Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III.1, Снарядовая гимнастика






Среди разных видов гимнастики огромной популярно­стью у самых широких кругов населения нашей страны пользуется гимнастика спортивная - с исторически опре­делившимися видами гимнастического многоборья.

Однако исторические тенденции развития гимнастики — процесса как объективного, так и подверженного субъек­тивистским воздействиям (типа приказов, постановлений, нормативов и т.п.) — постепенно вытесняли из круга за­дач, решаемых гимнастикой, именно задачу оздоровле­ния занимающихся.

Гимнастика достигла высочайшего уровня сложности упражнений и всего механизма организации совершенство-


вания спортсменов. Виртуозное мастерство лучших гим­настов радует миллионы поклонников этого прекрасного вида спорта. Однако наряду с огромным зрительским ин­тересом к гимнастике само высшее мастерство оказывает­ся доступным лишь относительно ограниченному кругу молодых людей и, к тому же, требует полной самоотдачи тренировочному процессу даже одаренного гимнаста, по­чти аскетического образа жизни — что не может привлечь к гимнастике подавляющее большинство желающих за­ниматься ею, кроме профессионально четко ориентирован­ных и способных на достижение высшего мастерства.

Подготовка гимнастов высокого класса представляет собой сложную многокомпонентную систему, распределя­ющую главные задачи и способы их решения на взаимо­связанные этапы. Поэтому даже самый начальный специа­лизированный этап подготовки по всем параметрам свя­зан непосредственной зависимостью с целью достижения высшего мастерства. Поэтому практически все норматив­ные документы по спортивной гимнастике: классифика­ционные программы, правила соревнований, системы оцен­ки работы отдельных тренеров и гимнастов и целых гим­настических коллективов — долгие годы строились и про­должают строиться, исходя из одного критерия: достиже­ния высшего мастерства и победы на крупнейших сорев­нованиях. Поэтому традиционная спортивная гимнасти­ка перестала быть общедоступной.

Между тем, именно спортивная гимнастика имеет ог­ромный арсенал разнообразных упражнений, форм и спо­собов организации занятий; она с успехом может исполь­зоваться как средство физического воспитания и образо­вания, оздоровления и реабилитации, приобретения жиз­ненно необходимых навыков бытового, профессионально­го и прикладного значения; применяться с целью агита­ции и пропаганды здорового образа жизни, привлечения к регулярным занятиям людей разных возрастов и про­фессий, и - главное — удовлетворения физических, пси­хологических и эстетических потребностей.

Таким образом, возникло противоречие между тенден­циями развития мировой спортивной гимнастики и одной из главных задач гимнастики в составе государственной системы физического воспитания — вовлечения в система­тические занятия физическими упражнениями и обеспе­чение здоровья широких слоев населения страны.


Для устранения этого противоречия еще в 1984 г. Го­сударственный комитет по физической культуре и спорту ввел особую классификационную программу (категории «Б») по спортивной гимнастике — для низовых кол­лективов физической культуры: школ, средних и высших специальных учебных заведений, производственных пред­приятий, армии и флота.*

По цели и принципам построения программы такая — массовая — гимнастика значительно отличается от той, которая нацелена на достижение высшего мастерства. Это отчетливо видно из приводимых ниже принципов со­ставления и разрядных требований классификационной программы категории «Б».

1. Классификационная программа категории «Б» вве­дена с целью обеспечения доступности занятий спортив­ной гимнастикой для широких масс молодежи, достиже­ния ими высокого уровня спортивно-технической подго­товленности, развития физических качеств и приобрете­ния жизненно важных и прикладных двигательных на­выков, привития устойчивого интереса к занятиям спортом и настойчивости в спортивном совершенствовании, 'реше­ния воспитательных задач.

2. Классификационная программа категории «Б» со­держит следующие спортивные разряды: юношеский, тре­тий, второй, первый.

3. Программу всех разрядов составляет многоборье:

в мужской программе 6 видов: акробатика, конь, коль­ца, опорный прыжок, брусья и перекладина (в юношес­ком разряде 4 вида: акробатика, опорный прыжок, бру­сья и перекладина);

в женской программе 4 вида: опорный прыжок, брусья разновысокие, акробатика (или вольные упражнения — по выбору), бревно.

4. Гимнасты всех разрядов имеют право выступать в
соревнованиях по полному многоборью или по любым из
перечисленных выше трем (мужчины) или двум (женщи­
ны) видам многоборья. Оба варианта дают право на полу­
чение спортивного разряда; в первом случае при резуль-

* Ныне действующий вариант классификационной программы ка­тегории «Б» утвержден ГКС СССР приказом № 411 от 16 июля 1987 г. Автором данной программы является Ю.В. МЕНХИН в соавторстве с Ю. А. САБИРОВЫМ (в части разработки упражнений для мужчин).


тате не менее 80 % от возможной суммы баллов, во вто­ром случае — не менее 85 %.

5. Все упражнения могут быть выполнены частично или полностью в другую сторону без снижения оценки за допол­нительные движения, необходимые для принятия требуе­мого положения (дополнительные шаги, повороты, махи).

6. Оценка выполнения упражнений производится в со­ответствии с правилами соревнований из 10 баллов.

7. Программы юношеского и третьего разрядов на каж­дом виде многоборья состоят из двух упражнений, одно из которых по выбору гимнаста выполняется на соревновани­ях в соответствии с пунктами 4, 5, 6 настоящего раздела.

 

8. Программы второго и первого разрядов состоят из произвольных упражнений, составляемых гимнастами из перечня обязательных для каждого вида многоборья групп элементов (например, любой прыжок переворотом, любой подъем на верхнюю жердь и т.п.). В качестве примеров в программе для каждого разряда приведены по два упраж­нения, одно из которых по выбору гимнасты могут вы­полнять на соревнованиях.

9. За невыполнение обязательных элементов или со­единений каждый раз производится сбавка один балл. Но разрешается замена обязательного элемента другим — бо­лее сложным элементом той же группы. Одно соединение может удовлетворять сразу несколько требований, напри­мер, в первом разряде у мужчин и женщин соединение «рондат — два фляка — сальто» отвечают всем трем требо­ваниям, предъявляемым к акробатическому упражнению.

10. Для выполнения нормативов и присвоения разря­
дов устанавливаются следующие требования и уровни со­
ревнований:

—юношеский и третий разряд: два раза в течение года на первенстве низового коллектива физкультуры;

—второй и первый разряды:

а) два раза в течение года на первенстве коллектива
физкультуры, в официальных матчевых встречах или
мемориалах, или

б) один раз на первенстве города или городского совета
ДСО.

11. Рекомендуется проведение массовых соревнований
по программе категории «Б» с неограниченным допуском
участников по любому разряду и комплексным зачетом
всех участников в соответствии с разрядными коэф-


фициентами, установленными действующими правилами соревнований.*

Показанный выше подход к составлению программы, ориентированной на массовые занятия спортивной гим­настикой, значительно снижает зависимость ее использо­вания как средства физического воспитания от наличия и степени материально-технической оборудованности, спе-циализированности гимнастической базы, исключает не­обходимую в «большой» гимнастике многоборность под­готовки, предоставляя возможность заниматься тем ви­дом многоборья, который нравится или по ряду призна­ков подходит конкретному человеку, исключает необхо­димость частых и продолжительных занятий, больших нагрузок и особого режима жизни, — в целом делает заня­тия гимнастикой широко доступными.

В то же время требования, предъявляемые такой клас­сификационной программой, позволяют получить офици­альное подтверждение достижения определенного уровня совершенства — в виде разрядного удостоверения и знач­ка — что для массового спорта является весьма значимым фактором.

Одновременно упражнения спортивной гимнастики категории «Б» требуют определенного труда, систематич­ности занятий. Именно поэтому они совершенствуют функ­циональные и двигательные способности человека, позво­ляют увидеть реальные результаты своего труда и полу­чить от этого удовлетворение.

В целом цепочка «доступность — возможность — инте-ресность — результативность — удовлетворенность» — и дают ту мотивацию, которая приводит человека на заня­тия, формирует и сохраняет его как активного при­верженца физической культуры.

Это показал и опыт внедрения гимнастики категории «Б»: в учебных заведениях возродились прекратившие было существование секции гимнастики, возникли гим­настические кружки для лиц среднего и даже старшего возрастов, на занятия стали ходить семьями. В организа­ции занятий стали принимать участие ветераны гимнас­тики, делясь своим огромным опытом и продлевая соб­ственную активность. Пробудился интерес и у специалис­тов, которые включились в разработку новых форм орга-

* Варианты положений для таких соревнований приведены в Ч.Ш.


низации занятий, специальных гимнастических устройств и инвентаря, в изучение влияния массовости гимнастики на занимающихся разных возрастов. Массовый характер приобрели и соревнования.

Таким образом, внешне преследуя спортивные цели, гимнастика категории «Б» с помощью общедоступных средств повышает функциональные возможности, укреп­ляет здоровье и обеспечивает психофизическую пригод­ность как основу полноценного и социально активного члена общества.*

Предъявление конкретной информации о содержании классификационной программы категории «Б» по спортив­ной гимнастике не входит в круг основных задач учебни­ка. Вместе с тем, программа стала раритетом и сведения о ней не доходят до широкого круга специалистов или до­ходят в искаженном виде, несмотря на то, что для массы занимающихся в школах, профессиональных училищах и вузах она составляет главное содержание снарядовой гимнастики и обязательный вид программ по физической культуре.

Здесь же зададимся вопросом: почему снарядовую гим­настику относят к видам оздоровительных упражнений? Ведь гимнастические снаряды —это искусственные аппа­раты и упражнения, выполняемые на них также искусст­венны и далеки от естественно-бытовых действий, совер­шаемых ежедневно, да и в обозримых профессиональных видах деятельности они практически не встречаются. Та­ким образом, на первый взгляд, снарядовые гимнастичес­кие упражнения не несут в себе прикладности, которая могла бы расцениваться как оздоровительно-развивающая.

В действительности все обстоит по-другому. Упражне­ния на гимнастических снарядах выполняются в таких условиях, которые уже сами по себе заставляют организм включить в деятельность функциональные резервы (при­рода дала их ему). Двигательные задания, в качестве кото­рых выступают упражнения на снарядах, требуют развер­тывания функционального потенциала и проявления зна­чительно больших энергетических затрат, чем это требу­ют «бытовые» двигательные проявления. Одновременно с этим необходимо осуществлять функциональные затраты

* Естественно, одним введением особой программы нельзя решить перечисленные задачи, нужна соответствующая организация и методи­ка; они освещены в Ч. III.


в таких сложных координационных формах, которыми организм в «готовом виде» не располагает и поэтому их надо строить (одинаковая по величине частота сердечных сокращений во время бега и кувырков — это далеко не одно и то же). Строительство же двигательных умений и навыков связано с совершенствованием жизненно очень важных способностей к дифференцировкам (различению и в соответствии с этим управлению действиями) простран­ственных, временных и силовых характеристик своей де­ятельности, окружающей среды и их взаимосвязей — как естественной основы целесообразности, точности и эконо­мичности деятельности, в целом ее результативности и надежности.

Этому же способствует повышенный уровень психичес­кой деятельности, требующийся не только для «концент­рированного» расхода энергии, но и для осознанности цели его, смыслового содержания, выбора путей реализации, контроля, коррекции и оценки частных и конечных ре­зультатов.

И совершенно неверно представление о том, что «неес­тественные упражнения» не могут сформировать способ­ности и умения, которые окажутся востребованными в условиях обычной жизнедеятельности. Например, навы­ки выполнения подъема разгибом или других подъемов, сформированных в упражнениях на перекладине, брусь­ях и кольцах, могут быть использованы при преодолении на руках высоких препятствий; то же справедливо для навыков, выработанных в опорных прыжках (хотя в обыденной жизни их не надо «демонстрировать с оттяну­тыми носками»).

Различные вращательные упражнения во всех видах многоборья снарядовой гимнастики совершенствуют всё многообразие вестибулярных реакций и в целом функцию равновесия и все те же способности к дифференцировкам, без чего человек попросту не может нормально существо­вать в условиях все большей «закрученности» современ­ной жизни (водоворот движения в толпах; качка, рывки, резкие повороты транспорта, мелькание перед глазами огромного количества раздражителей, «убегание» из-под ног опоры и т.п., все быстрее и быстрее...).

Сочетание разнохарактерных, разных по сложности, физической трудности и психической напряженности уп­ражнений на всех гимнастических снарядах — формирует


такой двигательный потенциал (и по составу и по уровню развития), из которого без всякого ущерба для здоровья может быть заимствована не только малая толика для осуществления бытовой и профессиональной деятельнос­ти, но и большая его часть для реализации (и выжива­ния!) в экстремальных ситуациях. — Этого не дает ни один вид спорта, в снарядовой гимнастике ловкость насыщен­на трудностью.

Однако надо сознавать и то, что упражнения снарядо­вой гимнастики не могут обеспечить абсолютного совер­шенствования. Такое требование и нельзя и не надо ста­вить перед отдельными видами упражнений; эту задачу в целом решает вся система — физическое воспитание. По­этому их и дополняют специальными комплексами, кру­говой тренировкой, сочетанием с другими видами физи­ческих упражнений.

Как это делать — весьма важный вопрос. От владения методикой его решения в конце концов и зависит уровень квалификации специалиста и успешность жизнедеятель­ности его учеников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.