Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хишамиты. Хишамиты — последователи двух Хишамов — Хишама ибн аль-Хакама, создателя учения об антропоморфизме, и Хишама ибн Салима ад-Джавалики






 

Хишамиты — последователи двух Хишамов — Хишама ибн аль-Хакама, создателя учения об антропоморфизме, и Хишама ибн Салима ад-Джавалики, его единомышленника.

Хишам ибн аль-Хаккам был одним из шиитских теологов, между ним и Абу аль-Хузайлом происходили диспуты по теологии, в том числе и об антропоморфизме.

Ибн ар-Раванди передал слова Хишама, что между Богом и телами существует какое-то сходство.

Аль-Кааби передал его слова, что Бог — это тело, состоящее из частей, обладающее размерами, однако, Он не похож ни на что сотворенное, и ничто не похоже на Него.

С его слов передавали, что Бог семи пядей по своей собственной пяди, что Он находится в особом месте и в особой стороне, и что Он двигается. Но это не движение от одного места к другому, Его движение — это Его действие. Он ограничен в сущности, но безграничен в могуществе.

Абу Иса аль-Варрак передал с его слов, что Аллах соприкасается со Своим троном так, что ничто из Него от Него не остается вне трона, и ничто от трона не остается вне Его.

Согласно учению Хишама, Создатель никогда не перестанет быть знающим. Он знает вещи после того, как они уже существуют, с помощью такого знания, о котором не говорят, что оно создано или вечно, так как это атрибут, а атрибут не определяется. О Его знании не говорят, что оно есть Он, или не Он, или часть Его.

Его мнение о Божественном могуществе и вечной жизни, возникновение которых он все же признавал, было не таким, как его мнение о Божественном знании. Он говорил, что Бог желает вещи, Его желание есть движение, которое не является ни самим Аллахом, ни чем-либо другим.

О Слове Создателя он говорил, что это атрибут Создателя, и нельзя сказать, что оно сотворено или не сотворено.

Хишам говорил, что атрибуты не могут быть доказательством Аллаха Всевышнего, так как среди них есть такие, которые устанавливаются путем умозаключения. А то, что приводится как доказательство Создателя, обязательно должно быть реально существующим объектом, но не плодом умозаключения.

Хишам ибн Салим говорил, что Всевышний похож на человека. Его верхняя часть полая, а нижняя плотная. Он — ослепительно сияющий свет. У Него есть пять органов чувств, рука, нога, нос, ухо, рот и обильная чернота, это — черный свет. Однако, Он бесплотен и бескровен.

Со слов Хишама ибн Салима передавали, что он допускал, что Пророк может совершить грех, но в то же время он верил в полную непогрешимость имамов. Этому мнению он давал следующее объяснение. Если грех совершит Пророк, то Аллах посредством откровения исправит его, после чего Пророк поймет свою ошибку и раскается в ней. Имам же не получает откровения, поэтому он обязательно должен обладать полной непогрешимостью.

В отношении Али Хишам ибн аль-Хакам проявлял чрезмерность, утверждая даже, что он бог, повиновение которому обязательно.

Хишам ибн аль Хакам являлся автором основ вероучения шиитов. Также упомянем о том, что он говорил во время споров с мутазилитами, и какие мнения вынуждал признавать своих оппонентов. Одному из шейхов мутазилитов, аль-Афдалу, он сказал: «Ты говоришь, что Создатель знает посредством знания, Его знание есть Его сущность. С сотворенными вещами Он имеет общее в том, что Он знает посредством знания, и отличается от них в том, что Его знание есть Его сущность. Стало быть, Он Знающий, но не такой, как другие знающие. Так почему же ты не говоришь, что Он — тело, не такое, как другие тела, что Он — образ, не такой, как другие образы, что у Него есть размер, не такой, как другие размеры и тому подобное?» [На самом деле Хишам ибн аль-Хакам не утверждал, что Аллах является телом, в ходе своего спора он просто сказал оппоненту: «Ты говоришь, что знание — это Его сущность, но оно не подобно ничему, тогда почему ты не говоришь, что Он тело, но не такое, как другие». Это был просто теоретический вопрос, а не отражение мнения Хишама. Хишам был одним из самых больших теологов и идеологов шиизма. Современные имамиты относятся к нему с большим почтением и считают его своим учителем. А те обвинения, которые ему предъявляют, называют ложью врагов. Они говорят: «Он был нашим ученым, и мы лучше знаем о его взглядах. Он никогда не склонялся к “крайностям” и антропоморфизму». Необходимо признать, что это правда. Если судить о взглядах Хишама, которые упомянуты в шиитских книгах, и в книгах, которые приписывают ему, то нужно согласиться с тем, что он не был «крайним», а то, что о нем говорят его противники — ложь.]

Зурара ибн Айан был согласен с ним относительно того, что знания у Аллаха возникают, но к этому он прибавил мнение о том, что у Всевышнего также возникло могущество, жизнь и все остальные Его качества. До возникновения этих качеств Он не был ни Знающим, ни Всемогущим, ни Вечноживым, ни Слышащим, ни Видящим, ни Желающим, ни Говорящим.

Первоначально Зурара ибн Айан признавал имамат Абдаллаха ибн Джафара, но после того, как он обсудил с ним некоторые вопросы и не нашел его знающим в них, он обратился к Мусе ибн Джафару. Говорили также, что он не признал его имамат, а, показав на свиток Корана, сказал: «Вот мой имам!»

Зурариты верили в то, что имамы обладают знаниями по всякому вопросу, и невозможно допустить невежество имама в каком-либо вопросе. Все эти знания являются у имамов врожденными. Все, что другие люди познают путем размышления и обучения, у имамов уже есть от рождения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.