Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.2.3. Проблема научной рациональности в постпозитивизме






Вопросы для обсуждения

1. Критический рационализм К. Поппера.

5. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.

6. Т. Кун об исторической динамике науки.

7. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

8. Социологический подход к науке. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

Ключевые понятия: Принцип фальсификации, Третий мир, Рост знания, Открытое общество, исследовательская программа, позитивная эвристика, ядро теории, эмпирический базис программы, Научное сообществ, Парадигма, Научная революция, нормальная наука, Методологический анархизм, Пролиферация (размножение) теорий.

 

Основные позиции в социологии науки, определенные проблемой: Почему развивается наука?

Концепция Идеи, положения Персоны
Интернализм Принцип интернализма: развитие науки имеет внутреннюю детерминацию, т.е. обусловлено внутренне присущими научному познанию закономерностями     1. Идеи возникают только из идей. Существует логическая последовательность, в которой они рождаются. Нарушить эту последовательность никакие внешние воздействия не в состоянии. 2. Внутренняя детерминация развития науки определяется и тем, что для экспериментальных исследований нужна специальная аппаратура, а для создания ее должен быть достигнут необходимый уровень научных знаний о свойствах материалов, о способах их обработки, о механических, химических, электрических, оптических и прочих процессах. 3. Не отрицает того, что общественные условия влияют на ход развития науки, но считают это влияние несущественным, не определяющим. 4. Кумулятивистское понимание роста научного знания, как безличный процесс 5. Две версии. Сильный интернализм: позитивистская традиция отрицания социокультурной детерминации научного познания. Слабый интернализм: постпозитивистские концепции науки, в которых призается вдлиняие социокультурных факторов, интегрированных в логику роста объективного знания. 6. В историко-научных исследованиях длительное время доминировала интерналистская версия. Исто­рия науки рассматривалась как развитие идей, теорий, концепций. Койре Александр (1892-1964) – французский философ и историк науки. После опубликования «Этюдов о Галилее» (1939) Койре стал признанным лидером интерналистского направления в историографии науки, объясняющего развитие науки исключительно интеллектуальными факторами.   К.Поппер, И. Лакатос, С.Тулмин - Слабый интернализм
Экстернализм. Принцип экстернализма: развитие науки имеет внешнюю детерминацию, т.е. обусловлено действием внешних социально-исторических факторов.     1. Нельзя понять причины развития науки, абстрагируясь от социальных условий, в которых она развивается. 2. Наука - порождение общества, она является одной из отраслей общественного труда. Как и всякий общественный труд, научная деятельность призвана удовлетворять потребности общества. 3. Наука имеет свои специфические закономерности развития. Но движущая сила ее развития – это социальные потребности. 4. Антикумулятивистское понимание роста научного знания 5. Две версии. Сильный экстернализм – зхнание социально детерминировано, социология науки поглощает проблематику философии и методологии науки (К.Кнорр-Цетина). Главная проблема социологии науки - функционирование и развитие науки как социального института. В сферу ее проблематики попадают, прежде всего, коммуникации исследователей, организация сообществ, поведение ученых и их различные роли в сообществе, отношения между различными сообществами, влияние на науку эконо­мических, политических факторов и т.п. Познава­тельные процедуры сводятся к социальным отношениям исследователей. Познавательное отношение «природа — науч­ное знание» - для науки внешнее и не раскрывающее механизмы фор­мирования знания. Главными характеристиками этих механизмов выступают социальные отношения исследователей в рамках научной лаборатории Слабый экстернализм (М.Малкей) - Социология на­уки ставит целью выявить социальные условия и мотивы исследова­тельской деятельности. Она имеет свой особый предмет, отличный от предмета философии науки, и должна взаимодействовать с ней. Без этого взаимодействия сама по себе социология на­уки не имеет средств анализа того, как развиваются научные идеи. 6. В историко-научных исследованиях - работы, посвященные социальной истории науки (Дж. Бернал, Б. Гессен, Дж. Ниддам), которые могут быть отне­сены к ослабленной версии экстернализма. Майкл Малкей (р. 1936) - британский социолог и философ науки, известен своими работами по методологии социального анализа науки и критике «стандартной концепции» в социологии знания, идущей от Мангейма и Мертона.   К.Кнорр-Цетина - специалист в области микросоциологических исследований науки.

 

Наиболее плодотворной представляется идея диалектического единства внутренней и внешней детерминации развития науки. Это движущие силы развития науки, находящиеся в отношении дополнительности.

Внутренняя детерминация определяет логику развития научных идей. Внешняя – определяет доминирующие тенденции развития науки в тех или иных социальных условиях.Философские концепции науки, определенные проблемой: как развивается наука?

Концепция Идеи, принципы, положения Персоны
Кумулятивизм 1.Преемственность в научном познании. 2.Наука содержит в себе подтвержденные историческим опытом, твердо установленные истины, и таких истин в ней становится все больше. 3. Ранее найденные факты служат базой для нахождения новых фактов. Новые научные идеи вырастают из старых, выступают как их закономерное продолжение и развитие. 4. Научное знание развивается поступательно, прогрессивно, оно совершенствуется и отражает действительность все надежнее, точнее, глубже, полнее О.Конт, Г.Спенсер Логический позитивизм
Антикумулятивизм 1. Науку «делают» группы специалистов – научные сообщества. Всякое научное сообщество исходит в своей деятельности из какой-то системы общепринятых теоретических установок Признаная (нормиальная) наука – это идеология 2. Ни одну теорию нельзя считать лучше других, ибо они говорят на разных языках. 3. Все парадигмы в равной мере неприемлемы, ибо они ограничивают творческую мысль ученых. 4. Никакого прогрессивного накопления знаний в науке нет, есть только умножение числа конкурирующих между собой гипотез. 5. Путь развития науки – «непрерывная революция». Т.Кун, П.Фейрабенд А.Койре

Социологический подход к науке определен интересом к проблеме социокультурной обусловленности научного познания.

Социология науки имеет достаточно прочную традицию, пред­ставленную идеями К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Манхейма. В 50—60-х гг. XX в. в работах американского социолога Р. Мертона была предложена социологическая модель науки, которая получила название «стандартной концепции» и сыграла существенную роль в ориентации современных исследований в этой области.

 

«Стандартная концепция» в социологии знания 30—гг.XXв. Роберт Кинг Мертон (р. 1910 -?)- американский социолог   Терминология Научный этос Дисфункция, Аномия Амбивалентность мотивов Социальная функция ученого 1.Структурно—функциональное направление в социологии - исследование влияния на рост современной науки экономических, технических и военных факторов. 2. Понятие «научный этос» - ценностно-нормативные структуры, которые определяют поведение человека науки. В набор ценностей входят: универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм. Научный этос – главный регулятив научной деятельности. Познавательная деятельности рассматривается как деятельность, соответствующая этим всеобщим нормам, неизменным в истории науки. 3. Ценностно-нормативная структура устойчиво воспроизводится в историческом развитии науки и обеспечивает ее существование. На ее основе формируется система конкретных предпочтений, запретов, санкций и поощрений. Они, в свою очередь, конкретизируются применительно к тем или иным со­циальным ролям в рамках института науки. 4. Открытие является главной ценностью, значительное место в научных сообществах занимают приоритетные споры, которые регулируются научным этосом. Невыполне­ние совокупности этих норм порождает отклоняющееся (девиантное) поведение ученых (плагиат, шельмование конкурентов и т.п.). 5. Система институциональ­ных ценностей и норм стимулирует научный поиск, ориентирует на открытие нового. Открытие поощряется признанием коллег (звания­ми, почетными наградами, присвоением имени ученого сделанному им открытию и т.д.). Такого рода поощрения ценятся в науке больше, чем денежное вознаграждение. 6. Анализ науки как социального института через описание системы обмена, которая включает специфическую систему распределения вознаграждения за осуществление институционально предписанных ролей. 7. Социальная функция ученого – достижение нового знания, которое становится коллективным жостоянием, новы результаты обмениваются на признание со стороны научного сообщества. 8. Анализ амбивалентности мотивов поведения ученых. Раскрытие девяти пар взаимно противоположных нормативных принципов, фиксация отклоняющихся форм (плагиат, отказ от признания). Отклоняющееся поведение свидетельствует об абсолютизации одной из амбивалентных ценностей науки как социального института и является для него дисфункциональным. 9. Вводит понятие дисфункции - того, что не способствует выживанию и адаптации системы, проводит различие между явными и латентными функциями. 10. Аномии – формы поведения, при которых индивидуальному и общественному сознанию присуще разложение системы ценностей. Исток аномии – в разрыве между нормами/целями культуры и существующими соц.институтами, предоставляющими средства достижения целей.. Разрыв выражается в преступности, апатии, потере жизненных ценностей.  
Программа «дискурс-анализа» Майкл Малкей (р. 1936)     Терминология   Дискурс, Ценностная структура науки   1. Попытка создать новый тип социологии знания, исходящей из идеи социального конструирования научного знания и ценностной структуры науки, в которую входят познавательные и институциональные компоненты. 2. В физическом мире, по Малкею, не существует чего-либо настолько достоверного, что однозначно определяло бы выводы ученых; это позволяет им конструировать различные объяснения реальности, активно используя имеющиеся в обществе языковые, символические, культурные ресурсы. 3. Научное знание не обладает каким-либо выделенным эпистемологическим статусом, оно включено в культуру и открыто для различных социальных и даже политических влияний. 4.Само научное знание трактуется в духе абсолютного релятивизма. Программа «дискурс-анализа», согласно которой реконструировать реальный путь развития науки невозможно. 5. Необходимо учитывать, что институциональные цен­ности сопрягаются со структурой познавательных идеалов и норм. Причем и в институциональном, и в познавательном компоненте ценностной структуры науки следует учитывать сложную структуру идеалов и норм. В них можно выявить три взаимосвязанных уровня смыслов: - смысловой уровень, выражающий отличие науки от других форм познания, - конкретизацию и дополнение этих смыслов идеями и принципами, выражающими особенности культуры той или иной ис­торической эпохи, - смысловые структуры, выражающие специфику познавательной деятельности в той или иной науке (осо­бенности физического, химического, биологического, социально-гу­манитарного исследования и соответствующие особенности регулятивов в научных сообществах).  
Концепция идеальных типов М.Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, философ и историк   Терминология   Целерациональность Формальная рациональность, Познавательный интерес, Ценностная идея, идеальный тип, социальное действие, смысловые связи, социальное отношение 1. Смысл идеальной типологии – в конструировании некоторых образцов-схем, позволяющих наиболее удобным способом упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями и жизненными впечатлениями ученого. 2. Идеальный тип - творение индивидуальной субъективности, которая нагружена ценностными установками. (Такая конструкция есть определенная утопия, отличная от настоящего состояния вещей. Так, античность, феодализм, капитализм для Вебера не объективно существующие отношения, а способы идеальной типизации). 3. Концепция идеальных типов служит методологическим обоснованием плюрализма как принципа исследовательской деятельности, направлена против идеи объективной закономерности исторического развития. 4. Рациональность - определяющая черта современной европейской культуры в противоположность традиционному и харизматическому способам организации общественных отношений. Целерациональность, расчет (исчисление, вычисление) –основа формальной рациональности. 5. Стремился обосновать мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому комплексу, якобы обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. 6. Основную черту капитализма Вебер усматривает в наличии рационально организованного предприятия. Оценивает капитализм как наиболее рациональный тип хозяйствования.
Концепция коммуникатив-ной рациональ-ности   Юрген Хабермас (р. 1929) – немецкий философ и социолог   Терминология   Коммуникативное поведение, Стратегическое поведение, Производственно-трудовая рациональность, Коммуникативная рациональность 1. Теория коммуникативного поведения призвана описать альтернативные структуры институционального оформления в ходе становления современной научно-технической цивилизации, а также двухступенчатое строение современного общества: «система» и «жизненный мир», в котором реализуется непосредственная коммуникация. 2. Современные кризисы имеют социокультурный х-р: управление (которое базируется на принципах производственно-трудовой рациональности) входит в противоречие с господствующей в обществе поведенческой мотивацией. С одной стороны, технические вопросы (инструментальная манипуляция), с другой – практические вопросы (интерсубъективное понимание). Институциональные структуры общества (системы) - против социокультурного жизненного мира. Реальное противоречие – невозможность выразить в институциональных структурах современного капитализма реальность существующей общественной практики. 3. Выделяет два типа поведения: коммуникативное и стратегическое. Показывает, что стратегическое поведение (цель-преследование интереса) ведет к сознательному или бессознательному обману партнера. Следствия: для общества – отчуждение, утрата коллективной идентификации; для культуры – утрата смысла, потеря ориентации; для личности - потеря связи с традицией, нарушение мотивационных комплексов. 4. Коммуникативная рациональность предполагает установку на взаимопонимание. Коммуникативное поведение (ориентированное на коммуникацию) способствует и соответствует упорядоченной нормативной среде, устойчивым межличностным отношениям и личностным структурам. 5. Подлинная интеграция общества обеспечивается коммуникативным пониманием. 6. Эволюционная тенденция общества - все большее разъединение системы и жизненного мира, в котором сама теория играет важную роль.

 

Занятие 4.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.