Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса






 

Глобальный кризис – ситуация, в которой современное общество поставлено на грань выживания, и будущее человечества и возможности науки оценивается пессимистически.

Во второй поло­вине XX в. в связи с возникновением глобальных кризисов и глобаль­ных проблем перспективность развития техногенной цивилизации поставлено под сомнение. Обозначился критический рубеж, указывающий границы это­го типа цивилизационного роста.

Глобальная проблема – проблема, затрагивающая существование современного человечества как целого (рода Хомо сапиенс), независимо от уровня развития отдельных стран и народов. К таким проблемам относят: 1) демографическую проблему (несоответствие темпов роста населения и продуктов питания), 2) экологическую (нарушение восстановительных циклов природы, разрушение биогеоценозов), 3) энергетическую (истощение запасов органического сырья), 4)продовольственную, 5) войны с применением ядерного оружия и оружия массового уничтожения, 6) международный терроризм.

Три главные глобальные проблемы, порожденные техно­генной цивилизацией.

1. Проблема выживания в условиях непрерывно­го совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество оказалось на пороге возможного самоуничтожения, и этот печальный итог был «побочным эффектом» научно-техничес­кого прогресса, открывающего все новые возможности развития во­енной техники.

2. Нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого существования — как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, — приходят в кон­фликтное столкновение. Старая парадигма, будто природа бесконечный резервуар ресурсов для человеческой деятельности, оказалась неверной. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы, и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципи­ально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы.

3. Проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как проблему выхода из современного антропологического кризис, который связан с радикальными трансформациями человеческой телесности, психики, сознания..

Признаки антропологического кризиса.

1. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере он по­рождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие самого человека. Еще в 60-е гг. философ Г. Маркузе конста­тировал в качестве одного из последствий современного техногенно­го развития появление «одномерного человека» как продукта массо­вой культуры. Современная индустриальная культура действительно создает широкие возможности для манипуляций сознанием, при ко­торых человек теряет способность рационально осмысливать бытие. При этом и манипулируемые, и сами манипуляторы становятся за­ложниками массовой культуры, превращаясь в персонажи гигантско­го кукольного театра, спектакли которого разыгрывают с человеком им же порожденные фантомы.

2. Отчуждение человека, проблема одиночества. Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему социализации и формирования личности. Посто­янно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях, в разных культурах, приспосабливаться к разным, постоянно обновляющимся обстоя­тельствам. Связи человека делаются спорадическими, они, с одной стороны, стягивают всех индивидов в единое человечество, а с дру­гой — изолируют, атомизируют людей.

3. Угроза существования человеческой телесности, кото­рая является результатом миллионов лет биоэволюции и которую на­чинает активно деформировать современный техногенный мир. Этот мир требует включения человека во всевозрастающее многообразие социальных структур, что сопряжено с гигантскими нагрузками на психику, стрессами, разрушающими его здоровье. Обвал информа­ции, стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружающей сре­ды, накопление вредных мутаций — все это проблемы сегодняшней действительности, ее повседневные реалии.

Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину, позволяющую лечить многие болезни, но вместе с тем она устранила действие естественного отбора, который на заре становления человечества вычеркивал носителей генетических оши­бок из цепи сменяющихся поколений. С ростом мутагенных факторов в современных условиях биологического воспроизводства человека возникает опасность резкого ухудшения генофонда человечества.

4. Проблема перспектив генной инженерии. Возникает соблазн «плано­мерного» генетического совершенствования созданного природой «антропологического материала», приспосабливая его ко все новым социальным нагрузкам. Об этом сегодня пишут уже не только в фан­тастической литературе. Подобную перспективу всерьез обсуждают биологи, философы и футурологи.

Несомненно, что достижения на­учно-технического прогресса дадут в руки человечества могучие средства, позволяющие воздействовать на глубинные генетические структуры, управляющие воспроизводством человеческого тела. Но, получив в свое распоряжение подобные средства, человечество обре­тет нечто, равнозначное атомной энергии по возможным послед­ствиям.

5. Перспективы мани­пуляций психикой человека путем воздействия на его мозг. Совре­менные исследования мозга обнаруживают структуры, воздействия на которые могут порождать галлюцинации, вызывать отчетливые картины прошлого, которые переживаются как настоящие, изменять эмоциональные состояния человека и т.п. И уже появились добро­вольцы, применяющие на практике методику многих экспериментов в этой области: вживляют, например, в мозг десятки электродов, ко­торые позволяют слабым электрическим раздражением вызывать не­обычные психические состояния, устранять сонливость, получать ощущения бодрости и т.п.

6. Усиливающиеся психические нагрузки, с которыми все больше сталкивается человек в современном техногенном мире, способству­ют накоплению отрицательных эмоций и часто стимулируют приме­нение искусственных средств снятия напряжения. В этих условиях возникают опасности распространения как традиционных (транкви­лизаторы, наркотики), так и новых средств манипуляции психикой.

Попыт­ки целенаправленного изменения сферы эмоций и генетических ос­нований человека, даже при самом жестком контроле и слабых изме­нениях, могут привести к непредсказуемым последствиям.

Нельзя упускать из виду, что человеческая культура глубинно связана с чело­веческой телесностью и первичным эмоциональным строем, который ею продиктован. Предположим, что известному персонажу из анти­утопии Дж. Оруэлла «1984» удалось бы реализовать мрачный план ге­нетического изменения чувства половой любви. Людей, у которых ис­чезла бы эта сфера эмоций, уже не волновало и не интересовало бы творчество ни Дж. Байрона, ни У. Шекспира, ни А.С. Пушкина, для них выпали бы целые пласты человеческой культуры.

Биологические предпосылки — это не просто нейтральный фон социального бытия, это почва, на которой вырастала человеческая культура и вне которой невозможна была бы человеческая духовность.

Всё это проблемы выживания человечества, которые породила техногенная цивилизация. Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем тех­ногенном развитии.

Решение глобальных проблем предпола­гает коренную трансформацию ранее принятых стратегий человечес­кой жизнедеятельности.

Новый тип цивилизационного разви­тия требует выработки новых ценностей, новых мировоззренческих ориентиров. Необходимы пересмотр прежнего отношения к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование природного и социального мира, выработка новых идеалов человече­ской деятельности, нового понимания перспектив человека.

В этом контексте возникает вопрос и о присущих техногенной ци­вилизации ценностях науки и научно-технического прогресса.

Антисциентистские концепции возлагают на науку и ее технологические применения ответствен­ность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциен­тизм требует ограничить и даже затормозить научно-тех­нический прогресс, по существу, предлагает возврат к традиционным обществам. Но на этих путях в современных условиях невозможно ре­шить проблему обеспечения постоянно растущего населения элемен­тарными жизненными благами.

Выход состоит не в отказе от научно-технического развития, а в при­дании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности

В этой связи возникает целая серия вопросов: как возможно включение в научное познание внешних для него ценностных ори­ентации? Каковы механизмы этого включения? Не приведет ли к деформациям истины и жесткому идеологическому контролю за на­укой требование соизмерять ее с социальными ценностями? Имеют­ся ли внутренние, в самой науке вызревающие, предпосылки для ее перехода в новое состояние? И как это новое состояние скажется на судьбах теоретического знания, его относительной автономии и его социальной ценности?

Это действительно кардинальные вопросы современной филосо­фии науки. Ответ на них предполагает исследование особенностей научного познания, его генезиса, механизмов его развития, выясне­ния того, как могут исторически изменяться типы научной рацио­нальности и каковы современные тенденции такого изменения.

Очевидно, первым шагом на этом пути должен стать анализ специ­фики науки, выявление тех инвариантных признаков, которые устой­чиво сохраняются при исторической смене типов научной рациональ­ности.

 

Занятие 5.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.