Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ибн Таймия






 

Как было сказано выше, основоположником взглядов, названных позже салафитскими, стал имам Ахмад ибн Ханбал. Но лавры ученого, открывшего новую страницу в истории салафизма, по праву принадлежат Такиутдину Ахмаду ибн Таймии [Абу аль-Аббас Такиуддин Ахмад ибн Абд аль-Халим ибн Таймия (1263–1328 гг.). Видный ученый, мыслитель, теоретик, разработчик многих положений салафитской доктрины. Общепризнано, что он обладал обширными знаниями во многих исламских науках. Занимался преподавательской деятельностью и исследованиями в области права. Написал множество книг, в основном направленных на развитие и укрепления основ шариата, издавал фатвы по различным вопросам. Разработал концепцию устройства исламского государства на основе шариата, выдвинул и другие идеи, оказавшие огромное влияние на ученых более поздних времен.].

Немало сказано и написано об этом выдающемся человеке. Его противники обвиняли его во всевозможных грехах, называя его то муджиссимитом, то мушабихитом, то хашвитом, называли его заблудшим, лицемером, а то и вовсе неверным, вышедшим из Ислама. Сторонники же защищали его, называя все эти обвинения абсурдными, а самого ибн Таймию считали великим ученым, заслуживающим почетного титула «шейх уль-ислам».

Почему у ибн Таймии было столько врагов? Главной причиной этого стало то, что ученый прилагал максимум усилий для опровержения своих противников, и бó льшая часть написанных им работ посвящалась этой теме. Он встал в оппозицию всем и вся, опровергая взгляды мутазилитов, шиитов, джабаритов, хариджитов, философов, суфиев, мистиков, а также суннитских приверженцев калама, таких как ашариты и матурудиты. Он не оставлял в покое даже приверженцев четырех мазхабов, критикуя их преданность таклиду, обличая их закостенелость и нежелание размышлять. Отношения независимого мыслителя с властью также, как правило, были далеки от идеальных. Неудивительно, что он нажил себе массу врагов, а его противники, зачастую непримиримые друг к другу в остальных вопросах, объединялись, чтобы выступить против него.

Вкратце расскажем о жизни этого незаурядного человека.

Он родился в городе Харран в 1263 г. Позже его семья переехала жить в Дамаск, где ибн Таймия получил религиозное образование в соответствии с мазхабом имама Ахмада ибн Ханбаля. По некоторым данным, проявил себя выдающимся ученым и в 19 лет стал муфтием, занимался преподаванием Корана и фикха.

Ибн Таймии было суждено жить в нелегкое для Ислама время, когда бывшая великая империя — Халифат — пришла в упадок. Между местными династиями происходили конфликты, глубочайший кризис поразил как светскую, так и религиозную сферы общественной жизни. Ситуация усугублялась вторжением с востока монгольских армий, крушивших все на своем пути. Постепенно монголы захватили все восточные провинции Ирана и Ирака. Их армии устремились в Египет. В эти трагические дни ибн Таймия прилагал множество усилий, чтобы консолидировать исламское общество в разных странах для борьбы с общим врагом. По некоторым данным, он лично принимал участие в военных действиях против монголов.

Неоднократно (три или четыре раза) ученый попадал в тюрьму по обвинениям в разжигании фитны и распространении ошибочной акыды. Он и умер в тюрьме в 1328 г.

По-видимому, ибн Таймия был человеком с весьма непростым характером, безоговорочно уверенным в своей правоте и крайне нетерпимым к своим противникам. Что говорить о несуннитских течениях, если даже о суннитах-ашаритах он высказывался так: «Как могут быть халяфиты [Халяфиты — это общее название богословов, которые в отличие от ибн Таймии и салафитов, считали, что в некоторых случаях к Корану и хадисам допустимо применять аллегорическое толкование, во избежание впадения в уподобление.] (т. е. ашариты) лучше салафитов? Как могут выкормыши философов, последователи индусов, греков, наследники огнепоклонников и многобожников, а также заблуждений евреев, христиан, сабиев и им подобных быть более знающими об Аллахе, чем истинные наследники Пророков?»

Учениками и последователями ибн Таймии были такие ученые, как ибн аль-Каййим аль-Джаузия, хафиз аз-Захаби, Мухаммад ибн Абд-Аль Ваххаб. Его произведения продолжают оказывать огромное влияние и по сей день. Если речь заходит об исламских реформах в государстве, то первым делом обращаются к книгам ибн Таймии, приложившего много усилий для разработки таких вопросов как форма исламского правления, установление законов, приведение различных сторон жизни общества в соответствие с шариатом.

Салафизм — это учение, которое твердо заняло свою нишу в исламском обществе. Время от времени количество сторонников этой доктрины в обществе возрастает, порой их остаются единицы. Но, на мой взгляд, салафизм — это та доктрина, которая даже потеряв большинство своих последователей и подвергаясь гонениям со стороны государства, всего за несколько лет может — как птица Феникс из древних мифов — восстать из пепла, набрав множество сторонников. Для этого, помимо воли Аллаха, нужно немногое: харизматичный, образованный лидер, способный напомнить людям положения этой неустаревающей доктрины, и глубокий кризис исламского общества, способствующий стремлению людей вернуться к исламскому правлению и образу жизни. А жизнь в полном соответствии с исламскими законами — это то, к чему в первую очередь призывают салафиты всех времен.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.