вере.

 

Могила на склоне Ватиканского холма послужила предпосылкой для самой необыкновенной метаморфозы, какое любое место могло бы подвергнуться от древних времен до сегодняшнего дня. Некрополь находится в нескольких метрах под настоящим собором. Не исключено, что он простирался от моста нероновских времен вдоль Улицы Корнелия на несколько миль.

 

Ø Памятник (Трофей) Петра


Е

сли пойдем вдоль узкой улочки, длиной 70 м, проходящей между двумя рядами могильных структур, приблизительно II века, то у нас создастся впечатление, будто даем ответ церковному писателю Гайю. В последней четверти II он так вызывал еретика Прокла: «А я могу показать тебе «трофеи» апостолов, и если пойдешь в Ватикан или по Остиенской дороге, то найдешь там памятники основателям этой Церкви». Трофеи – это памятники в честь победы мученикам Петру и Павлу. Памятник Петру находится на 7 метров ниже престола под папским алтарем.

Здесь, в центральной части четырехугольной площадки, размером 4 метра на 4, названной археологами «поле Р», в шестидесятых годах I века была вырыта прямо в земле скромная могила Апостола. Согласно преданию, в первые десятилетия опознавательным знаком места, где лежало тело Петра, была

 

 

Неф церкви заканчивался аркой, а над ней была выложена мозаика с изображением Константина и Святого Петра, которому была вручена модель церкви Христа. В настоящий момент сохранился лишь фрагмент, находящийся в музее Barracco.




фисташковая ветка. Около 160 года вокруг могилы была поставлена оградительная стена, названная «красной стеной» по цвету штукатурки; стена отделяла проход от новых погребальных мест. В соответствии с могилой Первоапостола был затем поставлен маленький памятник в виде эдикулы с двумя помещенными одна над другой нишами, разделенными мраморной полочкой, высотой в 80 см. Этот скромный ансамбль, состоявший из памятника и части «красной стены», к которой он был приставлен, следует отождествить с тем «трофеем», о котором писал Гай. Датированный второй половиной II века, он занимает исключительно важное место.


 


Караваджо, Смерть апостола Петра.

Это было самое почитаемое место на кладбище. Здесь были обнаружены могилы других христиан, которые желали, из уважения и почитания, быть похороненными рядом с Петром. С середины второй половины II века «Красная стена», скромный памятник и «поле Р» свидетельствует о желании сохранить и включить прежнюю могилу в расширяющийся некрополь. И это происходило несмотря на крайнюю осторожность со стороны христиан, подвергавшихся в те десятилетия самым зверским преследованиям. Для того, чтобы предохранить то, что осталось от останков Апостола от продолжавшихся заполнений могилы грязью, была поставлена другая стена, перпендикулярно «красной». Она была названа археологами «стеной g», облицованной мраморными плитами, было положено то, что могло сохраниться от останков Апостола после двухвекового захоронения в земле.


 

Эта апостольская память, состоящая из эдикулы и «стены g», очень бережно охранялась в таком большом некрополе, несмотря на происшедшие перемены и добавления. Все это свидетельствует о том, что с самого начала эта могила охранялась и почиталась. В ней, действительно, был Петр. Император Константин и папа Сильвестр были настолько уверены в этом, что заключили весь комплекс петровой памяти в больший памятник из белого мрамора с темно-лиловыми прожилками и с плиткой из красного порфира. В нем было сделано отверстие, через которое можно было приближаться к могиле Апостола.

 

Ø Архитектурное безумие

П

амятник оказался в центре трансепта большой базилики в 110 метров на 55, начатой, вероятно, в 322 г., десять лет после эдикта, признавшего религиозную свободу христианам. Почитание могилы св. Петра было так велико, что Константин не остановился перед таким настоящим «архитектурным безумием», как решится построить здание таких размеров на глинистой почве и на склоне холма, которого нужно было полностью снести. Его религиозное чувство было настолько глубоким и сознательным, что он не побоялся последствий от профанации все еще употреблявшегося тогда некрополя.

 


Трогательно сознавать еще и сегодня, что уровень новой конструкции был определен мраморной плитой, помещенной у подножия памятника, воздвигнутого Гайем. Мавзолеи, превышавшие те высоты, были снесены или с них снимали крыши. Те же, что находились ниже, были засыпаны землей: немного похоже на то, что произошло с Помпеями и Геркуланумом после извержения Везувия. В таком виде некрополь до-константиновской эпохи сохранился нетронутым до сороковых годов нашего столетия, когда его обнаружили во время раскопок, проведенных по распоряжению Пия XII. То были самые большие археологические находки нашего времени.

Пьетро Перуджино, фреска «Передача ключей св. Петру», находится в Сикстинской капелле Ватикана, 1481—1482.


«Конфессия» (Место Исповедания), полукруглая яма под открытым небом, была открыта и украшена в 1600 г. Карло Мадерно между полами старой базилики и новой. В 1979 г. Была пробита арка, позволившая видеть Конфессию из Ватиканских священных гротов, как когда-то ее можно было видеть из центрального нефа константиновской базилики. (Под «конфессией» подразумевается могила того, кто «исповедовал» свою веру вплоть до мученичества).



Нефы константиновской базилики, длиной в 118 м., изображены на фреске Доменико Тасселли (была в Ватиканских гротах и перенесена затем в ризницу собора). Она была выполнена до того как нефы были уничтожены стеной, которую построил Сангалло Младший в 1538 г. Для отделения трансепта в новостроящемся соборе.


Константиновская базилика была, по всей вероятности, освящена в 326 г. папой Сильвестром I. Перед ней находился обширный атрий под открытым небом; это был прямоугольник, окруженный портиками, в центре которого стоял бронзовый фонтан в виде еловой шишки, - сегодня он находится на одноименной площади Ватиканских музеях. В царствование императора Каракаллы (211-217) была построена слева от трансепта ротонда; между ней и обелиском, теперь на площади св. Петра, видна другая ротонда, построенная при Феодосии I около 400 г.; обе служили мавзолеями.


Могила св. Петра была краеугольным камнем константиновской базилики и, двенадцать веков спустя еще более грандиозного ренессансового храма. Существует живая связь, почти животрепещущая, между могилой и сегодняшним днем, продолжающаяся в течение почти двухтысячной истории Ватикана. Существует продолжительность традиции и культа над могилой Апостола, осознанной и признанной с абсолютной уверенностью.

Последующие пристройки к первоначальной базилике. С периода 1483 по 1506 гг.


 

Три последовательно наложенных чертежа. Приблизительное местоположение цирка Нерона с планами старой и новой базилик.


В первые века константиновская базилика была, в сущности, храмом-мавзолеем Апостола. И если трансепт был скорее посвящен почитанию могилы, то нефы предназначались для совершения богослужений. Для совершения же Мессы ставился передвижной престол. Существует длинная цепь, соединяющая земляную могилу Петра с «трофеем» Гайя, с константиновским памятником, с престолом, построенным святым Григорием Великим в конце VI века. Последний приподнял алтарную часть, тем самым образовав полукруглую крипту, позволившую верующим приближаться почти на четвереньках к могиле Апостола. В 1120 году Каллист II построил, в свою очередь, алтарь над престолом папы Григория. А еще выше, уже в новом соборе был воздвигнут папский алтарь, названный «Конфессией» и поставленный вертикально по отношению к могиле. Он был освящен Климентом VIII Альдобрандини в 1594 г.

 



Вид Собора святого Петра около 1535 г., оставленный нам Маартеном ван Хеемскерком. Со смертью Браманте (1514) новая конструкция не получила существенного развития. Слева видна передняя, еще сохранившаяся, часть нефов (заметна разделяющая стена Сангалло). По другую сторону строящегося здания виднеется верхушка обелиска, стоящего все еще на своем прежнем месте. В одном из окон можно видеть витую колонну «Конфессии».

 

Тот же Папа украсил полукруглую крипту, по центральному коридору которого мы можем еще и сегодня проходить в часовню, получившую название «Клементина», в Ватиканских гротах. Почитание могилы св. Петра объединяет всех его преемников вплоть до Пия XII, который полвека тому назад распорядился провести раскопки некрополя, и до Иоанна Павла II, решившего сделать «память Петра» более видимой для паломников, благодаря новому отверстию под алтарем «Конфессии».

 



 

Набросок Giacomo Grimaldi внутреннего убранства Собора святого Петра во время реконструкции с указанием временного размещения некоторых могил.



«Дар Константина» Рафаэля предлагает нам взглянуть на константиновскую базилику. В самом центре мы можем видеть алтарь в окружении четырех витых колонн.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.