Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III.2. Акробатика






Спортивная акробатика — один из популярных и зре­лищных видов гимнастики. Ею занимаются, в основном, дети и молодежь, хотя существуют и формы и содержа­ние — доступные различным возрастам.

Акробатика относится (по классификации) к сложно-координационным видам спорта, и если иметь в виду выс­шие уровни квалификации, то они, конечно, предъявля­ют к занимающимся очень высокие специфические требо­вания. Вместе с тем, они адресуются людям, многие из которых на данный момент не имеют должной подготов­ленности и поэтому мастерство могут рассматривать лишь как желаемую, но очень отдаленную цель, а занятия ак­робатикой на данном этапе — как средство удовлетворе­ния своих желаний и постепенной подготовке к высшим достижениям. Но и просто, не имея в виду высшее мас­терство и достаточно правильно оценивая свои возможно­сти, — как форму психофизического совершенствования, которая может принести удовольствие. Богатый арсенал средств акробатики позволяет широкий выбор.

Специфику акробатических упражнений определяет ряд признаков. Как и описанные выше упражнения на гимна-


стических снарядах, в акробатике они требуют высоких уровней проявления физических качеств, связаны с боль­шим риском (а значит, необходимы уже на более низких квалификационных уровнях определенный волевой на­строй, смелость, настойчивость), исходный уровень под­готовленности к прыжковым упражнениям более высок и конкретнее выражен, а значит, и та же вестибулярная устойчивость уже должна быть развита хотя бы так, что­бы выполнять вращательные упражнения базового цикла.

Однако сами акробатические упражнения стимулиру­ют развитие всех этих качеств и способностей. Поэтому важно уметь правильно распорядиться имеющимся арсе­налом средств.

В массовой акробатике и начальном этапе занятий ис­пользуются так называемые базовые акробатические эле­менты, подразделяемые на три основные группы: одиноч­ные, парные и пирамидковые.

В группу одиночных упражнений входят прыжковые и статические элементы. Они связаны с выполнением пол­ных и частичных вращений вокруг фронтальной, пере­дне-задней и вертикальной осей, а также сохранением равновесия в определенных позах. В связи с этим выделя­ются подгруппы упражнений статического и динамичес­кого характера.

К подгруппе статических упражнений относятся:

мосты и шпагаты — наиболее простые с точки зре­ния биомеханических условий сохранения равновесия, т.к. в них используется большая площадь опоры и относитель­но низкое расположение общего центра масс тела. В то же время, для исполнения их требуется высокий уровень подвижности в суставах;

стойки — упражнения, связанные с сохранением вер­тикального положения тела «вверх ногами» в различных условиях опоры: кистями, предплечьями, головой, гру­дью и др. За счет разных способов прихода в положение стойки, форм и способов удержания, сходов с нее и соеди­нения с другими элементами можно создать большой ряд упражнений различной физической трудности и коорди­национной сложности и, соответственно, меньшей или большей доступности для конкретного занимающегося;

равновесия — относительно небольшой круг упраж­нений, для которых основой является сохранение опреде­ленной позы на одной ноге при разных положениях ноги


свободной. При этом требуется очень хорошая подвижность в тазобедренных и суставах позвоночника и вестибуляр­ная устойчивость;

упоры - определенные фиксированные позы при низ­
ком расположении общего центра масс, но высоком, над
опорой, расположением плеч. Трудность их различна: наи­
более легки смешанные упоры (например, упор лежа или
упор стоя на коленях), значительно труднее такие, в ко­
торых требуется проявление силы и гибкости при одно­
временном силовом напряжении (например, упор углом,
упор высоким углом).

Для упражнений динамического характера, которые могут выполняться на месте или в движении, главной характерной особенностью являются «переворачивания» в определенном направлении и с обусловленным коли­чественным выражением его: вперед, назад и в сторону, полуоборотом и полным вращением, с отталкиванием и без отталкивания руками, а также с сохранением задан­ной позы или изменением ее. К ним относятся:

перекаты и кувырки — вращательные движения с последовательным касанием опоры при частичном или полном переворачивании через голову; могут выполнять­ся в группировке и согнувшись или прогнувшись в полет­ной фазе, когда выполняются прыжком или с разбега;

полуперевороты — движения с частичным вращени­ем тела и переходом из одного положения в другое, как правило, сменой стоек; например, из стойки на руках медленный переворот вперед в стойку руки вверх, или: из основной стойки прыжком стойка на руках (по сути, по­лупереворот вперед), из стойки на руках толчком руками прыжок в стойку на ногах (так называемый курбет);

перевороты ~ наиболее представительный и разно­образный вид упражнений, включающий полное враще­ние через голову, но разделенный промежуточной опорой руками или руками и головой, одной рукой; различаются по скорости вращения (быстро или медленно), способу выполнения (с места, с разбега, прыжком, с прыжка-под­скока, называемого «вальсет»), а также по заданному ко­нечному положению (на одну или две ноги, в остановку или в переход на следующий элемент);

сальто — базовый вид акробатических прыжков со сложной технической структурой, предусматривающей полное вращение в безопорном положении через голову;


 




разновидности сальто определяются направлением враще­ния (вперед, назад, в сторону), положением акробата в полете (в группировке, согнувшись, прогнувшись, в полу­группировке), а также объединением с поворотами и ко­личеством вращений.

Вторая группа элементов — парные упражнения — предполагают взаимодействия двух акробатов. Парные уп­ражнения могут быть женскими, мужскими и смешанны­ми. По содержанию и характеру это — балансирования и вольтижные упражнения.

Среди упражнений в балансировании различаются:

входы и наскоки — важные, хотя и вспомогательные,
движения, позволяющие верхнему партнеру принять ис­
ходное положение на какой-либо части тела нижнего для
начала основного упражнения; в зависимости от способа
принятия исходного положения и фиксируемой позы дей­
ствия обоих партнеров в разные моменты приобретают
главенствующую роль или выполняют сопутствующую
функцию, но всегда в четкой согласованности друг с дру­
гом. Сами же входы и наскоки осуществляются силой,
прыжком, броском — с разных направлений (спереди, сбо­
ку, сзади) и с разной ориентированностью конечных по­
ложений нижнего и верхнего — совпадающей и не совпа­
дающей;

поддержки — выполняются верхним при опоре на нижнего (на руках, на ногах, на спине, на груди) — с ус­тойчивой фиксацией позы. Сложность поддержек зави­сит от построенной фигуры, определяющей взаимное рас­положение звеньев тела и проекцию центра масс по отно­шению к площади опоры (а в связи с этим и величину усилий нижнего партнера), способом поддержки (захват звена, ширина, удобство, устойчивость опоры верхнего и нижнего — в отдельности и во взаимосвязи), а также вы­сотой расположения верхнего по отношению к нижнему;

упоры, стойки, равновесия — общие характеристики которых даны при описании первой группы упражнений, кроме того, имеют сходство с поддержками; но они, как правило, более сложны и более разнообразны как по фор­ме фиксируемых поз, так и по способам прихода в требу­емую позу и фиксации ее. Они выполняются толчком, силой, махом, с поворотом; с опорой на руках или одной руке, на ноге, плече, голове; с разным положением ниж­него: стоя на колене, в основной стойке, в выпаде, лежа на груди или спине, в приседе и т. п.;


взаимные перемещения партнеров необходимы для смены элементов в композиции. Они могут быть последо­вательными или одновременными; при смене позы верх­него нижний может свою позу не менять или действия их могут быть противоположны; темп взаимных перемеще­ний может совпадать или специально варьироваться «не­зависимо»; характер работы также бывает весьма разно­образным: преодолевающий силовой или рывковый, усту­пающий и статический — причем в самых разных сочета­ниях. Естественно, для выполнения перемещений и вза­имных их сочетаний партнеры должны иметь высокий уровень физической подготовленности и координацион­ных способностей, реализованных в специальной технике выполнения,

Вольтижные упражнения представляют собой дей­ствия, связанные с бросками и ловлей партнера. Требова­ния к физической и двигательной подготовленности за­нимающихся здесь наиболее высокие по сравнению с дру­гими видами упражнений. Возрастают значительно и тре­бования к согласованности действий при отталкиваниях, балансировке в позах, фиксируемых после полетов; от каж­дого из партнеров требуется безукоризненное владение своими действиями и чуткое реагирование на действия партнера; при этом если верхний обеспечивает безопас­ность четкостью своих действий, то нижний, кроме этого, еще и страхует верхнего и, в определенной мере, себя во время ловли партнера, обладающего немалым количеством движения.

Основными видами вольтижных упражнений являют­ся подкидные прыжки и соскоки, входы прыжком и брос­ком, смены поддержек с фазой полета без вращений и с вращениями, повороты и обороты, полуперевороты и саль­то. Все они выполняются с применением разных способов отталкиваний (и нижним и верхним), приходов в требуе­мую позу, согласованную между партнерами; с разной степенью физической трудности, технической сложности и психической напряженности.

Третья группа базовых упражнений — упражнения пи-рамидковые. Они выполняются тройками, четверками или большим количеством акробатов и включают элементы балансового и вольтижного характера.

Представления о них дают приводимые здесь рисунки (6—21). Пирамидковые упражнения, как правило, состо-


 




ят из различного рода акробатических стоек и поддер­жек, смена которых путем перемещения участников, а также «входов» и «сходов» — создает впечатление ди­намичности действа, позволяет строить фигуры различ­ной сложности и выразительности.

С точки зрения необходимости внедрения таких упраж­нений в широкие массы занимающихся весьма важными оказываются следующие особенности:

1) возможность участия различных по подготовленно­сти, возрасту и полу акробатов с соответствующим разде­лением двигательных ролей;

2) построение пирамиды как управляемый процесс, облегчающийся оговоренными сигналами и командами руководителя, а также музыкальным сопровождением;

3) широкий диапазон трудности и сложности пирамид, определяющий возможность различного по количеству участия в них занимающихся и доступность их детям дош­кольного и школьного возрастов, молодежи и квалифи­цированным спортсменам;

4) отсутствие необходимости в специальном оборудова­нии и возможность построения на естественных травяных лужайках и площадках;

5) достаточно высокая эффективность как средства об­щефизической подготовки и формирования должной мо­тивации к регулярным занятиям;

6) возможность художественного оформления, вырази­тельности и зрелищности как средства воспитания эсте­тических вкусов и творчества.

Классификационная программа категории «Б»*

Для занятий и соревнований по спортивной акробати­ке, как и в спортивной гимнастике, разработана класси­фикационная программа, адресованная широким массам — школьникам, учащимся средних специальных учебных заведений, студентам. Составлена она таким образом, что­бы создать максимум возможностей для занятий, исклю­чить ненужные условности в организации и проведении соревнований, сделать более достижимым выполнение разрядных нормативов и получение заветного значка спортсмена-разрядника.

* Разработана Федерацией акробатики СССР и введена с 1.01.1985 г.


Классификационная программа категории «Б» по спортивной акробатике включает парные упражнения, групповые упражнения для трех человек и групповые упражнения для четырех человек.

Все упражнения представлены третьим, вторым и пер­вым разрядами, для получения которых нужно набрать соответственно 30 баллов, 32 и 34.

Во всех видах спортсмены выполняют четыре обяза­тельных упражнения. Одно из них состоит из отдельных акробатических элементов и три — парно-групповые. Уча­стники, выступающие в парах, тройках и четверках, ин­дивидуальные упражнения выполняют одновременно. При этом их выступления оцениваются одной оценкой из 10 баллов.

Очень важно, что к соревнованиям допускаются участ­ники с 7-летнего возраста (имеющие разрешение врача).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.