Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Салафизм






 

Салафизм — одно из идеологически-мировозренческих направлений суннитского богословия и права. Несмотря на то, что сегодня многие положения этой доктрины прочно обосновались в умах значительной части исламской уммы, представления о салафизме, бытующие как в массовом сознании, так и в рефлексии специалистов, в значительной степени состоят из маловразумительных мифов и расхожих предрассудков. Я постараюсь, по мере возможности, дать читателю реальную картину этого учения, рассмотрев вопросы богословия и права, традиционно проблемные для салафитов; показав типичные салафитские подходы к их решению; и изложив характерные положения салафизма, сформированные в рамках общесалафитского методологического и проблемного единства.

Для начала дадим определение понятия «салафизм». Слово «салафиты» обозначает последователей саляф ас-салихин, праведных предков. Тогда «салафизмом» мы будем называть стремление мусульман отбросить многочисленные нововведения (бида), исказившие за века первоначальное учение Пророка [Противники салафитов нередко указывали на некоторую парадоксальность того, что обвинения в нововведениях выдвигает группа, которая сама по себе — бида в исламской умме: «… понятие “салафит” — не что иное, как нововведение; тех, кто называл бы себя так, не было ни при Пророке, ни при сподвижниках». На это салафиты отвечают точно так же как и суфии: «Да, действительно, так себя не называл ни Пророк, ни его сподвижники, но тогда не было всевозможных сект; все мусульмане составляли единую умму, салафитскую по духу, и не нуждались в других названиях». Конечно, такая картина весьма идеализирована: шииты и хариджиты появились уже во время сподвижников, а кадариты отделились при табиинах.], и возродить «чистый» Ислам, существовавший при жизни благородных сподвижников Пророка, их благочестивых последователей (табиун) и тех имамов, чья праведность общепризнана.

Основой основ салафизма и корнем его методологии является строгое следование Исламу согласно тому, как его понимали и разъясняли сподвижники и ближайшие к ним поколения их последователей, а не так как его трактовали позднее, не опираясь ни на хадисы Пророка, ни на выводы предшественников.

Принято считать, что у истоков салафизма стоял имам Ахмад ибн Ханбаль (780–241/855) — крупнейший ученый; основатель одной из суннитских богословско-правовых школ — ханбалитского мазхаба; и идейным вождь созданного им религиозно-политического движения, впоследствии названного ханбализмом. Расцвет деятельности ибн Ханбаля совпал с крайним обострением теологического противостояния между суннитами и мутазилитами. Этот выдающийся человек стал одной из самых значительных фигур этого противостояния. И дело не только в его глубочайших познаниях. Ибн Ханбаль проявлял удивительную стойкость в вопросах веры, мужественно отстаивая свои убеждения даже перед лицом суровых испытаний, когда правители силой насаждали положения мутазилитской доктрины и жестоко преследовали своих противников. За отказ признать сотворенность Корана ученый был на два года брошен в тюрьму. Чтобы заставить имама Ахмада отречься от истины, его, немолодого уже человека, настолько жестоко секли плетями, что сокамерникам приходилось отдирать с его спины омертвевшую плоть.

Одной из величайших заслуг ученого стало то, что он собрал огромное количество хадисов Пророка и его сподвижников и объединил их в книгу «Муснад». Учеником ибн Ханбаля был известный мухаддис Исмаил аль-Бухари, составивший позже книгу хадисов «Джами ас-Сахих», включающую лишь те хадисы, которые отвечали его требованиям достоверности. Позднее сунниты признали «Джами ас-Сахих» самым авторитетным из всех существующих сборников хадисов.

Во все времена салафиты при решении тех или иных вопросов права отдавали предпочтение хадисам Пророка.

Салафиты строят свою доктрину на следующих принципах:

· Все стороны жизни и религии необходимо сверять с аятами Корана и хадисами Пророка, при этом недопустимо использовать их аллегорическое толкование и искажать их прямой смысл;

· Во всех предписаниях следует руководствоваться методами сподвижников и последователей Пророка;

· Необходимо строго соблюдать нормы шариата; правление не на основе Ислама и Божественных законов недопустимо. Во все времена салафиты считали великими грешниками или даже неверными тех правителей, которые судили не по законам Аллаха;

· Недопустимо внедрение в Ислам любых религиозных нововведений.

При этом салафитов не совсем верно полностью соотносить с суннитами, так как между ними существуют некоторые отличия, например:

· Сунниты считают допустимым «хорошие нововведения», в то время, как салафиты категорически их отвергают, заявляя, что такого понятия как «хорошее нововведение» просто не может быть. Вот слова одного из ранних салафитов Барбахари: «Если встретишь приверженца Сунны с плохими мыслями и деяниями, грешника, то дружи с ним, так как он не повредит тебе. Однако, если ты встретишь приверженца религиозных новшеств, который обходится малым и пребывает в смирении, не сиди с ним, не слушай его разговоры, не выходи с ним в путь, так как я не уверен, что ты не станешь с ним соглашаться, и не будешь обречен на погибель». Салафиты приводят множество хадисов Пророка, высказываний его сподвижников и ученых более поздних времен о недопустимости нововведений.

· В одно время сунниты посчитали, что необходимо закрыть врата иджтихада и строго следовать фатвам одного из четырех мазхабов. В этом ими была проявлена неумеренность, выраженная в крайних формах фанатизма, из-за чего между мусульманами разных мазхабов постоянно проходили споры и конфликты. Между тем, салафиты никогда не считали, что врата иджтихада могут быть закрыты. Они не являются сторонниками строгого следования определенному мазхабу, а, по сути, имеют свой собственный мазхаб. Их позиция вкратце характеризуется следующим: «Нашим мазхабом является то, что имеет более сильные доказательства». Салафиты, несмотря на то, что большинство их ученых вышло из мазхаба имама ибн Ханбала, всегда были готовы отказаться от его мнения или от мнения какого-либо другого мазхаба, если считали, что противоположное мнение более обосновано.

Теперь изложим убеждения салафитов в вопросах вероучения.

 

Единобожие (Таухид)

 

Разъясняя сущность и аспекты Единобожия, салафиты говорят, что в это понятие входит несколько составляющих:

· Господство Аллаха над всем мирозданием (таухид ар-рубубиййа);

· Исключительное право Аллаха быть объектом для поклонения (таухид аль-улюхиййа);

· Единство Бога в обладании прекрасными именами и качествами (таухид аль-асма ва-с-сыфат), что включает в себя наличие у Аллаха различных атрибутов и качеств.

Особо пристальное внимание салафиты уделяют единственности Аллаха как объекта поклонения. Они заявляют, что такие действия, как обращение и взывание к праведникам с мольбами о помощи, культ могил праведников и мучеников, тавассуль с помощью святых, использование различных предметов, принадлежащих святым, или земли с их могил с целью защиты и получения каких-либо благ, паломничество к местам захоронения святых — все это отход от Единобожия и проявление величайшего греха многобожия. Подобные действия, по мнению салафитов, появились в результате поздних религиозных нововведений, были либо выдуманы людьми, либо заимствованы у доисламских религиозных общин и не имели к Исламу никакого отношения.

Салафиты принимают все те качества и атрибуты Аллаха, о которых упоминают Коран или хадисы Пророка, при этом они считают, что толковать эти понятия каким-либо образом недопустимо, а следует принимать их в том виде, как о них сказано в священных текстах.

Салафиты признают наличие у Аллаха таких качеств как способность говорить, гневаться; утверждают, что, согласно Корану, у Аллаха есть лик, руки, глаза, голень; что Аллах находится на самом высоком месте, выше семи небес, престола и трона, и согласно словам Корана Он утвердился на троне.

Для обоснования этих утверждений салафиты, начиная с ибн Таймии, приводят многочисленные аяты Священного Корана, хадисы, высказывания ранних ученых.

Именно за эту позицию салафитов обвиняют в антропоморфизме, в том, что они сравнивают Аллаха с Его творениями. Критики салафизма утверждают, что невозможно все аяты Корана рассматривать только с точки зрения их явного смысла, ведь аяты Корана делятся на явные, или однозначные, (захир) и такие, которые имеют скрытый смысл или требуют толкования. Если следовать только их буквальному смыслу, то можно дойти до абсурда. Например, аят Корана говорит: «Всякая вещь погибнет кроме Его лика» [Коран, сура 28 «Аль-Касас», аят 88.]. Неужели же, следуя салафитским представлениям о наличии у Аллаха рук и голени, нужно полагать, что погибнут и они, и у Аллаха останется только лик? Конечно же, это абсурд. Поэтому противники салафитов утверждали, что подобные аяты нуждаются в аллегорическом истолковании: лик — это сама сущность Аллаха, руки — Его всемогущество и власть, и т. д. Аналогично и с вознесением. Вознесение означает не то, что Аллах находится в определенном месте, а то, что Он обладает полной властью над всем сущим и является Единственным полновластным правителем.

Но на призыв подходить к аятам Корана с рациональной точки зрения ибн Таймия и его последователи обычно отвечали словами Корана: «Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие знаниями говорят: “Мы уверовали в него. Все это — от нашего Господа”. Но поминают назидание только обладающие разумом» [Коран, сура 3 «Али Имран», аят 7. Этот аят издавна был предметом споров между различными сторонами, так в нем самом говорится, что в Коране есть и ясные, и иносказательные аяты.].

Споры между салафитами и их противниками из числа суннитов, — ашаритами и матурудитами, — не говоря уже о мутазилитах и шиитах, продолжаются уже много столетий, но каждый остается при своем мнении, поэтому, думаю, нет смысла подробно излагать аргументы обеих сторон, а желающий углубить свои знания в этом вопросе может сделать это самостоятельно. По этому поводу существует огромное количество разъяснений, изложений, опровержений и другой литературы, излагающей взгляды всех сторон.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.