Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольное задание №2






Задание 1.

В целях исследования взаимосвязи между уровнем образования и уровнем самооценки человека проведен социологический опрос 100 респондентов. Выяснилось, что из 50 респондентов, имеющих законченное высшее образование, 44 имеют высокую самооценку, а 6 – низкую самооценку, а из 50 других респондентов, не имеющих законченного высшего образования, 8 имеют высокую самооценку, а 42 – низкую самооценку.

Требуется построить таблицу сопряженности, произвести измерение силы взаимосвязи уровня образования и уровня самооценки, обобщить выборочный результат на генеральную совокупность, охарактеризовать источники погрешностей в выводах.

Решение:

Сведем исходные данные в таблицу STATISTICA

Построим таблицу сопряженности. Для этого войдем в модуль Основной статистики

Выберем Таблицы сопряженности

 

 

Выберем переменные:

Во вкладке Дополнительно появившегося окна выберем кнопку «Просмотреть итоговые таблицы»

Результат:

Для измерения сила взаимосвязи переменных используем корреляционный анализ.

Для этого войдем в модуль Парные и частные корреляции

Переходим к выбору переменных. Нажимаем на кнопку Прямоугольная матрица

Выбираем переменные

Нажимаем кнопку Матрица парных корреляций и получаем коэффициент корреляции

Согласно таблице

между переменными существует очень высокая связь.

Проверим гипотезу об обобщении выборочный результат на генеральную совокупность. Вернемся в корреляционный анализ.

В Опциях установим настройку Подробные таблицы результатов

Результат:

Обратим внимание на значение t. Оно равно -10, 28. По таблице t-распределения нам нужно найти критические области значений. Рассчитаем их в MS Excel:

 

Задание 2. Каждому из 77 респондентов, образующих репрезентативную выборку избирателей, предлагалось ответить на вопрос о том, какой уровень развития каждого из перечисленных 13 ниже личностных качеств (второй столбец таблицы) необходим для депутата городского собрания. Оценивание производилось по 10-балльной рейтинговой шкале (рейтинг 10 баллов соответствуют наивысшему уровню развития личностного качества). Усредненные оценки избирателей приведены в третьем столбце таблицы. Параллельно с данным социологическим опросом избирателей обследовалась группа депутатов и кандидатов в депутаты того же городского собрания. Их индивидуальная диагностика проводилась с помощью определенной стандартизованной процедуры психологического тестирования (т.н. Оксфордская система экспресс-видео-диагностики) по тому же набору личностных качеств, который использовался при проведении социологического опроса. Индивидуальные диагностические показатели для одного из кандидатов в депутаты по 20-балльной рейтинговой шкале приведены в четвертом столбце таблицы (рейтинг 20 баллов соответствуют наивысшему уровню личностного качества).

 

№ п/п Наименования личностных качеств Усредненные оценки избирателей Индивидуальные диагностические показатели кандидата
1. Общий уровень культуры 8.64  
2. Обучаемость 7.89  
3. Логика 8.38  
4. Способность к творчеству нового 6.97  
5. Самокритичность 8.28  
6. Ответственность 9.56  
7. Самостоятельность 8.12  
8. Энергия, активность 8.41  
9. Целеустремленность 8.00  
10. Выдержка, самообладание 8.71  
11. Стойкость 7.74  
12. Личностная зрелость 8.10  
13. Порядочность 9.02  
14. Гуманизм 7.89  
15. Умение общаться с людьми 8.74  
16. Терпимость к чужому мнению 7.84  
17. Гибкость поведения 7.67  
18. Способность производить благоприятное впечатление 7.23  

 

Необходимо провести измерение того, в какой степени индивидуальный профиль данного кандидата в депутаты отвечает ожиданиям участвующих в социологическом опросе респондентов, сделать научно обоснованные выводы по обобщению выборочного результата на генеральную совокупность избирателей, охарактеризовать источники погрешностей в выводах.

Решение:

Создадим таблицу с исходными данными в Statistica

Проведем исследование исходных данных. Для этого войдем в модель Описательная статистика

Переходим к выбору переменных

Результат исследования:

Мы видим, что средний балл довольно сильно отличается. Это значит, что реальные оценки кандидата не вполне соответствуют ожиданиям избирателей. Дополнительно проведем анализ соответствия с помощью хи-критерия Пирсона.

При проверке простой гипотезы известны как вид закона , так и все его параметры (известен скалярный или векторный параметр ).

В основе статистик, используемых в критериях согласия типа , лежит измерение отклонений от .

Статистика критерия согласия Пирсона определяется соотношением

.

 

Выдвинем 2 гипотезы: Н0 – оценки не соответствую ожидания. Н1 – оценки соответствуют.

Воспользуемся Подгонкой распределения

Выбираем нормальное распределение

Выбираем переменную

По умолчанию заполняются значения

Устанавливаем необходимые флажки в Опциях

Нажимаем ОК. Результат:

Хи-квадрат = 5, 66. Проверим, входит ли это значение в критическую область. Воспользуемся Excel.

Мы видим, что полученное значение входит в критическую область. Значит, гипотеза о соответствии оценки ожиданиям подтвердилась.


[1] Оценка качества подготовки будущих учителей /Под ред. проф. Н.А. Шайденко. - Тула: Изд-во ТГПУ, им. Л.Н. Толстого, 2002, стр. 38-51






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.