Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1.2.2. Доктрины неопозитивизма – верификация, конвеционализм, физикализм.
История и философия науки – часть 1.
Тематический план семинарских занятий
Семестр, 2 модуль – материалы к семинарам и зачету
Занятие 1.
Раздел 1.1 Феномен науки философия в системе человеческой культуры.
Тема 1.1.2 Эволюция науки как познавательной деятельности и социальной системы в истории европейской культуры.
Вопросы для обсуждения:
1. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Проблема начала науки и периодизации истории науки
2. Характеристика генезиса научного познания. Преднаука и развитая наука
3. Становление первых форм теоретической мысли в Античности.
Наука античности и средневековья
4. Становление опытной науки и социальных институтов науки в новоевропейской культуре
5. Современная наука
Ключевые понятия темы:
Наука, научное познание, преднаука, развитая наука, социальный статус науки, научная рациональность, классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука сциентизм, антисциентизм, античная наука, опытная наука
Занятие 2.
Раздел 1.2 Концепции и проблемы философии науки.
Тема 1.2.2. Доктрины неопозитивизма – верификация, конвеционализм, физикализм.
Вопросы для обсуждения
1. Позитивистская концепция науки (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль).
2. Эмпириокритицизм о проблеме обоснования фундаментальных понятий и принципов науки (Р. Авенариус, Э. Мах).
3. Неопозитивистская концепция науки (лингвистический и логический озитивизм).
4. Верификация, конвенционализм, физикализм
Ключевые понятия: позитивизм, неопозитивизм эмпирикритицизм, логический позитивизм, верификация, конвенционализм, физикализм, протокольные суждения, атомарные суждения
Методические материалы. Философские концепции науки.
Первый позитивизм (Классический) 30-гг. XIXв. Представители: Огюст Конт (1798-1857) - во Франции, Джон Стюарт Милль (1806-1873), Герберт Спенсер (1820-1903) – в Англии
Идеи, принципы, положения
| Терминология
| 1. Отказ от поисков первопричин. Эти поиски – бесплодная «метафизика». Стремление к построению, которое должно опираться исключительно на «факты», полезное для применения на практике - позитивное знание.
2. Идея чистой науки. Освобождение научного познания от всякой философской интерпретации. «Наука сама себе философия».
3. Наука - средство удобного и «экономного» обозрения многообразия ощущений субъекта и ориентации в будущих ощущениях.
4. Наука и ее законы отвечают не на вопрос «почему», а только на вопрос «как». (О.Конт)
5. Идея философии науки, которая занимается систематизацией специального знания, разработкой методологических процедур, позволяющих выявлять наиболее перспективные гипотезы и направления в науке (Милль)
6. Идеализация науки как единственного эффективного средства решения всех проблем человечества. (оптимизм в отношении будущего, связанный с неограниченными возможностями прогресса науки?)
7. Идея логики познания, получения нового позитивного знания, - разработка индуктивных методов установления причинных связей (метод сходства, различия, остатков и сопутствующих изменений – Дж.С.Милль).
8. Идеал научной рациональности и объективности (по образцу механики, математики и физики), в соответствии с которым выделялся позитивный научный метод и принципы классификации наук (этот идеал впоследствии обозначался как классический идеал рациональности).
9. Идея научной социологии как позитивной науки, в задачу которой входит создание «социальной физики» как фундамента изучения и реорганизации общества. Принцип естественнонаучного познания распространялся на область биологии и социологии (О.Конт, Г.Спенсер)
10. Разработка идеи эволюционизма в ее широком применении. Положение: эволюция вселенной – необходимый процесс. (Г.Спенсер)
| позитивное знание - полезное, его содержание должно быть сведено к непосредственно «данному» (ощущениям).
научная рациональность, ее автономия от культуры, религии, философии, морали, истории
научная социология
«социальной физики»
Экономное мышление
Логика познания
| Второй позитивизм (эмпириокритицизм, или махизм), появился в конце XIXв. на фоне «кризиса в физике». Попытка интерпретировать явление радиоактивности, приводила к выводу о том, что вещество, т.е. материя (как тогда считали), может превратиться в нечто, не имеющее массы, а это не материя. На первый план вышли чисто мировоззренческие вопросы: что мы изучаем, каково соотношение наших знаний об этом мире с самим этим миром?
Представители: австрийский физик Эрнст Мах (1838-1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896)
Терминология: “ эмпириокритицизм ” означает “критика опыта”, Нейтральные элементы, Принципиальная координация, Интроекция (от лат. intro — внутрь, iacere — бросать). Усвоение опыта других людей как своеобразное вкладывание (вбрасывание) чужих ощущений и восприятий в мою душу и тело. Истолкования такого рода Авенариус обозначает термином «интроекция». Позднее этот термин стал применяться в психоанализе, обозначив включение в психику индивида взглядов, мотивов, образов, установок других людей.
Идеи, принципы, положения
| 1. Исходное положение эмпириокритицизма: «существует только опыт».
2. Отказ от признания какой бы то ни было объективности в опыте. Наш опыт ощущений - это и есть мир, в котором мы живем. Ощущения существуют сами по себе как элементы мира.
3. Опыт состоит из элементов, он первичен, материя и дух – вторичны. Подчеркивается нейтральность элементов «чистого опыта». «Ничьи» ощущения, «ничей» опыт – таким должно быть естественное представление о мире.
4. Новая модель реальности вместо механицизма, новая философия нейтральности (третья линия- не материализм и не идеализм). Элементы опыта (ощущения) и их функциональные отношения представляют собой единственную реальность, которую можно допустить. Функциональные отношения между элементами мира позволяют сконструировать два типа процессов — физические и психические. Поскольку оба этих типа порождают комбинации одних и тех же элементов, постольку сами элементы не являются ни физическими, ни психическими. Они нейтральны.
5. Э.Мах отмечал ограниченность механицизма и невозможность свести к механическим движениям все изучаемые наукой процессы. Его критика представлений механической картины мира об абсолютном пространстве и времени предвосхищала последующие идеи теории относительности.
Мах считал метафизической мифологемой не только механистическую концепцию атома, но и сами представления об атомистическом строении вещества.
8. Цель научного познания - накопление опытных данных, а также отыскание таких понятий и законов, которые давали бы наиболее экономное описание элементов опыта. Если опытные факты представлены в науке прямыми описаниями, непосредственно фиксирующими наблюдения, то теории выступают косвенными описаниями наблюдений. Они полезны постольку, поскольку мы не можем удержать в памяти все многообразие наблюдений.
9. Научные законы - экономный способ описания ощущений, представляющих данные наблюдения. В научном исследовании эти данные, согласно Маху, и есть элементы чистого опыта, не нагруженного никакой метафизикой.
10. Теоретические законы, представления и понятия - сжатая сводка опытных данных, способ их упорядочивания. По мере расширения опыта происходит смена теорий. Прежние теории отбрасываются и заменяются новыми, более экономно описывающими опыт.
11. Р. Авенариус. Познание - особый аспект жизнедеятельности, органично включенный в нее. Жизнь - процесс накопления и расходования энергии. Стратегия выживания связана со стремлением организмов минимизировать затраты энергии в процессе адаптации к среде, экономно расходовать свои энергетические запасы.
13. Интегральное единство субъективного и объективного, физического и психического суть принципиальная координация «Я и мира». Идея принципиальной координации согласовывалась с концепцией нейтральных элементов мира Э.Маха. Она подчеркивала, что опыт представляет собой изначальную реальность, в которой нет расщепления на субъект и объект. Такое расщепление возникает в результате некритического восприятия индивидами чужого опыта.
14. Организм в своем поведении постоянно трансформирует внешнее во внутреннее, а внутреннее во внешнее. Акты поведения выступают одновременно актами понимания мира. В человеческой жизнедеятельности, согласно Авенариусу, интегрировано, слито то, что связано с внешней средой, и то, что связано с человеческой активностью.
15. Опыт любого индивида не ограничивается только личным чувственным опытом, он расширяется за счет научения, восприятия опыта других людей. Но в этом процессе чужой опыт, который выступает таким же единством внутреннего и внешнего, как и собственный, воспринимается и оценивается как нечто внешнее. В результате возникает представление о внешнем объективном и внутреннем субъективном, которые затем преобразуются в противопоставление субъекта и объекта, души и тела, материи и сознания. Чувственный опыт начинает рассматриваться как состояние души, как психическое. Усвоение опыта других людей истолковывается как своеобразное вкладывание (вбрасывание = интроекция) чужих ощущений и восприятий в мою душу и тело.
|
Третий позитивизм – неопозитивизм (Логический позитивизм) сложился в 20-30 гг. XXв почти одновременно в Австрии, Англии и Польше.
Основные представители: М. Шлик (1882-1936), Л. Витгенштейн (1889-1936), Р. Карнап (1891-1970), Г. Райхенбах (1891-1953), Б. Рассел (1872-1970).
Терминология: логический атомизм, интерсубъективность, конвеционализм, верифицируемрсть, физикализм, редукция, формализм, языковая игра, формализованные системы, атомарные и молекулярные высказывания, кумулятивизм, протокольные предложения, язык наблюдения, язык теории и метатеории, значение, смысл, семантический треугольник.
|