Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идеи, принципы, положения
1. «События» и «факты», находящихся в сфере сознания субъекта и составляющие исходные предпосылки всякого познания.
2. Предмет философии науки – язык науки как способ выражения знания. Задача философии – устранение псевдопроблем, возникающих из-за неправильного употребления языка, построение идеальных моделей осмысленного рассуждения с использованием аппарата математической логики.
3. В учении неопозитивизма о логических (теоретических) конструкциях подчеркивалось принципиальное тождество объекта и теории объекта, хотя признается различие между «голыми» ощущениями и результатами их рациональной обработки. Кроме того, неопозитивисты отождествляли «объективный факт» (существующий независимо от процесса познания) и «научный факт» (зафиксированный в системе науки с помощью знаковых средств).
4. Представление о творческой роли мышления. Если Мах и Авенариус полагали, что мышление лишь упрощает (экономизирует) обозрение опыта субъекта, то неопозитивисты считали, что мышление вносит в опыт творческий произвол, неузнаваемо его переделывая. Поэтому логика и математика рассматриваются как совокупность дедуктивных построений, опирающихся на произвольные соглашения (конвенции). Это привело к превращению формального начала и вообще языка в главный объект философского исследования в неопозитивизме, почему это течение было названо логической разновидностью позитивизма.
Логический позитивизм сложился и развился в так называемом “Венском кружке” логиков, философов, математиков и социологов, который возник в 1923 г. в Венском университете под руководством Морица Шлика (1882-1936).
5. Концепция логического атомизма Б.Рассела. Истоки: проблема обоснования математики, парадоксы теории множеств. Парадоксы возникают в результате смешения уровней абстракции, когда один термин может обозначать абстракции разного уровня. Эта идея была положена в основу расселовской теории типов, которая требовала четко разделять абстракции разных уровней и налагала запреты на их смешение. Она требовала различать язык, который говорит о признаках некоторого класса объектов, и метаязык, который говорит о классе классов. Парадоксы теории множеств, согласно Расселу, являются результатом смешения языка и метаязыка. Простые высказывания, из которых образуются сложные, Рассел называл атомарными, а сложные — молекулярными. Он придал им гносеологическую трактовку.
Атомарные высказывания непосредственно фиксируют реальное «положение дел», присущие реальным предметам свойства или отношения.
Молекулярные высказывания опосредованно описывают реальность, положение дел. Их истинность обосновывается редукцией к атомарным.
6. Л.Витгенштейн истолковал язык пропозициональной логики как модель мира, находящуюся к нему в отношении отображения. Согласно этим идеям, существует однозначное соответствие между структурой языка и структурой мира. Предложение выступает как образ факта, как его изображение. Оно по своей логической структуре должно быть картиной факта. Факт — это то, о чем говорится в предложении, это то, что делает предложение истинным. Нужен логический анализ, проясняющий логическую структуру языка, выявляющий ее природу как повествование о фактах. В этом случае язык будет показывать структуру мира. Он не описывает эту структуру, но демонстрирует ее. Границы языка и есть границы мира.
7. Противопоставление теоретического знания, как обоснованного, эмпирическому – необоснованному (изменчивому). В науке существует «словарь опыта и «словарь теории». Язык наблюдения независим от языка теории. Опыт и теория говорят на разных языках.
8. Ввели понятие протокольного предложения (высказывания), фиксирующего данные чистого опыта, обладающего безусловной достоверностью и нейтральностью по отношению к теоретическому знанию.
9. Выдвинули кумулятивную модель развития научного знания. Научных революций не может быть, поскольку новая теория включает в себя старую как частный случай, ее можно дедуцировать с помощью логических правил из новой теории. Понтия старой теории не изменяют своего значения при переходе к новой теории
10. Философия науки – сама является наукой. В ней должна быть одна общезначимая, признанная методологическая концепция.
11. Образец научности – теории математической физики. Все научное знание должно иметь аксиоматический и гипотетико-дедуктивный строй.
12. Логический позитивизм как философию науки характеризуют три методологических принципа: принцип верификации, конвенционализм, физикализм.
Принцип верификации (лат. verus-истинный, facere-делать) призван осуществить «демаркацию» (разграничение) между утверждениями, имеющими смысл для науки, и утверждениями, лишенными научного смысла. Поскольку обыденная речь из-за своей многозначности и неопределенности для целей науки малопригодна, Бертран Рассел выдвинул идею совершенного языка науки. Принцип верификации гласит: только то предложение имеет смысл, которое хотя бы в принципе, прямым или косвенным образом, допускает сведение к предложениям, обозначающим непосредственный чувственный опыт индивида или протокольным предложениям ученого (фиксация опыта в предложении).
Конвенционализм постулирует существование в науке произвольных соглашений, действующих в виде исходных (аксиоматических) положений логической структуры науки. Развивая этот принцип, Р.Карнап в 1934 году предложил «принцип терпимости», согласно которому можно выбирать («можно терпеть») любую избранную решением субъекта непротиворечивую логическую систему. Это привело к вопросу о мотивах выбора тех или иных конвенций. Основатель логического позитивизма М.Шлик считал, что при выборе аксиом надо стремиться к простой формулировке законов природы. Принцип конвенционализма был связан с признанием «свободы» в формальных построениях, но, в сущности, отрицал, что сама эта «свобода» обусловлена многообразием мира, существующего независимо от субъекта.
Из сочетания принципов верификации и конвенционализма вытекало понимание строения науки как совокупности условных теоретических конструкций, создаваемых при помощи условных логических средств на базе эмпирических (фактуальных) констатаций (“протоколов”) и поддающихся затем сведению (редукции) к этим протоколам. Индуктивные обобщения играли среди этих средств значительную роль. Связанные с ними трудности вызвали среди неопозитивистов разногласия, в результате была признана гипотетико-дедуктивная схема построения науки.
Физикализм - требование адекватного перевода предложений всех наук, содержащих описание предметов в терминах наблюдения, на предложения, состоящие исключительно из терминов, которые употребляются в физике.[1] Философы в XVIIв. пытались уложить все науки в прокрустово ложе механики, а неопозитивисты - математической физики, по ее состоянию на 30-е годы XX в. В первой половине 30-х годов физикализм пережил полосу бурного расцвета, а затем началось его быстрое падение. Распад физикализма привел к обеднению неопозитивистской доктрины, чему также способствовало «ослабление» принципов верификации и конвенционализма. Первый из них был сведен к общему пожеланию о подкреплении утверждений опытом, а второй к не уточненному далее отрицанию опытного происхождения законов логики и математики.
13. Поставленные проблемы:
- интерсубъективность предложений науки,
- продуктивность теоретического знания и мышления,
- проблема значения и смысла – проблемы семантики.
14. Выдвинули задачу реконструкции всех наук посредством логического анализа языка науки,
поставили цель выявить структуру научного знания, решить проблему единства (унификации) науки, построить методологию, которая бы обеспечила прогрессивный рост научного знания.
|
Занятие 3.
Данная страница нарушает авторские права?
|